Те, кто утверждают, что они любят своих врагов, в действительности не считают их врагами. Те, кто не испытывают ненависти к врагам, которые хотят их уничтожить, в душе сомневаются в справедливости своего дела и втайне подозревают, что ненависть врага может быть оправданной. И те, кто не испытывают ненависти к врагам, недостаточно сильно любят свой народ и свою землю, ибо мудрецы Талмуда верно сказали: «Тот, кто проявляет милосердие к жестокому, когда-нибудь проявит жестокость к милосердному».
Я пишу все это в связи с поразительной ситуацией, которая складывается в последнее время: еврей-одиночка, действовавший в состоянии гнева из-за личных обстоятельств (его бросила подруга), убил семерых арабов (Ами Поппер убил семерых и ранил около 20 арабов; позже он рассказал, что за несколько лет до этого подвергся насилию, и когда узнад среди арабских рабочих у въезда в Ришон-леЦион своих мучитетелей, решил отомстить - прим. редактора), – и вот все политические деятели, от наиболее левых до крайне правых, наперебой крикливо выражают свои личные чувства – ужас и отвращение – в связи с убийством семерых арабов, рабочих из Газы, шлют проклятия еврею-убийце, просят прощения за этот инцидент у людей, которых средства массовой информации определяют как "видных деятелей" арабских общин; ходят даже слухи о возможности выдачи "компенсаций" семьям погибших. Осталось еще только организовать официальную делегацию во главе с премьер-министром Шамиром и главными раввинами, которые пойдут босиком, во власяницах, бия себя в грудь, в Газу, чтобы искупить грехи еврейского народа, повинного в деянии, которое было совершено брошенным влюбленным.
А группы "мира"! А все интеллектуалы, серьезные журналисты и прочие мыслители! Причина этого деяния – "ненависть, возбуждаемая еврейскими националистами-ксенофобами типа Кахане и им подобными". (Интересно узнать, кем были "возбуждены" акты насилия в 40-х и 30-х годах, когда Кахане был молодым парнем и мальчиком, и в 20-х годах, когда его вообще не было на свете.) Группа израильтян – особо благородных моралистов и носителей этических ценностей – даже отправилась на место убийства со свечами, какие зажигают в йорцайт (годовщину со дня смерти еврея – прим. пер.), в то время как Симха Гольцберг, известный под именем "отца раненных израильских солдат", заявился в больницу "Асаф hа-Рофэ" со сладостями и наилучшими пожеланиями арабам, раненным во время инцидента (в Ришон ле-Ционе). Это был мрачный день – и единственное "просветление" наступило тогда, когда семьи арабов, находившиеся в больнице, вышвырнули Симху оттуда, заявив, что они не нуждаются в сладостях от евреев.
Я видел, как Шамир и Шарон, Геула Коэн и Рафаэль Эйтан, и Рехавам Зеэви из "Моледет" говорили о своем потрясении и отвращении в связи с убийством людей и осуждали еврея, совершившего это убийство. И вновь стало понятно, почему левые, "уничтожающие" Израиль, не боятся этих партий "правого крыла" и почему они боятся Кахане, и прежде всего – какая большая пропасть пролегает между "Ках" и осью Ликуд-"Тхия"-ЦОМЕТ-"Моледет". Я сейчас постараюсь обьяснить это как можно яснее.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ. Я НЕ ПЛАЧУ О НИХ – ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ОНИ И ВСЕ АРАБЫ НИКОГДА НЕ ПЛАКАЛИ О ЕВРЕЯХ, УБИТЫХ ПРЕДНАМЕРЕННО – НЕ БРОШЕННЫМ ПОДРУГОЙ ЕВРЕЕМ-ОДИНОЧКОЙ, НО ТЕМИ, КТО СОВЕРШАЛ ОБДУМАННЫЕ НАПАДЕНИЯ НА ЕВРЕЕВ И ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО, ПОСТОЯННЫЕ ОБЪЕКТЫ – В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ – АРАБСКОЙ НЕНАВИСТИ И АРАБСКИХ РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ИНСТИНКТОВ. Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, которые принадлежали к "палестинскому" народу и мечтали об уничтожении Израиля и которые подобно своим братьям и сестрам ненавидели Израиль страстно и жестоко; эта страсть и жестокость их ненависти могли бы привести к восстанию – и это была бы катастрофа, хладнокровное массовое убийство – топорами и ножами они прикончили бы любого еврея, который попался бы им на глаза.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, как не плакал бы в годы войны с нацистами о семерых немецких рабочих, которых застрелили бы при подобных обстоятельствах. Немцы как народ были моими врагами, и правительство Соединенных Штатов истратило миллионы долларов на деятельность "Управления информации о военных действиях" и его директора Элмера Дейвиса, стремясь к тому, чтобы ненависть американцев к немцам и японцам была достаточно сильной для победы в войне. Ибо суть дела заключается в следующем:
