Яков Файтельсон

Оборонный экспорт и международные отношения Израиля

После окончания «холодной войны» многие страны Запада сократили численность своих вооруженных сил, запасы оружия и его производство. Это было сделано под давлением политиков-популистов считавших, что при отсутствии явной угрозы войны в век всеобщего мира, наступившего после развала Советского блока, в этом нет необходимости.

В Израиле тоже возникла и укоренилась концепция «Нового Ближнего Востока», живущего в мире и благоденствии между странами этого региона, принятая под влиянием благих мечтаний Шимона Переса. Одновременно к этой концепции добавилась доктрина «маленькой, умной армии» Эхуда Барака, разделявшего общепринятое в странах НАТО мнение о том, что время больших войн закончилось, а с мелкими конфликтами, с террористическими группировками справятся достаточно хорошо подготовленные бойцы частей спецназа.

Командование ЦАХАЛа расформировало часть пехотных и бронетанковых бригад, сократило более чем наполовину количество танков и артиллерийских установок, и значительно уменьшило численность резервистов, призываемых для прохождения ежегодной переподготовки.

Производство многих видов вооружений, разработанных в Израиле, часть боеприпасов, как например, ракеты системы ПВО «Железный купол» и 155 мм артиллерийские снаряды, было переведено в США для того, чтобы можно было закупать его для нужд армии, используя финансирование из средств американской военной помощи. В то же время Военно-Воздушные Силы, ориентированные на использование американских самолетов и вертолетов, имели основной приоритет на получение более чем достаточных бюджетов для укрепления своей мощи.

7 октября 2023 года выяснилось на сколько доктрина «маленькой, умной армии» подорвала численность и мощь сухопутных войск ЦАХАЛа. Вновь подтвердилась давно известная истина о том, что не ВВС выигрывают войну, а сухопутные войска, когда сапог солдата вступает на землю противника.

Гражданская война в Сирии, сопровождающаяся вмешательством в нее со стороны Ирана, России, Турции и Китая, попытка создания исламского государства ИГИЛ, распространившаяся от Мали и Нигерии в Африке, через Сирию и Ирак до Афганистана в Азии, затянувшиеся кровавые внутренние конфликты в Ираке, Ливии, Судане, Ливане и в Йемене показали, насколько реальный Новый Ближний Восток отличается от виртуальной действительности, созданной в головах Шимона Переса и его последователей.

Со своей стороны, российская агрессия в Украину показала, насколько далека от реальности доктрина об установившемся всеобщем мирном сосуществованием народов не только на Ближнем Востоке, но даже в Европе. В результате, столкнувшись с реальностью, напоминавшую события 30-х годов 20 века, руководство западных стран внезапно, к своему ужасу, обнаружило, насколько переход к доктрине «маленькой умной армии» ослабил их обороноспособность.

Более того, их оборонная промышленность утратила способность обеспечивать достаточное количество вооружений и боеприпасов для переоснащения их армий в условиях начала внезапных крупномасштабных военных действий.

Как было опубликовано в немецкой прессе, «НАТО имеет инструкции содержать резервы оружия, боеприпасов и других ресурсов минимум на 30 дней интенсивных боевых действий. Но кроме США, ни одна страна альянса не соответствовала этому стандарту. По некоторым данным, имевшихся в Германии резервов хватило бы лишь на несколько дней напряженных боевых действий».

Для сравнения, в рамках своей прежней военной доктрины, по данным, опубликованным в открытых источниках по состоянию на 1987 год, ЦАХАЛ имел на складах 1 250 000 танковых снарядов, из расчета 250 снарядов на танк. Такого количества снарядов могло бы хватить почти на год ведения боевых действий.

По разным экспертным оценкам, украинские вооруженные силы в конце 2023 года ежедневно использовали в среднем от трех до шести тысяч 155-мм снарядов в день. Как было отмечено на мероприятии Немецкого фонда Маршалла, для интенсивного контрнаступления весной 2024 года Украине понадобится от 7 до 9 тысяч 155-мм снарядов ежедневно, или до 270 тысяч снарядов в месяц и до 3,2 миллиона снарядов в год.

К февралю 2023 года европейское производство составляло 300 тысяч снарядов в год и планировалось достигнуть производства 1 миллиона снарядов в 2024 году.

Военная промышленность США до февраля 2022 года производила по 14 тысяч 155-мм снарядов месяц. В октябре 2023 года США производили 28 тысяч 155-мм снарядов, планировали увеличить их производство до 60 тысяч к сентябрю 2024 года и до 100 тысяч снарядов в месяц к концу 2025 года.

