Шмуэль Кац. Земля раздора
Вступительное слово. БОРЬБА С ОБМАНОМ
Весной 1972 года британская газета "Санди Таймc" опубликовала серию статей под общим заголовком "Неофициальная история ХХ-го века". Как говорилось в газете, серия, которая писалась группой известных историков и журналистов, имела целью "правдиво рассказать о событиях, о которых умолчали или неверно, в виде общепринятых официальных версий, представили книги по истории".
"Нередко, — писала газета,— чтобы похоронить ту правду, которую хотели скрыть влиятельные люди,.. изобретались злостные измышления. Многие факты скрыла изощренная цензура; сочинялись легенды, которыми пользовались официальные историки и публицисты, пропагандисты, а подчас и целые народы чтобы представить свое прошлое не таким, каким оно было на самом деле, а каким они хотели бы его видеть"
Мрачная, но отрезвляющая, эта фраза направлена не только против вопиющих беззаконий века, которые уже невозможно исправить. Все большее значение она приобретает в эпоху, когда возникло новое понятие "промывка мозгов", когда родилось ужасающее видение — "1984". И выясняется, что не было в мире такой проблемы, вокруг которой расцветало бы столько легенд, притворства и лицемерия, сеялось и распространялось бы заинтересованными сторонами столько злоумышленных слухов, как арабо-израильский конфликт.
Один из важных фактов раскрыл господин Ричард Кроссман, известный в Великобритании левый интеллектуал, член последнего лейбористского правительства (1964-1970), а затем редактор известного социалистического еженедельника "Нью Стейтсмен" в интервью британскому телевидению 12 декабря 1971 года. Господин Кроссман прямо обвинил покойного лидера лейбористов, бывшего премьер-министра (1945-51) Клемента Эттли и его министра иностранных дел Эрнеста Бевина в попытке "уничтожить евреев ЭрецИсраэль".
Это обвинение, указывающее на крайне агрессивное отношение британцев к евреям подмандатной Палестины, несомненно потрясло людей доброй воли, которые верили легенде, долгие годы распространявшейся машиной британской пропаганды, о конфликте в Эрец-Исраэль как о столкновении арабов и евреев, в котором Британия выступала как добрый посредник, зажатый между двумя враждующими лагерями.
Господин Кроссман привел официальное свидетельство, подтверждающее факт, что Британия была активной стороной в конфликте, инициатором и главной силой, противодействующей возрождению еврейской независимости в Эрец-Исраэль.
В этой книге обвинение господина Кроссмана придает особую остроту и окраску третьей главе, повествующей о мотивах поведения британцев и их роли в создании условий для самого арабо-израильского конфликта и его существования в будущем.
Кроме того, что свидетельство господина Кроссмана раскрывает правду о корнях арабского движения против сионизма, в более широком смысле оно указывает, насколько далеки от истины различные общепринятые понятия, выражения и клише, употребляемые в связи со всеми этапами конфликта. Это свидетельство показывает, с какой легкостью можно похоронить действительность, скрыв ее отлично направляемой дымовой завесой лжи и отчуждения (что и делается по отношению к Эрец-Исраэль) и как, приложив небольшое усилие, можно развеять эту завесу и рассказать правду об этой стране. Надеюсь, что моя книга будет способствовать этому.
Большая часть фактов об Эрец-Исраэль, приведенных в этой книге, уже упоминалась в различных источниках, от покрытых пылью книг по истории до колонок современных газет. Но, мне кажется, в этой книге они впервые собраны и сконцентрированы, и представляют собой рассказ о длительном конфликте между государством Израиль и арабскими странами. Частично те или иные факты обнаружили достойные и добросовестные историки, частично они давно были известны специалистам, во всяком случае в туманной форме.
Не вызывает сомнений, что многие деятели, которые без колебаний высказывают свое мнение об арабо-израильском конфликте, никогда и не пытались узнать правду, хотя бы в доступной им мере. Более того, за истину они, не задумываясь, приняли ту ложь, которую все эти годы распространяют по миру. Историков, исследователей конфликта, знающих правду и публиковавших правдивые факты, поражают те поистине гротесковые понятия, которые усвоены всем миром в результате пропаганды британцев в свое время, а затем арабов и, наконец, Советского Союза и его сателлитов. Однако по причинам, как им кажется, достаточно веским, они воздерживаются от публикации далеко идущих выводов своих исследований, которые могли бы в корне уничтожить ложь и представить мифы в их истинном свете.
В числе главных источников, которыми я пользовался при работе над этой книгой, следует упомянуть труд английского писателя Ричарда Олдингтона, развеявшего миф, возникший вокруг Лоуренса Аравийского; дневник Ричарда Майнерцхагена; исследования профессора Эли Кадури и монументальный труд историка арабов Филиппа К.Хитти. Эти труды разрушают все общепринятые представления об арабо-израильском конфликте.
Не только арабская и другая пропаганда с успехом ткала полотно лжи, стараясь скрыть связь еврейского народа с Эрец-Исраэль и сфабриковать другую связь — арабскую, национальную, "палестинскую". Об удивительном упущении самих евреев писал английский историк и христианский теолог доктор Джеймс Паркс ("Чья это страна?", Лондон, 1970):
"Настоящий имущественно-правовой вексель [еврейского народа на Эрец-Исраэль] — сила стойкости тех евреев, которые, вопреки противодействию, жили в стране все эти века. Эта глава истории не нашла места в сионистской пропаганде... Такое упущение позволило врагам сионизма создать лживую картину злодейских замыслов еврейского народа, пытающегося предъявить требования двухтысячелетней давности". Даже знающие предмет люди, прочитав рукопись моей книги (главы 4 и 5), были потрясены тем, насколько велика пропасть между общепринятыми представлениями и реальными сведениями о непрерывавшейся еврейской жизни в Эрец-Исраэль со времен разрушения Второго Храма и до начала движения за возвращение в Сион в 19 веке.
