Зачем нужны наблюдательницы, если никто не прислушивается к тому, что они докладывают?
После 7 октября мы узнали, что наблюдательницы на границе с Газой добросовестно выполняли свою святую работу. Они сообщали, и снова сообщали. Но потом появился старший офицер и пригрозил, что если они продолжат подавать тревожные сигналы, то будут преданы суду и заключены в тюрьму.
Почему он это сделал? Потому что у высшего командования была концепция, не соответствующая реальности, которую видели наблюдательницы своими глазами на месте. Результат этого ужаса мы все знаем.
Выучила ли армия урок с тех пор? Совсем нет. Несколько дней назад была убита роженица Цеэла Гез, мир праху ее, террористом, по пути в больницу. Наблюдательница обнаружила террориста и подала сигнал тревоги!!
Что сделала армия? Армия начала проверку достоверности наблюдения. Потому что, кто знает — может, это был просто кабан или горный козёл. Армия должна действовать по принципу: "Если есть сомнение — значит, сомнений нет".
Этот принцип означает: не бояться и не медлить при принятии судьбоносных решений. Лучше 50 раз отправить силы на место и выяснить, что это было ничто, чем не отправить силы и допустить убийство невинных евреев. Но тот, кто был ответственен за наблюдательниц в Самарии, не захотел брать на себя ответственность и не отправил силы в место, где было замечено нечто подозрительное.
Потому что он знал, что армией в Иудее и Самарии управляют два очень высокопоставленных офицера, которые, по сути, являются политиками в погонах и у которых есть своя концепция. И это поведение соответствует их мировоззрению, согласно которому опасность в Иудее и Самарии исходит не от арабов, а от евреев.
И так было упущено драгоценное время, и пока было решено отправить силы на место — террорист уже начал стрелять. И цену за это заплатила несчастная роженица Цеэла Гез, мир праху её. И это не первый и не последний случай, когда эти офицеры принимают решения, которые не являются сугубо военными, а явно политическими.
Например, через неделю исполнится полгода с тех пор, как в последний раз использовались беспилотники против террористов. И нет — на этот раз ВВС не виноваты. Виноваты командующий Центральным округом генерал Ави Блут и командир дивизии Иудеи и Самарии бригадный генерал Яки Дольф, которые отказываются использовать авиацию против террористов и предпочитают подвергать риску жизни солдат и невинных евреев. Это происходит потому, что в ЦАХАЛе высшие чины не несут ответственности за свои ошибки.
И когда старшие офицеры совершают ошибки, как на прошлой неделе, они не платят цену. И нет — увольнение из армии и пожизненная жирная пенсия не считаются "ценой". Когда я говорю "платить цену", я имею в виду настоящую цену. Суд, тюрьма и лишение пенсии.
Каждый раз, когда я пишу неприятные вещи о старших офицерах, находятся читатели, которые сердито замечают: «А ты знаешь, что он сделал в армии?» Мой ответ: «Да, знаю. И пора, чтобы и вы знали».
Возьмем, например, бригадного генерала Яки Дольфа, командира дивизии Иудеи и Самарии. Знали ли вы, что этот офицер, когда был командиром парашютной бригады, получил выговор по двум случаям, связанным с пренебрежением к жизни солдат? И что? Это помешало ему продвинуться?
И это не помешало начальнику Генштаба Авиву Кохави заявить о его повышении: "Не раз мы продвигали офицеров, которых ранее наказывали. Даже выдающиеся могут ошибаться." То, что Кохави забыл упомянуть — это то, что ошибки таких офицеров лежат на кладбищах.
В августе 2017 Яки Дольф был назначен командиром парашютной бригады. В июне 2019 погиб солдат из разведроты парашютистов во время учений в ручье Хилазон. Сержант Эвьятар Юсфи, 20 лет, из Гиват-Шмуэля, погиб 7 января во время навигационного учения на севере, когда упал в ручей и утонул.
Военное расследование выявило десятки нарушений в подготовке учения. Было установлено, что подготовка нарушила армейские инструкции, не соответствовала уровню финального учения, сопровождалась множеством сбоев и была проведена на низком уровне, с недостаточным вниманием к деталям.
Командиры решили провести учение несмотря на тяжелые погодные условия, не подготовив солдат должным образом. Они также проигнорировали просьбы солдат остановить учение. Расследование также показало, что часть командиров осталась в укрытых машинах, пока солдаты сталкивались с невозможными погодными условиями.
Младших офицеров уволили, конечно. Но командир бригады Яки Дольф не понес наказания за беспорядок в своей бригаде. Ах, да — ему дали выговор.
В апреле 2019 погиб призывник Рон Овад, мир его праху, сбитый автобусом во время отбора в парашютную бригаду. Начальник Генштаба Кохави уволил всю цепочку командования до звания подполковника. Но Яки Дольф опять не понес наказания.
"Наказание", которое он получил: его продвижение было приостановлено на год.
И, как уже упомянуто, Кохави не колебался продвигать офицеров, которые "ошибались". И вот, 12 июня 2019 он завершил должность командира бригады и уехал учиться за границу. 2 июля 2020 его повысили до звания бригадного генерала и назначили военным секретарем министра обороны Бени Ганца. 20 декабря 2023 он был назначен командиром дивизии Иудеи и Самарии.
Теракт, в котором была убита Цеэла Гез, произошел из-за того, что не отреагировали на тревогу, поднятую наблюдательницами, и не отправили силы. И первая команда, которую узнав о теракте отдал Яки Дольф, не была как можно скорее поймать террориста. Первая команда, которую он дал своим солдатам, была: поторопиться и убедиться, что евреи не идут мстить арабам.
В сети гуляет запись этой команды. Стоит поискать и послушать.
Окончательно ясно: два самых высокопоставленных офицера Центрального командования — это просто мелкие политики. Так где же политик Исраэль Кац, которого мы послали следить за ними?
Перевод с иврита Виктор Корецкий
ФБ Бен Йегуда, 5.2025