Моше Фейглин. Война идеалов
Ася Энтова
Предисловие редактора
Открывая любую книгу на русском языке, мы, выросшие на
классической русской литературе, ищем в ней ответы на вечные вопросы: "Кто
виноват?" и "Что делать?".
Книга "Война идеалов"
дает свои ответы на эти и многие другие вопросы, но она написана в другое время
и в другой культуре, чем та литература, к которой мы привыкли. Сегодняшний ускоряющийся
ритм жизни и распространенность электронных СМИ не располагают к внушительным
романам или философским трактатам. Книга, которую вы держите в руках,
составлена из коротких заметок, реакций на актуальные события, из политических,
общественных и идейных деклараций, написанных на протяжении примерно шести лет
(1999–2005). Собранные вместе и сгруппированные по темам (перед каждой статьей
стоит точная дата), они составляют внушительный труд, отражающий непростой период
в жизни Еврейского государства и еврейского народа – от резкого роста арабского
террора, называемого "Второй интифадой", и вплоть до выселения евреев
из сектора Газы и Северной Самарии – так называемый "план отделения" ( "итнаткут").
Общественные кризисы редко
связаны с одной определенной датой. Кризис складывается из неприметных
изменений и напряжений, исподволь накапливающихся в обществе. Если не
разражается катастрофа, то кажется, что все проблемы можно преодолеть старыми
средствами. Однако в случае изменения эпох это не так, а у нас в Израиле
происходят именно такие, эпохальные изменения. Прежде, чем весь мир ужаснулся
катастрофе 11 сентября, Израиль долгие годы страдал от арабского террора и
особенно от его обострения после заключения договора в Осло. О начале
"процесса Осло", о борьбе против договора с террористами-арафатовцами
Фейглин писал в первой своей книге "Там, где нет людей". Тогда
казалось, что это временное помешательство – передача части еврейского
государства его злейшим врагам-террористам – можно остановить старыми сионистскими
методами, что по отношению к арабам можно выбирать между пряником социальной
помощи, обсуждавшейся еще Герцлем, и кнутом "Этики железной стены"
Жаботинского. Именно эту пару методов Бен Гурион, а за ним и Бегин, применяли в
первые полвека существования Еврейского государства. Казалось, еще немного и
проблема противостояния с арабами будет решена. Однако, как это часто бывает в
истории, старый вопрос был не решен, а снят с появлением новой, более
глобальной проблемы. Сегодня старые войны между народами, то есть между их
странами, сменяются проблемой противостояния государств и террористических
структур. Регулярная армия борется с террористической сетью, поддерживаемой
внешне лояльными и мирными гражданами. С террором Израиль сталкивался давно, но
только сейчас стало понятно, что террор
не оставит нас в покое и после заключения формального мира с окружающими нас
арабскими странами, и после дарования израильским арабам всех гражданских прав.
Стало ясно, что прежние методы уже не годятся, что требуется обновить всю
концепцию сионизма, что решение "арабской проблемы" не придет без переосмысления
"проблемы еврейской". Что такое еврейский народ, для чего он
нуждается в своем собственном государстве? Каковы наши цели главные и
второстепенные? Какими средствами для их
решения мы располагаем? Эти старые и, казалось бы, давно уже решенные вопросы
требовалось поставить и решить заново.
Еврейский народ связан с Вечностью,
но готовые решения не спускаются к нам с небес. Мы занимаемся поисками на
ощупь, пробуя те или иные способы, отвергаем их и ищем снова. Мы ждем, когда
разум, озарение или Творец приведут нас, как слепых котят, к блюдцу с молоком
мудрости. Выбор "или - или" сменяется пониманием, что и то и другое
не годится. Истина не рождается в споре и не лежит между двумя крайностями,
посередине видна лишь ее проекция на старую плоскость нашего понимания. Как только
нам покажется, что мы уже все поняли, преодолели и устроились в этой
действительности, как вновь происходят изменения. В спокойные времена, в отсутствии
резких поворотов, мы держим курс по прямой и неожиданно вылетаем на обочину. И
наоборот, в смутное время, когда надежды на благополучный исход минимальны,
когда ветер истории неумолимо несет нас на непреодолимую преграду и грозит
разбить об ее острые уступы, нас вдруг подхватывают восходящие потоки,
огибающие ее, и увлекают вперед и вверх.