Это упущение в сионистском воспитании и пропаганде до создания государства Израиль серьезно сказалось и после его провозглашения, поскольку возрождение еврейской государственности после 1 900 лет не было связано с духовными корнями Эрец-Исраэль. Исторический Иерусалим, священный для евреев город, не входил в пределы государства, как и Хеврон, и Бейт-Эль, и Шило, и Иерихон, не говоря уже о Заиорданье, которое представляет собой не что иное, как восточную часть Эрец-Исраэль. Официальные просветительные учреждения государства Израиль в период между 1949 и 1967 годами не только не доводили до сознания молодого поколения, но и скрывали от него тот факт, что раздел Эрец-Исраэль в 1947 году означал отказ от прав, что этот отказ был порожден существовавшей тогда политической реальностью, что у еврейского народа есть связь со всей Эрец-Исраэль. В этот период официальное воспитание в государстве Израиль с удивительной последовательностью уклонялось от объяснения чуда — непрерывавшейся жизни евреев в Эрец-Исраэль. Так в сознании целого поколения и осталось представление о государстве Израиль как о государстве, лишенном истории, отсеченном от национально-географических корней Эрец-Исраэль. Это был период, когда слово "сионизм" бралось в кавычки, когда выросло наивное, глубоко невежественное в истории Эрец-Исраэль поколение, не понимающее исторического и политического смысла движения за возвращение в Сион и его актуальности.
После Шестидневной войны и присоединения новых областей Эрец-Исраэль это невежество обернулось общественной дискуссией, растерянностью в ответ на прока-
тившуюся по всему миру пропагандистскую воину против государства Израиль и, особенно, на предъявление арабами прав на Эрец-Исраэль.
Как это ни печально, арабская пропаганда прямо или косвенно поддерживается разными элементами израильского общества. Речь идет не об имеющих право на существование разногласиях по поводу судьбы территорий Эрец-Исраэль, влившихся в государство Израиль после победы еврейского народа в Шестидневной войне 1967 года. В этой области мы сталкиваемся с набором измышлений, порождающих самый невообразимый вздор, который распространяет необузданная и враждебная арабская фантазия. Представители научной элиты, политические деятели, стремящиеся к лидерству, не замечают очевидных исторических фактов и выдают за истину претенциозные выдумки арабской пропаганды. Целая плеяда известных общественных деятелей занимается в течение многих лет тем, что пытается втиснуть сионизм и связь еврейского народа с Эрец-Исраэль в шаблоны сфабрикованной ими доктрины: "Все это, — говорят они, — результат национализма в Европе в 19 веке".
Для целостности этого тезиса они, не долго думая, выдумали "параллелизм" и утверждают, что "палестинское" движение также существует сто лет; один из таких пропагандистов росчерком пера в статье, опубликованной в США, приписал этому движению богатую культуру, существующую параллельно еврейской (естественно, тоже сто лет). Так возникло равенство прав евреев и "палестинцев", возник также (и это не менее важно) образ великодушного израильского ученого, который добивается справедливости для бедных арабов (Шломо Авинери, журнал "Комментари", июнь 1970).
Я не собираюсь здесь заниматься полемикой. Факты этой книги по сути и есть косвенный ответ всем, кто искажает правду, и, главным образом, охваченной ненавистью к себе горстке интеллектуалов, которые готовы на все ради репутации "прогрессивных" граждан мира, ради того, чтобы обеспечить себе места в рядах левого Интернационала, невежественно и лицемерно выступавшего против права Израиля на существование среди народов мира.
Я не собираюсь заниматься полемикой. Но я надеюсь, что моя книга даст честным людям фактический материал против врагов Израиля, против тех, кто жаждет его уничтожения. Этот материал вооружит наш народ в его борьбе против мутного вала невежества и отчуждения, который вызывает замешательство и мешает твердо защищать свои позиции.
В заключение я призываю читателя, и особенно молодого читателя, не ограничиться чтением книги, а познакомиться с более обширным материалом по этой теме (библиография приведена). Список этот неполон, но даже простое знакомство с ним углубит знания и расширит кругозор, поскольку такая сравнительно небольшая книга, как "Земля раздора", не может полностью охватить тему. Дополнительное чтение даст представление о новых исследованиях и открытиях специалистов по истории Эрец-Исраэль, раскрывающих особую связь еврейского национального сознания с Эрец-Исраэль, единственную в своем роде трепетную любовь народа к своей земле.
****
Я благодарю друзей, которые согласились прочесть рукопись этой книги и высказать свои замечания; крайне важной оказалась помощь Иехошуа Бен-Циона, госпожи Эли Гросс, доктора Реувена Гехта, доктора Хаима Ихила, Песаха Мора, Бени Френкеля и особенно Моше Шамира.
Я благодарю Аарона Амира, который подготовил материал к переводу с английского оригинала на иврит, что способствовало быстрому изданию книги параллельно с американским изданием.
Якову Элазару из Хайфы я благодарен за подготовку картографического материала и чтение книги.
Автор.
Тель-Авив, Хешван 5733 — октябрь 1972.
Памяти друга Йосефа Йоэля Ривлина преподававшего язык иврит в Еврейском университете в Иерусалиме
< < К оглавлению < <
> > К следующей главе > >
|
|