Амит Сегаль

Багац и неразумный "принцип разумности"

Эта находка наверняка заинтересует археологов-правоведов: на пожелтевшей экзаменационной тетради из Еврейского университета конца 1980-х годов развернулась дискуссия между двумя председателями Верховного суда о пределах полномочий Багаца. Один из них, сегодня уже бывший председатель, Аарон Барак, в то время он был еще преподавателем права. Другой, будущий председатель Верховного суда, судья Ноам Сольберг, а в то время студент-отличник.

Студент резко, но вежливо, критиковал своего оппонента за процесс, который тот развернул, по расширению полномочий судьи по толкованию(закона), когда именно он, судья, находит «объективную цель в содержании» закона, а не ту, к которой стремился законодатель:
«Этот принцип, продвигаемый Бараком, очень привлекателен для сердца, разума и чувства справедливости.
Поскольку только так мы, по-видимому, можем достичь «абсолютной» истины. Только такой сплав может привести к достижению реальной цели законодательства... Но это не так: практические результаты могут быть тяжелыми. Подход, чрезмерно расширяюший личное мнение, нежелателен».

Барак прочитал, затем поставил оценку, карандашом (по своей святой привычке продолжая уклоняться и не отвечать на вопрос).

Оценка была 95 баллов, что означает «Багац» по гематрии.

В этом споре, который сейчас приближается к исторической точке своего разрешения, уже нет ни вежливости, с одной стороны, ни желания выслушать критику, с другой, все стерто. Сторонники подхода Барака кричат, что отмена принципа "разумности" будет концом демократии...

Ну еще одним очередным концом, для коллекции. 126 юристов, преподавателей права, опубликовали петицию против действий нового правительства. Один из них известен мне лично: 15 лет назад он объявил студентам, что тот, кто напишет на экзамене что-либо против полномочий Багаца отменять законы, экзамен не пройдет.

К счастью, для Сольберга он не был его студентом, иначе бы не сдал экзамен.

Уважаемый судья Сольберг эту петицию не подписал, и высказался не так давно довольно резко:
«Закон израильского Кнессета не является «художественной литературой», когда читатель может трактовать его в соответствии со своей верой и пониманием, и в полном противоречии с замыслом автора.

"Смерть автора", может быть, и направляет вас, если вы литературный критик. Но судья не литературный критик. Его интерпретация составляет суждение, которое имеет большое значение в реальной жизни.» (выступление в Хайфе, декабрь 2019 г.).

Принцип "сущностной разумности", введенный в нашу жизнь Аароном Бараком, сделало суд, а впоследствии и Юридического советника, соучастниками всех решений, по всем вопросам национальной политики, в том виде, который раньше и не предполагалось.

Именно юристы определили, что назначение Йоава Галанта начальником штаба "есть неразумно" из-за строительных правонарушений, которые он совершил в своем доме.

Что назначение кандидата, выбранного министром юстиции Оханой в качестве государственного прокурора, "неразумно."

Что где-то, во вселенной, разумеется, есть "разумный премьер-министр", который принимает "разумные решения".

Но тем не менее, назначение Дери на пост министра при наличии уголовного обвинения, в 1993 году не входит в число "разумных". Видимо назначивший его Рабин, в те годы не был "разумным" премьер министром.

В то утро, когда было вынесено это решение (об отмене назначения Дери), ПМ Рабин был разгневан. И выражением, которое явно имеет подсознательный фрейдистский оттенок, он выразил свою знаменитую надежду на то, что Арафат будет бороться с ХАМАСом «без Багаца и без Бецелеля».

Теоретические утверждения о "разумности" на правовых семинарах по государственному праву превратили "разумность" в дополнительную возможность, предоставленную судьям при принятии решений в вопросах законодательства, которое им не нравится. "Разумность" создает двойной правовой стандарт, предостерегают Готлиб, Караи и Дери. Извините, были и Сольберг, и Ландау и Грунис. Это сеет неопределенность и превращает Багац в юридическую рулетку, которая и принимает решения по каждому ходатайству.

Так, переходному правительству Нетаньягу в прошлом году запретили создавать инспекционную комиссию по поводу расследования нарушений полицейского следственного управления. Но в этом году переходному правительству Лапида разрешили утвердить политическое соглашение с Ливаном.

Мой коллега Надав Эяль сказал на этой неделе, что отмена "разумности" в законе является местью Дери за решение, которым Рабину "присудили" уволить Дери из правительства, почти тридцать лет назад.

На мой взгляд, ситуация обратная: с 1990-х годов Дери ведет себя так, как поступил бы любой здравомыслящий политик, опасающийся связываться с Багацем, и опасающийся конфронтации с судебной системой. Так же как и Натаниягу.

Пока политические обстоятельства не превратили его в глазах его избирателей из того, кто боролся с Эхудом Бараком, в того, кто борется с Аароном Бараком. Вина полностью лежит на радикальном крыле суда, который перешёл все границы "разумности" и решил стать "главным начальником" страны.

Даже в сегодняшнем Верховном суде есть не один судья, и даже не два, которые считают, что они использовали довод "разумности" явно неразумным образом.

Перевод Тали Цион, ФБ

https://t.me/amitsegal/20733, 11.2022

  • Д. Бен Йехуда История Высшего суда справедливости

  • Другие статьи на тему: демократия и право



  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria