Катастрофа 7 октября окончательно похоронила базовый миф левых о возможности так называемого мирного процесса с ООП – о том, что с обеих сторон, мол, есть «экстремисты» и «умеренные».
Многое изменилось в Израиле после 7 октября, но многое и осталось прежним.
То, что изменилось, может быть наглядно проиллюстрировано историей о действиях в тот день — 7 октября — братьев Калманзон из еврейской религиозно-сионистской общины поселения Отниэль, расположенного на Южно-хевронском нагорье.
В тот страшный день — 7 октября Эльханан Калманзон, майор запаса в бригаде «Коммандос» и офицер Моссада, почти сразу осознал, что Израиль подвергся вторжению. Он поднял по тревоге группу быстрого реагирования в Отниэле и связался со своим братом Менахемом.
«Я собираюсь на юг. — Сообщил он. — Мы нужны народу Израиля. Мы нужны нашим братьям».
Менахем присоединился к Эльханану, и вместе с шурином Итиэлем Зохаром Горовицем они понеслись на юг, вскоре оказавшись у ворот кибуца Беери.
Кибуц Беери стал одной из главных целей бойни, устроенной ХАМАСом. В тот день были убиты девяносто семь жителей этой небольшой фермерской общины.
У въезда поселенцев встретили перепуганные жители.
— Моя сестра внутри.
— Мой брат внутри.
— Пожалуйста, спасите их.
Братья Калманзон и Горовиц нашли брошенный бронированный автомобиль и въехали в кибуц. На протяжение 14 с половиной часов они перебирались от дома к дому, спасали целые семьи, помогая им выбираться через окна убежищ, заполняли свои машину, доезжали до безопасного места и вновь возвращались внутрь кибуца, ставшего местом массового убийства.
Во время своего последнего прорыва в Беери, после того как Эльханан спас уже более четверти жителей кибуца, он был убит, входя в один из домов.
Несколько дней спустя делегация жителей кибуца Беери прибыла в Отниэль, чтобы выразить соболезнования сидевшей шиву семье Калманзон. Во время этой встречи Менахем восхитился героизмом и мужеством жителей Беери.
«Там были 70-летние женщины. Мы предлагали им помощь, чтобы помочь спуститься [из окна]». «Отмахиваясь, словно отгоняя муху, — продолжал Менахем, одна из этих 70-летних женщин сказала нам: «Нет, спасибо». Это была крепкая женщина, женщина труда. Мы вместе посмеялись, мол, скажи ей сейчас сходить в коровник и подоить коров за полчаса, она бы с лёгкостью справилась».
ПРОГРЕССИВИЗМ И ПОСТСИОНИЗМ
Беери и другие окружающие его кибуцы были основаны радикальными левыми сионистами. Они верили, что еврейский народ, освободившийся от двух тысяч лет изгнания и бессилия, сумеет в будущем построить свое государство и обеспечить себе свободу лишь через тяжкий труд, упорную борьбу и коллективное земледелия. Они стремились построить еврейское социалистическое государство.
С годами, став процветать, они подрастеряли свой социализм. Да и сионизм, как оказалось, тоже из них выветрился. На смену социализму пришел прогрессивизм, а сионизм уступил место постсионизму.
Как и жители других соседних кибуцев, члены Беери яро верили в сосуществование с палестинскими арабами. Они были убеждены, что наибольшую угрозу этому сосуществованию представляют как раз люди вроде братьев Калманзон — религиозные сионисты, живущие в Иудее или Самарии. Они верили в базовый миф о возможности так называемого мирного процесса с ООП — что, мол, с обеих сторон есть «экстремисты» и есть «умеренные». Мол у палестинских арабов, наряду с «умеренной» правящей в ПА фракцией ООП «ФАТХ» есть «экстремисты» из ХАМАСа. А у «умеренной» израильской элиты, значительную часть которой и составляют кибуцы вокруг Газы, есть свои «экстремисты» — религиозные сионисты, также известные как «поселенцы». Чтобы достичь мира, «умеренным» с обеих сторон нужно расправиться со своими «экстремистами».
Вот только Катастрофа 7 октября вдребезги разнесла эту их иллюзию. ХАМАС, ведь, не убивал жителей Беери и прилегающих кибуцев в одиночку. К нему присоединились и террористы ФАТХа, и ещё тысячи «мирных жителей сектора». Все эти «умеренные» палестинские арабы были полноправными участниками зверств, совершенных в тот день.