Сегодня мы "не вписались в
поворот". Кризис, охвативший израильское общество по праву можно назвать
кризисом "достигнутой цели": Государство-убежище светского сионизма
построено, оно экономически состоятельно и технически оснащено, его численность
активно пополняется за счет естественного прироста и репатриации, количество
живущих в нем евреев превышает любую из
диаспор, включая быстро ассимилирующуюся американскую. И, тем не менее, это
государство не выполняет главных своих задач: не защищает, не объединяет, не
решает проблему идентификации. И, главное, оно не дает возможности им
гордиться. Что это, случайность или неизбежные недочеты любого строительства? А
может быть, виноваты ошибки, уже заложенные в изначальном проекте? Ни то, ни
другое, ни третье. Вернее, ко всем этим причинам добавляется главная – мы
находимся в такой точке национального пути, где видно, что прежняя цель –
строительство национального государства для физического выживания нации, к
которой мы уже приблизились, - это вовсе не конечная станция. Мы так близко к
прежней промежуточной цели, что, продолжая двигаться в прежнем направлении, мы
можем уже не приблизиться к ней, а отдалиться от нее. По мере приближения
становится ясно, что это только промежуточная вершина на долгом пути. Где же
находится главная цель, каков новый промежуточный ориентир, на который мы
сможем равняться следующие полвека-век? Для ответа необходимо обернуться и
заново оценить пройденный путь. Этому посвящен раздел "Прошлое".
Какова была старая цель, и какими средствами ее достигали? Какие методы
предлагали правые и левые, светские и религиозные? Что из их мечтаний
воплотилось, а что было отвергнуто? Что служило моральной опорой, а что мешало?
Каждому из этих вопросов посвящена отдельная глава. Не ответив на них, мы не
сможем понять многое из происходящего
сегодня.
Раздел "Настоящее"
посвящен осознанию глубины сегодняшнего кризиса, необратимости перемен. Кризис
– это не всегда войны и революции, гораздо чаще это неразбериха и расстройство.
Кризис означает изменение направления развития, смену ориентиров, прекращение
плавного движения по предсказуемой траектории, скачок, переход на новую
ступень. Внутри резко меняющейся ситуации мы чувствуем, как теряем управление.
Старая идеология сионизма, твердящая о Еврейском государстве, о заселении Эрец
Исраэль, коллективизме, обороне, аннексии, сменяется постмодернистским
разбродом. Все то, на что мы раньше полагались: демократические институты и пресса,
суд и армия, правители и союзники – все скользит, трещит по швам и не дает нам
точки опоры. В различных главах второго раздела идет подробный анализ работы
каждой из систем. На чем мы пробуксовываем, что ломается, а что никогда не было
целым? Действительно ли созданное государство подчиняется национальным и
демократическим принципам, или нынешний упадок идеологии обнажил олигархическую
власть нескольких кланов, проводящих принцип "разделяй и властвуй"?
На кого мы разделяемся: на светских и религиозных, сефардов и ашкеназов, вновь
прибывших и старожилов, "оранжевых" поселенцев и "синих"
жителей Тель-Авива? Или деление идет на еврейское большинство и стоящее у
кормила властное меньшинство, называющее себя "просвещенными десятью
процентами"? И можно ли говорить о демократическом разделении властей,
если все те же породнившиеся между собой десять процентов населения монополизировали
суд и прессу, академию и госпредприятия, высший командный состав и
парламентское большинство? Не подсовывают ли нам под видом лозунга
"территории в обмен на мир"
принцип временщика "территории в обмен на власть" или лагерное
"умри ты сегодня, а я завтра"?
Нам страшно, нас заносит, еще
немного и нас разобьет о встречные препятствия. Притормозить и попытаться
выправить машину невозможно. Единственный выход – оценить поворот, в который мы
попали, нажать на газ и помчаться в другом, в новом направлении. То есть, на
руинах прежних идеалов отыскать идеалы вечно новые, которые помогут нам не
отчаяться, а преодолеть кризис развития и пойти по новому пути к вечной цели,
оставив позади недостатки и ошибки.