При таких темпах производства снарядов их не хватит даже для помощи Украине, не говоря уже о потребностях помощи для Израиля в развивающемся военном противостоянии с Ираном и его прокси Хамасом, Хезбаллой и хуситами. И это при необходимости одновременно позаботиться о создании достаточного резерва для нужд самих стран НАТО, в свете нарастающей угрозы со стороны российско-иранско-китайской оси.

Как сообщают средства массовой информации, из-за экономического давления, вызванного быстрым ростом спроса, стоимость боеприпасов выросла на 300%, что создает тяжелую дополнительную нагрузку на государственные бюджеты.

В странах НАТО возникли и другие, дополнительные проблемы. Большинство складов для хранения оружия были разрушены из-за неиспользования и плохого обслуживания, и они нуждаются в восстановлении. А в связи с сокращением в течение многих лет производства в оборонной промышленности, для его возобновления возникает необходимость набора и подготовки новых рабочих кадров взамен ушедших из нее или вышедших на пенсию квалифицированных специалистов.

Теперь Германия объявила о выделении бюджета в 100 миллиардов евро на программы реконструкции и оснащения своей армии. Среди прочего было расширенно действующее рамочное соглашение о закупке 120-мм танковых снарядов у компании Rheinmetall. Австралия вместе с США создала завод по производству многоствольных реактивных систем и артиллерийских снарядов калибра 155 мм.

Что касается оборонных возможностей Израиля, создавшаяся в течение последних 30 лет зависимость от поставок американского вооружения, может быть преодолена, хотя это потребует значительных усилий и капиталовложений. В конце концов, Израиль в 2024 году несравнимо отличается от Израиля 1948, 1956, и 1967 годов. Сложившееся в израильском общественном мнении представление о том, что существование Израиля чуть ли не полностью зависит от американской военной помощи, основывается на отсутствии элементарных знаний об истинном потенциале израильской оборонной промышленности.

Согласно отчету Международного института исследования проблем мира в Стокгольме, Израиль в настоящее время является восьмым по величине экспортером оружия в мире и занимает пятое место в мире по индексу привлекательности систем воздушного вооружения. Достаточно упомянуть ряд примеров, о которых израильская общественность почти ничего не знает, чтобы проиллюстрировать, о чем идет речь.

Как опубликовало министерства обороны Израиля, в 2022 году оборонный экспорт Израиля достиг рекордного уровня в 12,5 миллиардов долларов, на 58% больше, чем в 2020 году, чему способствовал острый глобальный интерес к беспилотникам и системам ПВО. БПЛА составляли четверть экспорта, а ракеты, реактивные снаряды и системы ПВО составили пятую часть от всех продаж.

В опубликованном докладе Минобороны также отмечается продолжающийся рост нового, крупного рынка израильских технологий: стран Персидского залива, входящих в Соглашение Авраама, которые закупили оборонные платформы примерно на 3 миллиарда долларов.

Это означает, что с тех пор, как мирные соглашения были подписаны в 2020 году, только продажи странам, с которыми Израиль установил новые связи, почти равны всему оборонному экспорту Израиля в 2005 году, который тогда составил 3,6 миллиарда долларов. В 2022 году портфель заказов израильской авиапромышленности IAI составил около 16 миллиардов долларов, компании Elbit. – около 15 миллиардов долларов, а компании Rafael – около 10 миллиардов долларов.

Большая часть оборонного экспорта Израиля предназначалась в Европу – 41%, и в Азию – 34%, в основном в Индию, Сингапур, Вьетнам и Филиппины. 12% экспорта приходилось на Северную Америку, 7% – в страны Авраамических соглашений, 3% – в Африку и 3% – в Латинскую Америку.



40 стран, большинство из которых в Европе, приобрели израильские противотанковые ракеты Spike, дальность действия которых составляет от 32 км при запуске с земли и до 50 км при запуске с воздуха. Для сравнения, российские «Корнеты» имеют радиус действия 10 км, американские «Джавелины» – 4.75 км и украинские «Стугна-П» – 5,5 км.

США перевооружают свои вертолетов Apache ракетами Spike, заменяя ими ракеты Hellfire максимальная дальность которых – 10 км. Партнерские отношения Eurospike были установлены с Германией, а производственная линия этих ракет была создана в Польше.

Азербайджанские военные опубликовали видеоролики, показывающие оперативное применение израильских ракет Spike и LORA в войне с Арменией. Израильский оперативно-тактический ракетный комплекс LORA использует ракеты дальностью от 90 км и до 430 км с точностью попадания в 10 метров. Это ракеты того же класса, как и американский ОТРК ATACMS, с точностью попадания в 10 метров, и российский Искандер-Э, с точностью попадания в 50 метров.

