Дата 3 элула (в этом году 20 августа) — это йорцайт рава Авраама-Ицхака Кука (1865–1935), создателя современного религиозного сионизма. Его школа и последователи — это "вязаные кипы", течение, к которому принадлежит сегодня более половины религиозных ортодоксов в Израиле. При этом он один из самых выдающихся еврейских религиозных авторитетов 20 века, чьи идеи привели к перелому во всем еврейском религиозном сознании.
Главное в подходе рава Кука — умение видеть ценное в противоположной позиции. Будучи ортодоксально религиозным, выпускником иешивы, он видел духовную ценность в атеизме, в светской науке и искусстве, в нерелигиозном сионизме, в либерально-универсалистском подходе. Он был не только основателем и лидером религиозного сионизма, его подход гораздо шире: он создал полностью новый подход к иудаизму, который становится возможным только в стране Израиля. И это его умение видеть разные группы еврейского народа как дополняющие друг друга, — корень, из которого растет все его учение.
Рав Кук — единственный религиозный мыслитель, сумевший осмыслить сионизм в рамках иудаизма и предложить программу его развития. Вся сущность монотеизма — самое главное, что Тора принесла в мир, — это понимание жизни как диалога с Богом. Не только иудаизм, но и христианство, и ислам подчеркивают, что диалог — это не молитвы. Мы ведем этот диалог всеми нашими действиями: все принятые нами решения, все наши поступки — это то слово, которое мы говорим Богу. А все, что с нами происходит, это слово Бога, обращенное к нам.
И именно в эту, самую главную, центральную религиозную концепцию рав Кук внес очень важное для нас сегодня уточнение. Оно вовсе не является новым, оно наполняет весь Танах, но за время Изгнания этот аспект подзабылся, и сейчас, при Возвращении, рав Кук нам его напоминает и раскрывает его реализацию в современности.
А именно — рав Кук объясняет, что жизнь как Диалог с Богом не исчерпывается индивидуальным уровнем. Есть также уровень общенациональный. Народ как единое целое тоже является Личностью, имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать. И его общенациональные решения и действия — это то слово, которое народ хочет сказать Богу. А то, что происходит с народом, — это ответ Бога. И, таким образом, пространством диалога становится не только жизнь человека, но и ход истории. Отсюда вытекает концепция Продолжающегося Откровения: Бог говорит с нами в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации через то, что происходит с народом и с человечеством. Все развитие культуры, науки и искусства, трансформация социума. Бог продолжает раскрываться во всей истории цивилизации, а не только в начальном Сотворении или Откровении. И это раскрытие Бога происходит в течение многих столетий, всей истории народа от начала и до конца, и в том числе истории, завершающейся сегодня.
Но для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Богом, народу требуется возможность действовать как единое целое, а для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства. Без этого диалог не может быть полноценным. Поэтому создание Государства Израиля — это не только политическое действие, оно изменяет и сам иудаизм. Религиозное значение Государства Израиль состоит прежде всего в том, что оно заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое. Оно возвращает еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Богом. (И этой возможности мы были лишены в гaлyтe, а поэтому аспект общенационального диалога не мог быть актуализирован в иудаизме диаспоры). Общенациональные действия создают общенациональную ответственность. А это продвигает народ и воспитывает его.
Концепция "постоянно Продолжающегося Откровения" меняет саму парадигму религии, пути нашего взаимодействия с ней. Обычно религия воспринимается как некая данность: мы можем ее изучать и соблюдать, но никому обычно не приходит в голову ее развивать. Рав Кук подчеркивает, что можно оставаться ортодоксальным и при этом развивать религию, модернизировать ее. Более того: он дает программу ортодоксальной модернизации через развитие иудаизма путем извлечения искр Божественного света из современного нерелигиозного мира. Рав Кук показал нам, что все мироздание, вся культура и цивилизация есть единое целое, и иудаизм отнюдь не замыкается на религиозной части жизни.
Рав Кука описал путь модернизации иудаизма как интеграцию ценностей трех социальных групп еврейского народа:
* ортодоксы (ценности: изучение Торы и соблюдение заповедей);
* светские националисты-сионисты (ценности: освоение Страны, построение государства, безопасность и экономика);
* либералы-универсалисты (общечеловеческие ценности — наука, искусство и т. д.);
Рав Кук наметил этот путь интеграции идеалов более ста лет назад. Сегодня мы видим, что прошли ровно половину пути: национальные ценности интегрированы в среде последователей рава Кука, а общечеловеческие пока еще нет. Таким образом наши усилия должны быть направлены именно на эту вторую половину работы: интеграцию универсальных ценностей в иудаизм без потери наших национальных ценностей. Мы должны разработать религиозное понимание таких явлений, как наука, искусство, самоценность развития, феминизм, личная свобода, права человека, демократия, экология, межрелигиозный диалог, и далее продвигать это понимание в общественном сознании религиозного сионизма.
Конечно, для религиозного сионизма очень непросто развернуться к таким задачам. Мы привыкли, что он подчеркивает и усиливает национальную парадигму, а универсальные ценности почти выпали из нашего религиозного пространства. Но нужно осознать, что на пути интеграции национальной парадигмы мы уже достигли успеха, и ее идеологическая разработка завершена — и поэтому, продолжая поддерживать ее в практической области (поселенческое движение и все, что с этим связано), в "перспективном плане" нужно развернуться к новым целям. Это продвинет религиозный сионизм на следующий уровень развития, чтобы он мог стать адекватным новым задачам, стоящим сегодня перед еврейским народом.
сайт Пинхаса Полонского, 9.2023