Эти новые (а в каком-то смысле
хорошо забытые старые) идеалы обсуждаются в последнем разделе
"Будущее". Кто мы, как народ, кем мы хотим быть, к чему стремимся?
Чем мы отличаемся от других народов и государств, как определяем себя по
отношению к христианству и исламу? Каким мы видим свое еврейское государство,
его экономику и политику, воспитание и культуру? Каким путем мы можем начать
двигаться в направлении нашего национального идеала, какие имеющиеся
инструменты использовать? Какова наша тактика и стратегия и какая дорога ведет
к Храму? Большое искушение для нетерпеливых заглянуть сразу в конец книги и
прочесть готовые ответы. Однако, не прочтя первых двух разделов, мы рискуем эти
ответы попросту не понять, потому что для понимания ответа надо сначала
правильно сформулировать вопрос. "У нас нет ответа на вопрос, как достичь
цели, которую сформулировали левые, – пишет Фейглин. – Однако, несомненно, у
нас есть ответ на вопрос, как достичь цели, которую сформулировали мы сами.
Иначе говоря, правильная постановка вопроса – это и есть настоящее
решение".
Заглянув в конец
"задачника", мы прочтем, что наши сегодняшние проблемы порождены не
арабами, а внутриеврейским противостоянием. Что оформление членства в Ликуде дает
больший эффект, чем сто демонстраций. Что обеспечить безопасность можно
возведением не забора, а Храма. Что нужно разрабатывать не государство Галахи,
а Галаху государства. Что чем более еврейским будет наше государство, тем больше
у нас шансов на настоящую свободу и демократию.
В виде отдельных лозунгов эти
утверждения звучат по меньшей мере непривычно и спорно. Но для того, чтобы
оценить их по достоинству, следует сначала понять, ответом на какие вопросы они
являются, какими терминами оперируют и какое мировоззрение стоит за ними.
Социальная философия утверждает,
что более мощным оружием, чем прямое подавление, является навязывание обществу
определенных тем для обсуждения. Любая власть исходит из такой картины мира, в
которой ее правление кажется очевидным и естественным. В странах, где ценят
демократию, власти стараются прямо не ограничивать общественный дискурс, но,
исходя из своего мировоззрения, они задают такие определения, термины и
вопросы, которые продуцируют их гегемонию. Положительная сторона общественных
кризисов состоит в том, что они проводят деконструкцию действием – разрывая
привычную затертую ткань общественных мыслей, они позволяют проникнуть в
общество не предписываемым сверху смыслам, поставить новые вопросы и, в поисках
ответа на них, походя справиться со старыми проблемами. И в этом отношении лежащая перед вами книга является
поистине революционной. Общая картина, представленная в ней и созданная в
результате скрупулезного системного анализа, вероятно, не даст сразу всех
желаемых подробностей, но она четко указывает возможное направление выхода из
сегодняшнего кризиса.
***
Статьи, собранные в книге, переводились в разные периоды
времени по мере их написания. Переводы публиковались в израильской прессе на
русском языке, в первую очередь в газетах "Вести" и "Новости
недели", а также в различных интернет-сайтах. Мы благодарим переводчиков:
Игоря Подольского, который перевел "Мысли о 9 ава и о Храме" и
"Объединяемся вокруг того, чему верим", Велвела
Чернина ("Демократическое, потому что еврейское"),
Бориса Новака ("Некрофилия левых",
"Еврейское подполье", "Только трансфер принесет мир",
"С ним можно иметь дело", "Вехи
государственной политики"), Марка Найшулера ("Томи
раскаялся"), Моше Боруховича ("Айда, Биби!"). Перевод статьи
"Осло и Всемирный торговый центр" взят с интернет-сайта IJC.ru .
Остальные статьи перевели Гилелль и Шошана Бродские. Зачастую переводы
авторизованные, иногда статьи даны в сокращении или, наоборот, объединяют
несколько отрывков на заданную тему. Примечания переводчиков поясняют ивритские
термины, цитаты, и другие израильские реалии.