С другой стороны, людьми, которые примчались спасать их, в субботу и даже без каких-либо просьб, стали именно братья Калманзон из религиозно-сионистского поселения Отниэль. Да-да, как раз те самые, которые, с точки зрения кибуцников были их заклятыми врагами — помехой на пути к миру с палестинскими арабами.
К слову, с момента начала наземной операции в секторе Газы 45% солдат, погибших в боях, оказались выходцами из религиозно-сионистских поселенческих общин, составляющих едва ли 10% от общей численности населения.
ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА
Чудовищная Катастрофа 7 октября вызвала тектонический сдвиг в идеологическом ландшафте Израиля. На левом фланге ревизионизм возглавили беженцы из Беери и других кибуцев — выжившие жертвы устроенного палестинскими арабами однодневного геноцида и спасенные людьми, которых они считали своими главными заклятыми врагами.
Все больше решимости и духа первопроходцев, которые братья Калманзон сумели разглядеть в лицах спасённых ими жителей Беери, стало возвращаться в сердца людей из этих общин и их идеологических партнеров. Они начали путь возвращения к сионизму, который, как они до этого полагали, им больше не понадобится.
Универсалистские прогрессивистские убеждения, которые учили их тому, что монстры, вторгшиеся в их дома, на самом деле такие же, как они и их друзья, оказались несостоятельны. Выжившие жители Беери, наконец, осознали то, что покойный Эльханан знал и раньше, сказав в тот день Менахему: «мы нужны нашим братьям», и помчавшись в Беери. Они осознали, что религиозные сионисты — им братья, а не враги.
Именно это зафиксировал опрос, проведенный агентством Direct Polls, результаты которого были опубликованы в конце декабря 14-м телеканалом.
Опрос показал, что после Катастрофы 7 октября 44% израильтян, в том числе 30% левых, заявили, что их взгляды сместились вправо. И если ещё 6 октября общество было разделено более или менее поровну по вопросу о желательности государства для палестинских арабов, после резни 7 октября лишь 30% израильтян (включая израильских арабов) верят в возможность достижения соглашение с палестинскими арабами через создание такого государства.
Девяносто процентов израильтян (включая израильских арабов) не доверяют палестинским арабам.
Накануне чудовищной бойни израильское общество было расколото взаимной ненавистью, более горькой и опасной, чем что-либо, что государство испытывало когда-либо ранее за свою 75-летнюю историю. В течение 10 месяцев под руководством бывших и действующих судей Верховного суда, недовольных своим политическим провалом радикальных отставных генералов и премьер-министров и средств массовой информации, левые наращивали мятеж против легитимности демократически избранного правительства Нетаниягу и его избирателей.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
На протяжение 10 месяцев, предшествовавших 7 октября, наиболее противоречивым вопросом национальной повестки дня стал вопрос о надлежащей роли Верховного суда в демократической системе Израиля. За последние 30 лет, приняв ряд новаторских решений, активистские, прогрессивистские и постсионистские судьи Верховного суда во главе с бывшим председателем Верховного суда Аароном Бараком осуществили то, что Барак сам назвал «судебным переворотом».
Правительство Нетаниягу, пришедшее к власти в конце декабря 2022 года, пообещало реформировать судебную систему таким образом, чтобы восстановить положение суда как равноправной, а не подчиняющей себе остальные, ветви власти. Министр юстиции Ярив Левин представил крайне осторожную и ограниченную программу правительственных реформ через несколько недель после принятия правительством присяги. Его шаг вызвала ярость слева.
Аарон Барак заговорил о гражданской войне и приложил все усилия, чтобы спровоцировать ее. Преемница Барака, председатель Верховного суда Эстер Хают, фактически объявила правительству и его сторонникам настоящую войну. Именно они спровоцировали недовольство, быстро охватившее офицерский корпус ЦАХАЛа и разведывательные службы, в результате которых множество офицеров элитных подразделений стали подписывать письма с обязательством не служить под началом правительства Нетаниягу.
В интересах уменьшения внутреннего раскола и вражды правительство отложило почти все предложенные реформы. Оно продвинулся вперед лишь с одним законопроектом. Законопроект — поправка к «Основному закону о судебной власти», в котором изложены основы функционирования судебной системы Израиля — наложил незначительные ограничения на присвоенные себе судом полномочия отменять должным образом обнародованные законы.
Ранее сам Барак признавал, что суд не имеет полномочий отменять Основные законы, поскольку те являются источником полномочий суда. Тем не менее Хают приняла петицию, призывающую ее и ее коллег отменить поправку к Основному закону. Марафонские слушания состоялись в середине сентября, всего за месяц до того, как Хают и судья Анат Барон должны были уйти в отставку по достижении обязательного для судей 70-летнего возраста. По закону Хают и Барон были вправе принимать и подписывать решения лишь до 16 января и 12 января, соответственно — через три месяца после выхода на пенсию.
