ПРОФЕССОР, СНИМИТЕ ОЧКИ-ВЕЛОСИПЕД!
Недавно в газете "Время" появилась статья профессора Александра Гурвича "Почему не едут в Израиль столичные евреи?", которая как нельзя убедительней подтверждает то, что я уже не раз говорил в своих публицистических выступлениях: за то и недолюбливают у нас "русскую" алию, что многие ее представители, еще не успев узнать значение слова "хуцпа", уже прекрасно знают, "как обустроить" еврейское государство, и готовы немедленно к этому обустройству приступить. Израиль в нынешнем виде профессора не удовлетворяет: "Именно провинциальная ментальность... страшит многих евреев бывшего СССР..." - и А. Гурвич делает вывод: "Израиль не должен быть страной, где лучше всего себя чувствуют сторонники провинциальной косности и сохранения в неприкосновенности национальных традиций..." Читатель может подумать, что профессор Гурвич отрицает все без исключения еврейские традиции, - и ошибется. "Для сохранения традиций (лишь часть из которых этого заслуживает) не нужно было воссоздавать Израиль", - пишет автор статьи. Так что ревнители иудейского образа жизни могут облегченно перевести дух: против сохранения какой-то части традиций профессор не возражает. Интересно, исходя из каких принципов намерен он провести селекцию? После первого раввина-отступника, последователи которого основали новую религию, в истории нашего народа было немало борцов с иудейскими традициями, начиная с Акосты, Спинозы - и кончая близкими к нам по времени деятелями Евсекции и нашим современником израильтянином Лейбовичем, тоже профессором. От моего именитого оппонента (сведения об А. Гурвиче, как сказано в сноске к его статье, приводятся в справочнике "Who's Who in the World") и его единомышленников все перечисленные выше евреи отличаются одним: они прекрасно знали традиции, против которых боролись, и уж никак не были самоуверенными дилетантами. Профессор Гурвич, в отличие от своих знаменитых предшественников, не имеет представления не только об иудаизме, но и о культуре "общечеловеческой", к которой, по его словам, стремится "большинство интеллигентов". Большинству интеллигентов давно известно, что "общечеловеческой" культуры не существует, что есть противостоящие друг другу в самых принципиальных вопросах культуры иудейского, мусульманского и христианского миров, восточных и иных цивилизаций. "Общечеловеческие ценности", о которых пишет профессор, - тоже фикция: если, скажем, израильтянину, попавшему в плен, предписано постараться выжить любой ценой и не корчить из себя Зою Космодемьянскую, то высшая доблесть оказавшегося в такой ситуации японца - сделать себе харакири. "Общечеловеческой культурой" г-н Гурвич, похоже, считает только христианскую цивилизацию Запада. Если это так, то не мешало бы ему знать, что христианские духовные ценности заимствованы из иудаизма, который, тем не менее, не несет никакой ответственности за их последующую деформацию. Итак, Израиль, по мнению профессора Гурвича, нуждается в переориентации на "прогрессивный" Запад. В противном случае, угрожает он, "столичные евреи" сюда не приедут. Рискну ответить ему от имени подавляющего большинства израильтян: и не надо! Люди, приезжающие в еврейское государство с априорной ненавистью к религии и традициям собственного народа; те, кто презирает духовное наследие своих предков и пресмыкается перед культурой тех, кто на протяжении многих веков подвергал их гонениям; те, кто, подобно их отцам, обуреваем жаждой революционных преобразований общества, которое считает чуждым, ибо оно осмеливается жить по каким-то странным и малосимпатичным им законам, - в Израиле не нужны! Пусть едут куда хотят - тамошние аборигены быстро поставят таких людей на место, если они и в этих странах будут гнуть свое. Жаль только их детей, которые вполне могли бы вписаться в израильское общество, приобщиться к еврейским духовным ценностям и спасти таким образом свой род от неизбежной ассимиляции. Но мнение израильтян наших революционеров не интересует. Мы - публика дикая, левантийская, нас необходимо "цивилизовать", пусть даже вопреки нашей воле. Неужели профессор Гурвич всерьез полагает, что это ему удастся? А по поводу его утверждения, что "ответственность евреев за действия большевиков" - версия юдофобов и "весьма далека от истины", скажу: правы тут, к сожалению, юдофобы, а профессор - лукавит. Пока мы не признаем, что массовое участие евреев в "обустройстве" несчастной России - печальный факт (не будем касаться здесь причин, обусловивших это участие), и не откажемся от порочной идеи "цивилизовать" окружающих "дикарей" - будь то русские, казахи или израильтяне, - мы не станем ни мудрей, ни порядочней. А ведь именно такими нас, евреев, хотел бы видеть Творец, как можно судить по Его вечной Торе, которую мой оппонент не изучал и, судя по всему, изучать не собирается. Снимите, профессор, очки и задумайтесь наконец о времени, которого вы не понимаете, и о себе, утратившем все представления о реальности, а также такт и элементарное чувство юмора.
"Вести", июль 1993
     опедшдсыхи      яндепфюмхе      якедсчыхи