Предисловие автора к русскому
изданию
Когда я стал отбирать для публикации и упорядочивать
статьи из многих сотен, написанных за последние годы, когда объединил их
подзаголовками "Прошлое", "Настоящее" и "Будущее"
и разбил по темам, то произошел синергетический эффект – целое стало чем-то
большим, чем простая сумма составляющих. Это стало первой попыткой описать в
общих чертах идею Еврейского государства, какой она мне представляется и какой
прокладывает себе дорогу в неразберихе прошлого и в проблемах настоящего
Первые части книги "Прошлое" и "Настоящее"
посвящены правым и левым, светским и религиозным, а также многим другим нашим
реалиям и проблемам, сквозь которые мы стараемся прорастить наше будущее. Не
обязательно читать все в определенном порядке – выберите тему себе по вкусу и
начните с нее.
Часто возникает вопрос: Что такое Еврейское государство?
Что именно вы под этим подразумеваете? "Еврейское руководство"
относится к идее Еврейского государства не просто как к вопросу "реальной
политики". Мы пытаемся описать то, чего еще нет, что еще никто никогда не
видел и не описывал, с тем, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Наши противники
пытаются приклеить нам штамп "Мединат Галаха" ("Государство
Галахи"), не имеющий реального смысла, но звучащий угрожающе. По-моему,
быть евреем означает прежде всего быть свободным человеком, и Еврейское государство
– это прежде всего открытое государство, обеспечивающее настоящую свободу
выбора своим гражданам. Поэтому лозунг левых "Долой власть
захватчиков!" вполне подходит и нам, только захватчиком мы считаем не
иудея, живущего в Иудее, а антинационально настроенное меньшинство, называющее
себя "просвещенным" и захватившее все командные посты в Израиле.
Будущее развитие связано со свободным выбором. Поэтому
нам кажется вредным существование религиозных партий, а также религиозные или
антирелигиозные законы, принимаемые Кнессетом. Мы верим, что в еврейской душе
живо национальное самосознание и что демократия позволит большинству воплотить его
в жизнь без всякого принуждения.
Во время работы над книгой в Израиле разразилась война –
война государства с поселенцами, война "новых израильтян" с
национальным зовом, связывающим народ и его землю. "Решительный и
чувствительный" погром Гуш Катифа и Северной Самарии привел к немыслимой
жестокости по отношению к наиболее преданным гражданам страны.
Армия Израиля похоронила свой боевой дух в песках Гуш
Катифа. Как остриженный Самсон, лишившийся сил, потерпел Израиль поражение в
войне с Хизбаллой, и с тех пор в израильском обществе царит апатия и отчаяние.
Но есть и надежда – у "Еврейского руководства" появляется все больше
сторонников. Израильское общество постепенно осознает нашу альтернативу, и на
выборах мы получаем все большее количество голосов.
Хочется надеяться,
что эта книга поможет среди наших сегодняшних невзгод не терять из виду главную
цель и подскажет путь выхода из нынешнего кризиса.
Я благодарен друзьям и соратникам из "Еврейского
руководства" за инициативу и помощь в создании этой книги. Особо хочу
отметить Саадью Городецкого, без инициативы которого эта книга не была бы создана,
а так же редактора журнала "Натив" Арье Става, идеолога движения Моти
Карпеля, профессора Гилелля Вайса и философа Охада Камина. Но главная заслуга,
конечно, принадлежит моей жене Ципи, которая постоянно твердила мне: "Ты
должен, должен написать обо всем этом…"
Я благодарен всем, кто помог осуществить перевод книги на
русский язык и надеюсь на внимание "русского" читателя, уважающего
культуру и ценящего печатное слово. Для меня крайне важно сделать свою книгу
доступной для широкого круга российских евреев, ведь выходцы из России привыкли
читать толстые и серьезные книги и, главное, задумываться над прочитанным.
С надеждой, что Небеса удостоят нас радости созидания
Еврейского государства,
Моше Фейглин,
Карней Шомрон,
2007 г.
