Реформа гиюра, планируемая министром Кахана, вернет государство Израиль в состояние общин, как странах рассеяния, и послужит цели левацких организаций: превратить Израиль в космополитическое государство вместо еврейского
Министр Матан Кахана уже несколько месяцев ведет пропагандистский кемпейн реформы гиюра, которую он собирается провести в ближайшее время. Он все время говорит о "проблеме": 450 тысяч гоев живут в Израиле. Поэтому, утверждает Кахана, задача поколения - "найти решения", которые дадут ответ для этой серьезной проблемы.
Ответ министра Кахана - реформа гиюра, черновик которой был вскрыт для общественности несколько недель назад 14 телеканалом. Перед тем, как приведем тут основные пункты реформы, надо разбить 2 предубеждения по вопросу гиюра в Израиле - предубеждения, которые глубоко укоренились вследствие проводимой СМИ промывки мозгов.
Во-первых, гиюр в Израиле ведется по самому облегчаемому методу. Сюрприз: не харедим (которых некоторые пытаются обрисовать как крайне устрожающих) диктуют параметры гиюра в Израиле, а раввин Друкман (прим.перев. - один из крупнейших раввинов религиозных сионистов). Система гиюра действует по правилам, сформулированным и установленным раввином Друкманом, - правилам, которые, разумеется, не устрожающие, а облегчающие.
Во-вторых, система гиюра удобна. Сказки об излишней бюрократии и недоброжелательном отношении - это клубок россказней - просто клевета. Каждый, знакомый с проведением гиюра, знает: система удобна, эффективна и доброжелательна.
И после этого есть один факт, важность которого невозможно преувеличить - последняя подпись под каждым гиюром принадлежит главным раввинам Израиля. Смысл любого изменения этого положения будет заключаться в том, что один раввин не будет признавать гиюр другого раввина, одна община не будет вступать в браки с представителями другой общины. Простыми словами: утверждение человека, что он еврей, и соответствующая запись в МВД не будут гарантиями его еврейства.
Это именно то, что министр Кахана собирается сделать. Основной смысл его реформы заключается в том, что любой городской раввин сможет проводить гиюр. Главные раввины не только не смогут устанавливать правила прохождения гиюра или забраковывать гиюр - они даже не смогут запретить конкретному раввину проводить гиюр. Единственная компетенция, которую министр соизволил оставить главным раввинам в законопроекте, - это запретить городскому раввину проводить гиюр, если вскроются недостатки в поведении раввина. Тот факт, что это, например, реформистский рабай, который проводит гиюры не по Галахе, не будет основанием для забраковывания его или его гиюров. (прим.перев. – до 1989г. любой городской раввин мог проводить гиюры. Но после ряда случаев разоблачения получения взятки за "ускоренный гиюр" была введена нынешняя система государственного гиюра с государственной инспекцией. И даже после этого крупный израильский раввин Йона Мецгер был пойман на взятке за "ускоренный гиюр" для дочери российского олигарха и получил несколько лет тюрьмы. Не говоря уже о том, что в последние годы на взятках за гиюр были пойманы несколько раввинов в России. Т.е. в этом вопросе надо удваивать строгость и контроль, а не упрощать)
Точка, на которую надо обратить внимание: в то время, как министр Кахана заявляет, что его реформа говорит о гиюре, проводимом городскими раввинами, подпункт в законопроекте наделяет любого раввина любого населенного пункта полномочиями городского раввина в вопросе гиюра. Другими словами, сколько есть населенных пунктов столько будет разновидностей гиюра и каждый раввин любого населенного пункта сможет проводить гиюры по своему желанию и усмотрению.
Как и в реформе кашрута, так и в планируемой министром новой системе гиюра, будет уполномоченный над всеми раввинами, проводящими гиюр. Но это будет не главный раввин. Это вообще будет не раввин. Новая должность будет называться "уполномоченный над городскими раввинами региона", он будет инспектировать гиюры. Кто назначит его? Премьер-министр Израиля. Ведь, разумеется, Беннет - самый большой специалист по гиюру и еврейской идентификации, разве нет?
Если реформа гиюра, планируемая министром Кахана, вступит в силу, то немедленным смыслом этого будет то, что каждый человек и каждая община должны будут вести родословные книги. Это слышится несколько туманно, но давайте правду на стол: эта реформа - разрыв единства еврейского народа. Самые базовые вещи - женитьба и создание семьи - смогут проводиться только внутри одной общины. Представьте себе эту ситуацию: парень, встречая девушку, не сможет знать еврейка она или гойка. Может, родители прошли реформистский гиюр, возможно, он или она прошли в детстве через массовый гиюр, который большинством крупных раввинов не признается.
Сторонники реформы гиюра часто напоминают, что речь идет всего-навсего о возвращении к форме гиюра, которая была принята веками, когда каждый раввин общины мог создать бейт-дин для гиюра и не было высшей инстанции, вроде главного раввината. В данном случае, помимо игнорирования того, что есть неортодоксальные (реформистские и консервативные) организации, которые проводят гиюры не по Галахе, и реформа узаконит эти гиюры, трудно поверить, что люди всерьез приводят галутное утверждение. Неужели мы вернулись в Эрец Исраэль и возродили государство, чтобы вести себя по правилам галута? Неужели декларация "мы провозглашаем о создании еврейского государства на Земле Израиля" превратилась в "мы полностью приватизизуем все и будем жить в отдельных общинах, каждая из которых действует по своим обычаям"? Может, те, кто придерживаются жизни в отдельных общинах, представят и планы создания отдельных больниц для каждой общины, отдельных полиции и армии? Как печален факт, что именно Матан Кахана, проведший большую часть своей жизни в качестве военного летчика на защите страны, сейчас хочет, чтобы мы вели себя, как в галуте.
Перевод в сокращении Якова Халфина, МАОФ
БеШЕВА, 01.2022
Ави Маоз - председатель партии Ноам