Среди покупателей ракет Spike и Финляндия, закупившая также израильские ракеты средней дальности и беспилотные летательные аппараты. Одновременно Финляндия объявила, что к 2027 году удвоит свои мощности по производству боеприпасов.

Недавно было объявлено, что Дания приобрела у израильской компании Elbit Systems 19 самоходных гаубиц ATMOS 2000, пришедших на смену французским орудиям типа Caesar, и 8 систем РСЗО PULS. Кроме Дании, РСЗО PULS закупили армии Нидерландов и Испании. Дальность действия различных ракет диаметром от 122 мм до 370 мм, запускаемых из системы PULS, от 30 до 300 км.

Израильские самоходные гаубицы были приняты на вооружение армии Филиппин и Колумбии, которая также, как и Индия, закупила и корабельную систему ЗРК Barak MX.

В отличие от самолетостроения, где Израиль под давлением США отказался от производства своего собственного истребителя Лави, танкостроение в Израиле сумело выстоять против попыток закрыть и это производство. В результате на вооружение израильской армии начал поступать танк «Барак» (Молния), или Меркава 5, который уже прошел успешное боевое крещение в условиях городского боя.

В танке «Барак» установлена система Iron Vision израильской компании Elbit, которая включает в себя интегрированную систему периферийного зрения с искусственным интеллектом для командира танка, подобную шлему пилота F-35. Это позволяет отражать то, что происходит снаружи танка, одновременно интегрируя соответствующую информацию поверх изображения, позволяя командиру танка управлять любым устройством в танке своим взглядом и одним нажатием кнопки.

При обстреле танка противником, он не только успешно отражает атаку с помощью системы защиты «Трофи», но одновременно определяет местонахождение источника атаки, что позволяет осуществить его немедленное уничтожение.

Несмотря на то, что он стоит «всего» 5 миллионов долларов, он дешевле французского Leclerc AMX 56, стоимость которого составляет 9,3 миллиона долларов, южнокорейской «Черной пантеры» – 8,5 миллиона долларов, или индийского танка «Арджун» – 7,8 миллиона долларов.

Еще одним фактором, который помогает сохранить более низкую стоимость нового танка, является то, что все его производство, от низкотехнологичных до высокотехнологичных элементов, осуществляется израильскими компаниями, и это позволяет значительно снизить цены.

По недавним сообщениям израильская система защиты «Трофи», обеспечивающая танку защиту на 360 градусов, доказала чрезвычайно высокую эффективность в реальных боевых условиях, в том числе в тяжелых условиях городского боя. По этой причине в мире продано 2000 таких систем для 16 разного рода платформ, включая четыре дивизиона американских танков Abrams, а также для немецких танков Leopard и британских Challenger.

В области противовоздушной обороны, по последним сообщениям Германия подписала контракт о приобретении за 3,5 млрд евро израильской внеатмосферной системы («Стрела») для защиты от угрозы баллистических и межконтинентальных ракет с дальностью от 400 до 5500 км и с верхним пределом перехвата 100 км и более. Для сравнения, верхний предел перехвата система Patriot – 30 километров. Еще 13 европейских стран рассматривают возможность закупки системы «Хец-3», которая уже продемонстрировала свою эффективность, сбив несколько баллистических ракет, запущенных из Йемена в сторону Израиля.

Финляндия за 316 миллионов евро приобрела у Израиля систему перехвата ракет «Праща Давида» для перехвата ракет на дальности от 70 и до 300 километров. Чехия закупила ЗРК Spyder-SR израильской компании Rafael, которые состоят на вооружении также армий Азербайджана, Вьетнама, Сингапура, Грузии и Индии.

По информации СМИ, во время войны в 2008 году грузинские ПВО с помощью ЗРК Spyder-SR сбили несколько российских штурмовиков Су- 25, а в феврале 2019 года вооруженные силы Индии сбили пакистанский разведывательный беспилотник.

Израильские ракеты «Blue Spear», дальностью 290 км и боевой частью массой 150 кг, поступили на вооружение армии Эстонии и тем самым поставили под полный контроль всю прилегающую акваторию Балтийского моря. Ракетами «Blue Spear» вооружены и корабли ВМС Марокко.

События 7 октября 2023 года вернули в сознание руководства Израиля то понимание, которое было у Бен-Гуриона и его соратников. Они были прагматичны и обладали чувством самосохранения, уровень которого, судя по всему, за 40–50 лет резко понизился у их преемников, но зато чрезмерно выросла самоуверенность.

