«Эфраим смешивается с народами… Чужие пожирали силу его, а он не ведал; и седина покрыла его, а он не знал»
(Ошейа 7:8,9)
Кажется, что с тех пор прошла целая жизнь, но это случилось всего пять лет назад. Пять лет назад Уильям Роджерс, занимавший тогда должность государственного секретаря США, прибыл в Израиль в разгар яростного спора по поводу продажи реактивных самолетов «Фантом» и уступок Израиля арабам. Цитировались его слова: «Израиль – разваливающаяся страна».
Как странно – и как понятно - посторонний может увидеть то, чего не видят члены семьи, потому что они либо находятся слишком близко, либо слишком вовлечены, либо не слишком расположены. Они не желают видеть горькую действительность. Они не хотят видеть правду о своих собственных неудачах. И вот их «сила пожирается» и «седина покрывает» их, а они «не знают». Горькая правда слишком неприятна; лучше её игнорировать, а лучше всего, если те немногие, которые упорствуют в том, чтобы её видеть и (что ещё хуже!) говорить об этом, будут подвергнуты осуждению и громкими криками их заставят замолчать.
Самоубийство А.Офера* - это больше, намного больше, чем сломанная жизнь одного человека. Оно символизирует в очень многих отношениях развал государства и разрушение мечты. Авраам Офер, министр жилищного строительства, был также на протяжении длительного периода одним из боссов «старой гвардии» МАПАЯ – партии, десятилетиями правившей Израилем фактически как своей вотчиной. Он был столпом того светского лейбористского сионизма, который создавал государство по своему образу и подобию и который кричал во всеуслышание о необходимости «нормализации» Израиля под лозунгом «давайте будем как все другие народы». Он был один из тех, кто верили, что можно создать нормального, здорового еврейского «нового еврея» без религии и иудаизма. Государство Израиль, которое существует сегодня, является в значительной степени тем, что было создано в воображении Офера и всех оферов, основавших и проводивших в жизнь идеи политического светского сионизма. Самоубийство этого человека символизирует то, что у еврейского народа была отнята сама его душа, так как вместо Еврейского государства возникла лишенная духовности, совершенно нееврейская, ассимилированная, говорящая на иврите Португалия, а его крах символизирует крах того общества, которое он создал.
Как же я отвергаю тех, кто «рационально» объясняют свой отказ поселиться в Израиле недостатками в его духовной сфере! И насколько лицемерны люди, оплакивающие отсутствие Б-га в Израиле как причину того, что они остаются в духовно обнищавщей Америке… Как же я понимаю, что за их набожностью скрывается отказ пожертвовать своими материальными удовольствиями, боязнь позволить своим детям служить своей стране и готовность порвать с мицвой иудаизма, известной как мицват ишув hа-арец (заповедь поселения в Эрец-Исраэль). Как хорошо я понимаю, что если бы они и подобные им приехали сюда в самом начале, то государство, столь блаженно ими осуждаемое, могло бы быть Еврейским государством.
Однако все это не уменьшает печальной реальности государства, созданного оферами. Это – сбитое с толку государство, в котором люди, отбросив веру в Б-га, в страхе ходят по земле, зная при этом, что арабский враг не желает мира, и пытаясь убедить себя, что «барс, возможно, сумеет сменить свои пятна».
Это – государство, в котором преисполненные страхом евреи смотрят на Вашингтон полными слёз глазами, надеясь на помощь и понимая, что она будет предоставлена в обмен на бузумные уступки; в результате наши враги окажутся у самых ворот.
Это – государство, которое отвергает Б-га, предпочитая ему Вашингтон, которого свои собственные интересы приведут к тому, что он покинет источник беспокойства, каковым должен стать Израиль. Это – государство, чьи страхи и замешательства привели к формированию новых партий и новых лиц со старыми идеями, ни один из которых не имеет дела с реалиями еврейства, иудаизма и «одного маленького слова».
Это – государство, в котором с уст министров и руководителей никогда не слетает то маленькое слово – слово, являющееся единственным ключом к разрешению проблем, единственной надеждой еврейского народа достичь своего предназначения в величии и славе, - лишь одно слово. Слово это Б-г.
Это, прежде всего, государство, которое производит людей, говорящих на иврите, но лишенных еврейства. Это – порождение Леванта, которое лишало своих граждан иудаизма, уходящего корнями в столетия, и заменило его культурой улицы Дизенгоф. Это – государство, которое в невероятной степени погрязло в материализме, где автомобиль, квартира, стиральная машина, последняя американская мода являются у людей предметами обсуждения подобно навязчивой идее.