ТОТ, КТО НЕ НЕНАВИДИТ ВРАГА, ЗЛОДЕЯ ВСЕМ СВОИМ СЕРДЦЕМ, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ ВЕРИТ, ЧТО ЭТО – ЕГО ВРАГ, ЧТО ПЕРЕД НИМ – ЗЛОДЕИ, И ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК УЖЕ ВСТУПИЛ НА ПУТЬ, КОТОРЫЙ ВЕДЕТ К ПРОИГРЫШУ, И СДЕЛАЛ НЕМАЛО ШАГОВ НА ЭТОМ ПУТИ К ПОРАЖЕНИЮ В ВОЙНЕ С ПРОТИВНИКОМ, КОТОРЫЙ – БУДУЧИ НОРМАЛЬНЫМ И УБЕЖДЕННЫМ В СВОЕЙ ПРАВОТЕ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕНАВИДИТ ТОГО, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ К НЕМУ НЕНАВИСТИ, ДОСТАТОЧНО СТРАСТНО, ЧТО-БЫ ОДОЛЕТЬ ЕГО.
А тот, кто не испытывает ненависти к врагу, на протяжении 70 лет стремившемуся убивать его собратьев, а в последние 40 лет – уничтожить его государство, – это человек с глубокими и опасными нарушениями. Он в душе сомневается в справедливости своего дела и своих притязаний на эту землю, он мучит и истязает себя, размышляя, что его враг, возможно, прав.
А у человека, испытывающего такую психологическую немощь, возникает чувство виновности перед врагом, а свой народ превращается в его истинного врага, и такой человек испытывает к нему ненависть за его "неправоту"; но больше всего он ненавидит себя самого за то, что принадлежит к этому народу -"притеснителю" и не обладает смелостью решиться и отдать всю землю – в том числе свой собственный дом – бедному угнетаемому врагу, который стал для него орудием ужасного самобичевания. Что же делает это жалкое и в то же время чрезвычайно опасное, обремененное чувством вины существо? Это существо бездумно становится на сторону арабов по любому поводу, оно безумно бьет себя в грудь из-за любого еврейского "прегрешения", в то же время тщательно избегая осуждения любого прегрешения арабов; это существо стремится к национальному самоубийству, чтобы таким путем избавиться от мучительной агонии, вызванной чувствами вины и ненависти к себе.
И тот, кто не испытывает к своему врагу достаточно сильной ненависти, – не любит в достаточной степени добрых и ни в чем не повинных людей, ибо, отказываясь ненавидеть злодея и зло, он гарантирует сохранение положения, при котором злодеи будут убивать и уничтожать ни в чем не повинных. Его извращенная мораль позволяет расти мерзким сорнякам зла, творимого врагом, позволяет им мешать росту цветов, потому что боится – быть может, притязания сорняков на землю более основательны, чем притязания цветов.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ПЛАЧУ О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ НАРОДА, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ УНИЧТОЖИТЬ МЕНЯ, ТЕХ, КОГО Я ЛЮБЛЮ, МОЙ НАРОД И МОЕ ГОСУДАРСТВО.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, потому что я знаю, что делал их народ на протяжении всех этих лет, когда евреи протягивали ему руку дружбы и мира. Я помню злодейское убийство евреев в Яффо и Иерусалиме в 1920-21 годах; Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ. Я помню ужасную бойню в Хевроне, и в Моце, и в Сафеде (Цфате), и в других городах в 1929 году, когда "палестинцы" жестоко и варварски убивали евреев – о том, КАК они их убивали, страшно даже рассказывать; Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ. Я помню более 500 евреев, которые стали жертвами резни в 1936-38 годах, когда арабы учинили погромы -"интифаду", они убивали детей, насиловали и убивали женщин; Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ.
