Моти Карпель "Революция сознания" Часть 2. Выход из тупика - новое сознание
Глава 3. Наша задача – создание культуры Третьего Храма
Сегодня уже заметен процесс формирования
сознания эмуни, но из этого не следует, что мы можем позволить себе быть
пассивными наблюдателями. Наоборот, это усиливает нашу мотивацию, тем самым
увеличивая шансы на успех. Сам по себе исторический процесс происходит
стихийно, отдаём ли мы в этом себе отчёт или нет, а активное участие в нем
необходимо для того, чтобы направлять и контролировать его. В противоположность
распространённому мнению, религиозное сознание отнюдь не считает, что действия
Всевышнего освобождают нас от инициативы. Наоборот, Всевышний вдохновляет
человека на проявление инициативы. Всевышний дал нам обещание, что народ
Израиля снова будет владеть Землёй Израиля. Является ли это обещание поводом к
активным действиям или, напротив, оправданием ничегонеделания? На первый взгляд
может показаться, что коль скоро есть обещание свыше, истинно верующий человек
может спокойно сидеть и ждать, пока оно исполнится без его вмешательства. И
иногда именно так ошибочно понимают это некоторые религиозные люди. Однако
изначальная концепция иудаизма, а вслед за ней и концепция эмуни
утверждают как раз противоположное: обещание Всевышнего является основой для
инициативы человека, оно придаёт ей силы, содержание и шансы на успех, и никоим
образом её не заменяет. Сознание эмуни предполагает, что Божественное
действие воплощается именно через действия людей, а не «свыше» и не «в обход»
их. Мы являемся своего рода каналом, по которому Высшее откровение проникает в
действительность. Если наше сознание не постигает процесса, инициированного
Творцом, не понимая его сути или не делая надлежащих выводов, то оно просто
встаёт на его пути, затрудняя его реализацию. Именно там, где есть замысел
Творца в истории, необходима наша активность для его дополнения и завершения в
исторических измерениях.
Формирование сознания эмуни
нуждается в наших активных действиях. Можно сказать, что формирование
сознания эмуни является наиболее крупной и всеобъемлющей задачей,
стоящей перед израильским обществом в нашем и последующих поколениях. Наше
общество находится в начале процесса культурного созидания, которое может
занять промежуток времени протяжённостью в несколько поколений, и по его
окончанию будет сформирован новый фундамент для израильского сознания. Мы
постараемся описать в общих чертах основные направления этого пути. При этом
очень важно понимать и помнить, что, как и в случае с любым историческим
процессом подобного масштаба, необходимо, чтобы он протекал естественно,
аутентично, в соответствии с жизненными условиями и без всякого принуждения. Он
не должен быть чем-то искусственным, а скорее напоминать естественное развитие
растения. Растение вырастает само, при условии, конечно, что его корни сильны и
глубоки. Можно и должно ухаживать за ним, его надо поливать, но невозможно, да
и не нужно, пытаться определить в точности, каким оно вырастет. Можно
провести аналогию и с воспитанием детей, с посевом знаний, как с посевом
урожая. Засеять и верить, что вырастет. Да, нужно строить и прикладывать
усилия, вести в желательном направлении, но вместе с тем надо позволить жизненным
силам дополнить человеческие усилия и довести процесс до конца. Исторический
процесс формирования сознания эмуни должен протекать свободно, находя
ответы на возникающие вопросы, преодолевая стоящие на пути нации трудности и
используя всё её наследие и духовные сокровища. Есть поговорка, что
необходимость – это мать изобретения. Так и в нашем случае: необходимость
создания такой культуры есть главный залог того, что она обязательно появится.
Эта же необходимость, как якорь, связывает ее с действительностью.
Культура эмуни, которая должна
родиться, осуществит необходимый синтез: она соберет воедино все необходимые
элементы и построит, базируясь на еврейской традиции и истории, новый
культурный фундамент для существования еврейского народа в Эрец Исраэль.
Это новое сознание должно будет дать ответы на главные вопросы нашей жизни: Что
мы здесь делаем как народ? Откуда мы пришли и куда идём? В чём смысл еврейского
существования в Эрец Исраэль? Каковы устремления и цели нации? На каких
ценностях зиждется наша мораль? Каково наше отношение к традиции Израиля, Торе
Израиля, ценностям Израиля? Все эти вопросы должны подвергнуться всестороннему
обсуждению. Ничто не должно приниматься как очевидное, всё можно и нужно
проанализировать. Не надо бояться открытого обсуждения. Не надо бояться
задавать самые откровенные вопросы. Истина обладает силой, и, в конце концов,
смысл нашей жизни прояснится и засияет, как восходящее солнце.
Хорошо бы задать направление и рамки этого
процесса, но они не будут необходимым его условием, а только общими указаниями.