Это – государство, в котором народ мечтает об Америке – Золотой стране, стране «текущей молоком и медом», и в котором ежедневно предпринимаются усилия , чтобы туда эмигрировать.
Это – государство, в котором материализм торжествует снизу доверху.
По-прежнему процветает коррупция и ограбление общественности высокопоставленными чиновниками, а прямой причиной самоубийства Офера стало то, что все больше предавались огласке материалы о его, якобы, участии в преступной деятельности. Его имя – всего лишь последнее в списке государственных деятелей и партийных функционеров, обвиняемых в финансовых преступлениях. Это проникает все ниже, и жадность становится фактором, побуждающим профсоюзы и рабочих разрушать экономику при помощи «экономических» требований, которые государство Израиль – бедное и подверженное экономическому бойкоту – просто не в состоянии удовлетворить. Рабочие не трудятся полный день с полной нагрузкой, и мечта А.-Д.Гордона – еврейский труд – становится кошмаром. Работодатели невероятно эгоистичны и не готовы пожертвовать своими прибылями, а бизнесмены прибегают к обману, чтобы не платить налоги, хотя в то же время требуют, чтобы Конгресс США выделил больше денег, а «Объединенный Еврейский призыв» сделал лучшие сборы, чем в прошлом году. Бурно растет преступность, совершаются безжалостные и жестокие преступления. Число абортов достигло 50 000 в год. Нарушается шабат, когда кинотеатры – со всей их восхитительной порнографией - открываются в пятницу вечером. И среди всего этого отхода от еврейства мы не находим ничего лучшего, чем требовать, чтобы реформисты и консерваторы совершали алию из Америки и спасали Израиль. И Офер кончает собой.
Прошлая пятница пришлась на Асара бе-Тевет – 10-й день месяца Тевет. Это – день поста, соблюдаемый издревле; он установлен в память о начале осады вавилонянами Иерусалима, приведшей к разрушению Храма. Это также йорцайт, официальный день чтения кадиша по жертвам Катастрофы европейского еврейства и тем людям, день смерти которых неизвестен. На этот раз это так же был канун нееврейского Нового Года. Число людей, которые отмечали языческий праздник, выпивая, закусывая, занимаясь «любовью», превышало число тех, которые постились. И Офер покончил с собой в государстве, которое он помогал строить и которое ежедневно лишает себя своей собственной еврейской жизни.
Ответ? Возвращение, тшува. Возвращайтесь евреи Израиля к иудаизму Б-га и создавайте государство, отличающееся от государств тех неевреев, которым вы подражаете. Возвращайтесь к положению Избранных. Возвращайтесь также и вы, евреи Изгнания, включая тех набожных лицемеров, которым понравится эта статья. Возвращайтесь в Израиль и превратите его в такое государство, которое вы, если судить по вашим словам, хотите видеть. Однако осуществить это можно только ценой веры и жертв.
Перевод Е. Майданика; дополнения М.Ниренберг.
Примечание:
* А. Офер застрелился 3/1/77 на фоне сильнейшей коррупции в верхушке «Маараха», ставшей достоянием общественности, и начавшегося против него лично расследования. Спустя три месяца глава правительства И.Рабин подал в отставку из-за скандала, вызванного наличием валютного счета у его супруги за границей (тогда это было запрещено) (прим.ред.сайта МАОФ – точнее речь шла о счете супругов Рабин ("слил" информацию в СМИ тогдашний заместитель Рабина – Перес через журналиста Дана Маргалита), обычно вспоминают об этой истории, как о счете жены Рабина, так как обвинение было подано только против нее (разумеется, она отделалась легким испугом), прокуратура решила, что сам Рабин "понес политическое наказание", слетев с поста премьер-министра, досрочные же выборы были назначены, так как правительство все равно провалилось бы на вотуме недоверия из-за большого количества случаев коррупции функционерами МАПАЙ-Маараха-Аводы, а также из-за официального нарушения Шабата), а на выборах 17 мая избиратели провалили «Маарах», лишив его почти 40% голосов.
Впервые опубликовано под названием Suicide в Jewish Press, 2 Shvat 5737 (21/1/77); на русском языке – в Сб-ке МАОЗа №3 1994, «ЕИ» №17 5760