Вместо введения: Какое решение мы предлагаем?
Положение в израильском обществе на первый взгляд
представляется безнадежным. Хотя "Ослиные" мечты левых рухнули
окончательно, правым почему-то не удается предложить другое решение. Вроде бы,
общественное мнение должно сейчас резко повернуть вправо – и действительно,
Шарон получил на выборах подавляющее большинство голосов. Однако, как мы видим,
в действии правые не слишком отличаются от левых. У них тоже нет никакого
реального плана выхода из кризиса, в котором мы находимся. Рядовые споры между
правым и левым, критикуемым и обвиняемым, кончаются, как правило, тем, что левый
спрашивает правого: "а какое решение вы предлагаете? " То есть, он
признает, что его мечты несостоятельны, но все понимают, что у правых нет
никакой альтернативы. Так постепенно вся страна проваливается в пучину
отчаяния. На первый взгляд, нельзя так уж сильно обвинять левых в маразме Осло
– они ведь всего лишь пытались претворить решение, в которое сами верили,
правые же никогда и не пытались по-настоящему предложить лучшее решение,
ведущее нас к миру.
Так какое же решение мы предлагаем? И есть ли у нас
вообще решение?
Правильный ответ – у нас нет решения для левых. То есть,
нет ответа на вопрос, как достичь цели, которую сформулировали левые. Однако,
несомненно, у нас есть ответ на вопрос, как достичь цели, которую
сформулировали мы сами. Иначе говоря, правильная постановка вопроса – это и
есть настоящее решение.
Левым удалось закрепить в сознании израильского общества
не подвергаемую сомнению аксиому, что единственная цель, стоящая перед страной,
– это добиться мира и безопасности. Не правильно было бы упрекать за подмену
цели только современных левых. Проблематична цель самой классической сионистской
идеологии, пытающейся привести к ассимиляции не отдельного еврея, а само
еврейское государство, построить "нормальное государство, такое же как у
всех". Единственная цель классического сионизма: быть принятыми мировым
сообществом и войти в семью народов на равных. Для этого нужен мир любой ценой.
По этой логике, наши враги-арабы, внутри Израиля и вокруг него, не препятствие
в достижении наших целей – они и есть цель, они должны нас принять! Мы обязаны
достичь мира с ними, чтобы добиться того "нормального состояния" (а
именно, мечты ассимилироваться и "стать как все народы"), которое мы
пытаемся претворить в жизнь. По этой логике само собой понятно, что невозможно
победить Арафата (да будет стерто имя злодея*), и тем более невозможно лишить
гражданства израильских арабов, разрушающих государство изнутри. Потому что
победить их – означает похоронить главную израильскую мечту: стать «нормальным»
народом, народом, принимаемым на равных другими народами, и принимающим и
ассимилирующим других.
Если наша единственная цель состоит в том, чтобы стать как
все народы – тогда действительно, у нас нет решения. Невозможно победить
Арафата, он будет безнаказанно убивать нас, сколько захочет, будучи сам защищен
со всех сторон пониманием того, что покончить с ним означает для нас покончить
и с израильской мечтой о «нормальности». И нельзя ничего поделать с теми израильскими
арабами, которые своим поведением дают нам законный повод лишить их
израильского гражданства. Ведь если мы исторгнем их из своей среды, мы тем
самым докажем, что они не часть "израильского народа" и что нет
«нормальных» израильтян, а есть государство евреев! Что делать, придется нам
остаться евреями...
Так каково же наше решение? Решение у нас есть и оно дает
возможность уничтожить Арафата, остановить волну террора и покончить с "бишарами"
и "тиби"!
Однако для этого требуется изменить основную цель,
стоящую перед нашей страной.
Мир – это замечательная вещь, но это не цель, а, скорее,
средство. Если бы нам был нужен только мир, то мы могли бы собрать вещички и
улететь в более безопасные места.
Нам нужна
другая цель – еврейская цель. Это не чисто философский вопрос: сегодня, яснее
чем когда бы то ни было, что это вопрос самого нашего выживания.
Июль 2001 г
< < К оглавлению < <
> > К следующему разделу > >
|