И еще я помню Давида Разиэля, командира отряда "Иргун", который провел ответные операции против арабов-убийц; тогда при взрывах бомб, подложенных на рыночных площадях и железнодорожных станциях, были убиты сотни "палестинцев". Разве Давид Разиэль был "гнусным убийцей", то есть оправдывал те слова, которые произносит сейчас этот совершенно невозможный Хаим Герцог и все эти мелкие политики – от правых до левых? А что мы скажем о таком событии: день убийства семерых арабов совпал с годовщиной гибели Разиэля, и не кто иной, как премьер-министр Шамир пришел к его могиле, чтобы почтить его память? Безумие? Уж наверняка найдется более уместное определение...
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ПЛАЧУ О СВОЕМ ВРАГЕ, КОГДА ЕГО УБИВАЮТ. Я НЕ ЗАЖИГАЮ ПОМИНАЛЬНЫЕ СВЕЧИ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ – ПОТОМУ ЧТО Я НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Я НЕ ВЫСТУПАЮ НИ ПО КАКИМ МОТИВАМ С ИСТЕРИЧЕСКИМ ОСУЖДЕНИЕМ ЛЮБОГО ЕВРЕЯ, КОТОРЫЙ УБИВАЕТ МОЕГО ВРАГА, ПОТОМУ ЧТО НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ ЗНАЮТ: ЛЮБЯТ СВОИХ ДРУЗЕЙ, А НЕ ВРАГОВ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЧТО АРАБОВ, ПРИЕЗЖАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ РАБОТАТЬ В ИЗРАИЛЕ, НЕ БУДУТ УБИВАТЬ, – ПРЕКРАТИТЬ ИХ НАЕМ НА РАБОТУ В ИЗРАИЛЕ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЧТО ИЗРАИЛЬСКИЕ СОЛДАТЫ НЕ БУДУТ СТРЕЛЯТЬ В АРАБОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, – ПЕРЕМЕСТИТЬ АРАБОВ С ТЕРРИТОРИЙ.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ, потому что я знаю: они, подобно всем "палестинцам", мечтали о великом дне "Итбах аль-яhуд" (Убивай евреев!), в то время, когда выкрикивали истерически "Алла акбар!". Сегодня я видел, как израильские арабы бунтовали в Нацерете, в Ум-эль-Фахме, по всей Галилее, и в "треугольнике", и в Яффо, и в Лоде. Я видел эту ненависть, эти камни, эти бутылки с горючей смесью, я был свидетелем нападений на полицейских – и все это было в границах Еврейского государства, и все это творили арабы, которые, как говорят нам все израильские партии от левых до правых, "не такие" и которые-де желают сосуществовать с нами. Я видел их, и я видел их в истинном свете – это были "палестинцы", которые также хотят уничтожить Израиль.
Я НЕ ПЛАЧУ О СЕМЕРЫХ МЕРТВЫХ АРАБАХ – или о любых арабах, людях, принадлежащих к народу, который хочет моей смерти. Конечно же я хочу, чтобы они жили – но не в моей стране; я хочу, чтобы их здесь не было; пусть они живут со своим народом – счастливо и в мире, как в Бейруте. Я НЕ ПЛАЧУ О СВОИХ ВРАГАХ, ПОТОМУ ЧТО Я – НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И "ДЕЙСТВИТЕЛЬНО" ЕВРЕЙ.
И несколько слов в заключение. Сегодня индийские войска убили в Кашмире 40 мусульман. Видел ли кто-нибудь индийские свечи йорцайт, зажженные в память о злодейски убитых? СЛЫШАЛ ЛИ КТО-НИБУДЬ ИЗ ЧИТАЮЩИХ ЭТИ СТРОКИ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
Перевод Е.Майданика.
1989 г.