По нашему глубокому убеждению, основой сознания эмуни должна стать и
станет основа иудаизма, и эта новая культура будет соответствовать еврейской
традиции. Каждый, кто знаком с многогранностью иудаизма, понимает, что без
этого богатства немыслимо создание аутентичной культуры народа Израиля в Земле
Израиля. Перед каждым, кто верит в Тору, открываются её внутренние резервы для
бесконечного обновления. Коль скоро речь идёт о формировании нового сознания
народа Израиля в своей стране, то первое, что напрашивается, – это
использование культурного багажа, который иудаизм накопил на протяжение своей
истории. В течение тысячелетий иудаизм строил свою культуру в преддверии
возвращения народа на свою землю. Да, надо отряхнуть с неё пыль, которая
наслоилась в течение истории, но любой здравомыслящий человек понимает, что эта
культурная и духовная сокровищница не имеет равных себе в человеческой истории.
Можно ли себе вообразить, что народ Израиля будет продолжать жить в Земле Израиля
без этого громадного еврейского наследия? Более того, не существует ни одной серьёзной
альтернативы этому наследию. Где мы сможем найти аутентичную основу для
совершения всего того, о чём идёт речь на этих страницах, после того как мы
убедились, что западная культура не способна предоставить решения проблем? Тора
Израиля – это неисчерпаемый запас духовных ценностей, и если мы сумеем их
оттуда извлечь, обновить и использовать, мы найдём ту основу, которую мы ищем.
Тот, кто понимает израильскую душу – внутреннюю
тайну каждого еврея и израильтянина – знает, что свободная и непосредственная
встреча этой души с Торой Израиля может принести в результате только подлинные,
оригинальные и ценные плоды, т.к. в душе каждого еврея содержится искра
Божественного присутствия. Несмотря на то, что идейно многие израильтяне
отдалились от иудаизма в его традиционной классической форме, в глубине каждого
из них присутствуют еврейская душа и гигантский, накопленный многими
предшествующими поколениями, духовный заряд. Достаточно вспомнить хотя бы
непостижимое пробуждение еврейства бывшего СССР – после семидесятилетнего
периода целенаправленных попыток вытравить все еврейское, оно вдруг воспряло
ото сна, на удивление всем нам и с доселе невиданной мощью. Этот душевный заряд
готов к немедленному использованию, он находится в нашем распоряжении и
лишь ждёт сигнала. Культура эмуни, которую мы собираемся развивать и
обновлять, появится в результате встречи еврейской души со сформировавшейся на
протяжении долгой истории культурой еврейского народа, с Торой. Чтобы
это произошло, необходимо, чтобы эта встреча произошла без всяких
предварительных условий.
Результатом такой встречи станет культура,
которая будет еврейской, израильской в оригинальном значении этого слова.
Сознаниеэмуни, которое должно будет сформироваться, будет
одновременно и религиозным, и еврейским, и современным, и сионистским, и
сознанием Торы, одновременно и светским и ультраортодоксальным, но вместе с тем
не будет похожим не только ни на одно из них, но и ни на что из того, что
известно нам сегодня.
Израильское общество содержит в себе
множество созидательных сил и талантов, равных которым нет. Кризис сионистской
идеологии воздвиг барьер, не дающий им проявиться. В светской части общества
эти силы растрачиваются впустую из-за неспособности найти подобающие
мировоззрение и цели, т.к. сионизм больше не способен к этому. Эти крупные
таланты, которые лишь одно-два поколения назад создали всё, что есть сегодня в
стране, неспособны сосредоточиться на существенных задачах. Они растрачиваются
попусту в бесконечных метаниях и сомнениях, в бесплодных попытках найти
материальное удовлетворение, в погоне за деньгами, почётом и амбициями.
Некоторые теряются в Америке или Индии. А есть и такие, кто занят
саморазрушением – индивидуальным и национальным. Светская часть общества полна
талантов, способными к созиданию и обновлению; нужно только направить их на
осуществление крупных и соответствующим их уровню целей, и тогда мы
дадим толчок беспрецедентному культурному созиданию. Материалы и содержание
имеются, человеческие ресурсы – также, а историческая необходимость зовёт и
подталкивает. Несомненно, что в результате взаимодействия всех вышеуказанных
факторов родится уникальная культура.
Многочисленные таланты не реализованы также
и в религиозной и в ультрарелигиозной частях общества. Здесь проблема коренится
в чрезмерном консерватизме и закрытости, которые не позволяют этим талантам
проявиться. После того, как все эти силы и способности будут направлены и
сосредоточатся в области культурного созидания, обнаружится, что всё сказанное
до сих пор народом Израиля в человеческой истории является только прелюдией.
Когда все эти таланты, в том числе и
светской части общества, которые обладают большей открытостью и высокоразвитой
креативностью, встретятся с духовным наследием народа Израиля – Торой,
традицией и исторической еврейской культурой, – возникнет нечто принципиально
новое. И это поднимет израильскую культуру на новую ступень, единственное
подходящее название которой – «культура Третьего Храма».
|