В опубликованном решении Верховного суда 15 судей разделились на 8 за отмену и 7 против отмены поправки к Основному закону о Судебной власти. Два решающих голоса за отмену принятой Кнессетом поправки высказались уходящие на пенсию Хают и Барон. Иначе говоря, если бы решение было бы вынесено после их ухода в конце января, поправка была бы оставлена в силе.
По гротескной иронии судьбы, в своем постановлении Хают заявляет, что, мол, парламентское голосование по поправке, принятой большинством в 64 против 56 голосов в Кнессете, состоящем из 120 членов, принято со слишком малым перевесом голосов и потому «недостаточно легитимно» и, следовательно, не может быть принято. Отмена же поправки перевесом в один голос уходящих на пенсию судей, ей не показалась «недостаточно легитимной»…
После Катастрофы 7 октября премьер-министр Биньямин Нетаниягу призвал своего главного политического соперника, бывшего министра обороны Бени Ганца, и его партию в состав чрезвычайного правительства и военного кабинета. Ганц выступил перед обществом, объяснив, что, мол, партнерство не является политическим, а скорее разделением общей «братской судьбы».
Когда Ганц привел свою партию в правительство Нетаниягу, первое, что Нетаниягу согласился сделать, — это отложить все обсуждения правовой реформы до окончания войны. Признавая, что спор серьезен, поскольку проблема серьезна, Нетаниягу и Ганц согласились о том, что необходимо отложить обсуждения в сторону, чтобы сохранить единство общества.
Их решимость поставить единство выше даже самых важных вопросов национальной повестки дня, включая форму демократической системы Израиля, вполне отразила волю общества. Опрос Direct Polls, проведенный на прошлой неделе, показал, что для 62% населения главной целью на следующий день после войны стало начало периода национального примирения.
Решение Хают использовать последние оставшиеся у нее недели для вынесения столь радикального решения можно сравнить разве что лишь с броском ручной гранаты в переполненную казарму. Правительство и Кнессет отреагировали на брошенную Хают ручную гранату, заявив, что не станут реагировать, пока война не закончится.
НЕУДАЧЛИВЫЕ ПОЛИТИКИ И ГЕНЕРАЛЫ
Союзники Хают – те самые неудачливые политики и генералы, которые спровоцировали продолжавшиеся весь прошлый год беспорядки – используют ее атаку, чтобы вновь посеять деморализацию и восстановить свои антиправительственные протесты в разгар нынешней войны.
Бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛ генерал-лейтенант (в отставке) Дан Халуц, руководивший изгнанием евреев из сектора Газа в 2005 году и уничтожением их общин в рамках ухода Израиля из сектора, а затем приведший Израиль к фактическому военному поражению во Второй ливанской войне в 2006 году, заявил на прошлой неделе, что Израиль проиграл войну ХАМАСу. Он призвал левых начать гражданскую войну и пообещал, что победа наступит лишь тогда, когда Нетаниягу уйдет.
В свою очередь раввин Биньямин Калманзон в поминальной речи, посвящённой своему сыну Эльханану сказал:
«Наша святая страна сейчас переживает один из самых серьезных кризисов в своей истории. На повестке дня единство! Разногласия могут стать смертельной инфекцией, инфекцией, обостряющей все остальные проблемы. Всякая недоброжелательность вызывает ненужную ненависть.
Враг уловил наши раздоры и разногласия и убедил себя, что настало время победить нас. Ради людей, во имя любви к людям и восстановления мира, ради младенцев и стариков, женщин и детей мы должны искоренить это убийственное зло».
Миссия израильского общества сегодня – сохранить единство, объединившие жителей Беери и братьев Калманзон. Мы должны маргинализировать силы в нашем обществе, которые стремятся разделить нас даже ценой национального разрушения, отложить в сторону наши разногласия и действовать вместе ради победы.
Перевод Александра Непомнящего, Израиль. Реперы бытия
JNS, 1.2024
Кэролайн Глик — старший редактор Jewish News Syndicate и ведущая "Шоу Кэролайн Глик" на канале JNS. Она также является дипломатическим комментатором израильского 14-го канала, а также обозревателем журнала Newsweek. Глик является старшим научным сотрудником по ближневосточным вопросам Центра политики безопасности в Вашингтоне и преподавателем Израильского колледжа государственного управления.Автор книги «Израильское решение: план единого государства для мира на Ближнем Востоке"