Хроники Иерусалима

Ювал Нееман. ПОЛИТИКА БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ

От автора

В 1984 г. в издательстве "Равивим" вышел в свет сборник моих статей, опубликованных в израильской прессе в 1967—82 годах и касающихся политических и стратегических проблем. Книга эта, по существу, оказалась своего рода обзором пути "Движения за неделимый Израиль", в котором нашло воплощение пробуждение сионизма в Израиле после Шестидневной войны, политическим выражением которого сегодня является движение ха-Тхия. На евреев Советского Союза Шестидневная война оказала подобное влияние и привела к пробуждению движения за исход евреев в Израиль. В начале 60-х годов, в период перехода руководства страной от Бен-Гуриона к Эшколу, Израилем овладело чувство, что сионизм изжил себя и все, что осталось сделать, — это сосредоточить все чаяния и устремления на повышении уровня жизни в Израиле и на интеграции со странами ближневосточного региона. Шестидневная война напомнила всем, что принципиально ничего не изменилось во враждебном отношении арабского мира к Израилю, государству, чуждому региону из-за мнимой привязанности и принадлежности к Европе и, что хуже всего, — еврейскому государству! Вместе с этим, еврейская молодежь в результате Шестидневной войны снова соприкоснулась с Хевроном, Шило, Бет-Элем, с горой Синай и горой Хермон. Любовь к родной стране вырвалась лавиной и понятие сионизм, как возвращение евреев в свою страну, обрело подлинный смысл.
Именно правительство и государственные инстанции не поняли сионистского смысла происшедшего в Шестидневную войну. Они ждали телефонный звонок от арабов с предложением о мире. Телефонный звонок так и не раздался, но правительство, ожидая его, находилось в состоянии полнейшего бездействия. Война Судного дня еще больше усугубила безрадостность картины, породив чувство усталости и бессилия. Назрела необходимость встряхнуться и вернуть сионизму его прежний размах. Моя статья в газете "Маарив" от 18 июня 1967 года, опубликованная через неделю после окончания войны, стала первым поднятием флага. Отсюда через создание поселенческого движения Гуш-эмуним, через его прорыв на освобожденные территории Израиля в горах Иудеи и Самарии, незаселяемые до тех пор правительством в ожидании "звонка мира" и до создания движения ха-Тхия, — все это был единый непрерывный процесс борьбы против тотального отступления. Эта борьба достигла апогея в Яммите при сопротивлении отступлению из Синая в начале 1982 года. Эта борьба за Эрец-Исраэль продолжается путем ускоренного создания новых еврейских поселений в Иудее и Самарии, население которых достигло в 1987 году 70 тысяч.
Символичен тот факт, что первый перевод этой книги выходит в свет на русском языке. Ведь в СССР движение за исход в Израиль вспыхнуло и разгорелось параллельно пробуждению любви к Эрец-Исраэль здесь. "Отсев" евреев в пути из Советского Союза в Израиль представляет собой всего лишь естественный результат того же отсутствия сионистского горения и веры, которые здесь, в Израиле, привели к возникновению движения "Мир сегодня". И здесь тоже происходит этот "отсев" с точки зрения сионизма. И здесь мы видим отсутствие веры в то, что стоит и надо продолжать борьбу за сионистский идеал. Это усталость.
Илан Рисc и Давид Тунин решили расширить первоначальные рамки книги, включив в русское издание ряд статей, не вошедших в издание на иврите, написали дополнительные комментарии и примечания, вступительную статью об авторе. Дополнительные статьи служат, главным образом, обзором научно-технического развития Израиля и помогают лучше понять специфику проблем, стоящих перед страной.
Лично я загорелся проблемой евреев СССР в 1965 году, когда в "Нью-Йорк Таймс" появилось письмо, подписанное физиком Ландау и экономистом Либерманом. Письмо представляло собой грубые нападки на американцев за их заинтересованность судьбой евреев России. Эти двое заявляли: "Смотрите, как мы, евреи, преуспели и каких высот мы достигли в советском обществе". Я как физик знал о том, что Ландау при Сталине был репрессирован и провел в заключении годы, мне был известен тот факт, что в 50-е и 60-е годы ему ни разу не было разрешено выехать из СССР на научные конференции. Я также знал, что Ландау 1965 года не знает, что он подписывает, поскольку после ранения в аварии в 1962 году он потерял память. Советские власти поступали по принципу: "Ты убил, а еще и наследуешь?" (1 Цари 21:19; в русской традиции III Царств 21:19 — ред.), и я решил организовать ответ на это письмо. Мне удалось собрать подписи нескольких известных физиков, включая еврея, лауреата Нобелевской премии, ныне покойного Блоха и нескольких неевреев под письмом, написанным в форме резкого ответа.
Это письмо я сформулировал вместе с моим приятелем — физиком, английским евреем Робинсоном. Письмо было опубликовано, и через три года я услышал от учеников и друзей Ландау, которых я встретил, насколько мой ответ их обрадовал. С тех пор я активно занялся борьбой за права советских евреев, главным образом, в 1968—75 годах.
Сегодня несколько моих хороших друзей на факультете точных наук в Тель-Авивском университете были тогда взволнованными голосами в телефонной трубке...
Среди олим (репатриантов) из СССР в значительной мере сохранился сионизм в чистом виде. Олим 1971 года прибыли в страну, одержимые таким же сионистским горением, как и прибывшие сюда энтузиасты первой алии (члены движения Билу) в 1882 году. Там, в русском холоде, сионизм, очевидно, "замерз", отлично сохранился и не прогнил. Поэтому я верю, что среди евреев России найдутся многие, которые поймут, что я хотел сказать в своих статьях и, быть может, поймут даже лучше. чем мои сверстники здесь, так же, как и израильская молодежь сегодня понимает это лучше. Главное — не уставать и сохранять верность идеалу.



< < К оглавлению < <                       > > К следующей главе > >

  

TopList





Наши баннеры: Новости Аруц 7 на русском языке Новости Аруц 7 на русском языке Дизайн: © Studio Har Moria