Отцы государства Израиль знали, что при всей естественной ограниченной возможности обеспечить полностью все необходимые потребности государства, чрезвычайно важно опираться на собственное производство в различных областях жизни и снизить до минимума зависимость страны от иностранной продукции. Поэтому они позаботились о создании и развитии оборонной промышленности, достойной своего названия.

В результате выводов от потерпевшей полный крах военной и политической доктрины Переса-Барака и их последователей, правительством Нетаниягу был утвержден бюджет на 2024 год, целью которого является существенное изменение оборонной политики в свете.

Будут восстановлены и созданы новые пехотные и бронетанковые части, приоритетом станет закупка военной техники и боеприпасов израильского производства, и с этой целью будут выделены значительные бюджеты для расширения производств местной оборонной промышленности.

Например, как было опубликовано 5 марта 2024 года на сайте Y-net, Управление закупок Министерства обороны приняло решение о производстве в Израиле авиабомб весом в одну тонну, вместо их закупок у США.

Недавно был опубликован тендер на разработку новой винтовки, с целью полностью перевооружить все полевые армейские части на оружие израильского производства. Это приведет к стандартизации стрелкового вооружения армии, значительному сокращению времени на подготовку и обучение солдат, упростит техническое обслуживание вооружений и удешевит себестоимость его производства. При этом Израиль уже производит около миллиона патронов в день.

Как сообщалось в газете «Глобус» от 13 февраля 2024 года, в Минобороны начали ускоренный процесс тендера на закупку более 200 бронированных патрульных автомобилей для групп быстрого реагирования в поселениях, прилегающих к сектору Газа и расположенных на северной границе страны, а также в Иудее и Самарии. Эти машины будут закуплены у израильских компаний, для поддержки местного производства в жизненно важных сферах. Помимо возвращения к основам военной доктрины обеспечения безопасности страны, определенным еще в период до Шестидневной войны, Израилю также необходимо переосмыслить свои международные отношения. Как гласит древняя мудрость, нельзя класть все яйца в одну корзину.

Ситуация на международной арене указывает на величайшие потрясения, происходящие в разных частях мира. После своих неоднократных стратегических неудач в США усиливается тенденция к политике изоляционизма и к сокращению своих международных обязательств по сохранению мира в разных регионах планеты. Так в США рассматривают возможность сократить свое присутствие в Европе и в регионе Ближнего Востока, и сконцентрироваться главным образом на регионе Тихого океана, который находится ближе к их границам и в нем нарастает угроза усиления Китая.

Поэтому, продолжая поддерживать тесные отношения с США, Израиль должен одновременно работать над расширением военно- стратегического, экономического и научного партнерства с влиятельными странами на разных континентах Земного шара.

Одним из перспективных направлений для этого является расширение и углубление связей с Индией, новой сверхдержавы, статус которой постепенно растет, и она уже в ближайшем будущем будет иметь все большее влияние на международной арене. В частности, это будет усиливаться в результате создания и эксплуатации высокоскоростных транспортных дорог, которые соединят Индию через Эмираты, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль с европейскими странами. Такое развитие событий может во многом способствовать укреплению статуса Израиля в отношениях и со странами Центральной и Восточной Европы, в первую очередь с Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Украиной с одной стороны, и со странами Западной Европы, такими как Германия, Великобритания, Италия, Греция, Дания, Голландия и Финляндия, с другой.

Помимо укрепления связей с Индией, на Азиатском континенте важно также развивать их с Южной Кореей, Японией, Вьетнамом, Филиппинами и Таиландом. То же самое можно сказать и об отношениях со странами Латинской Америки, и прежде всего с Аргентиной. В африканских странах важно расширять связи с Эфиопией, Кенией, Угандой и Южным Суданом.

Такая политика постепенно приведет к укреплению отношений не только с Марокко, Эмиратами и Бахрейном, но и к установлению связей с другими суннитскими странами, прежде всего с Саудовской Аравией и, возможно также с крупнейшей мусульманской страной – Индонезией. Одним из результатов такой политики может стать снижение международного давления по вопросу политического статуса арабской автономии под суверенитетом Израиля.

Развитие хороших, взаимовыгодных отношений Израиля со многими странами мира позволит еврейскому государству занять гораздо более сбалансированное и безопасное положение на международной арене, чем оно существует сейчас.

Академия, 5.2024

Яков Файтельсон – общественный и политический деятель, исследователь демографических процессов в Израиле. В прошлом диссидент-отказник, первый мэр города Ариэль.
  • Другие статьи Якова Файтельсона
  • В коллекцию провалов государства: дефицит боеприпасов - 2024



  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria