Моти Карпель "Революция сознания" Часть 3. Новое сознание - избранные темы
Глава 3. Начало освобождения
На протяжении последних
поколений, важное место в национально-религизном сознании занимает понятие Атхальта ди-Геула (Начало Избавления). Это понятие, восходящее к Гемаре,
удостоилось пристального внимания последних поколений и является одним из
основополагающих принципов учения рава Кука, благословенна память праведника. В
наши дни понятие Атхальта ди-Геула используется при определении
отношения религиозного сионизма к процессу Возвращения в Сион, осуществление
которого было начато сионизмом.
Рав Кук определяет Избавление не как одномоментный акт, а
как длительный исторический процесс. Он считает возникновение сионизма и начало
возвращения евреев в Сион знаками, указывающими на начало этого процесса, к
которому стремился еврейский народ на протяжении двух тысяч лет. Более того, мы
уже находимся в процессе Геулы, он уже идёт полным ходом, пусть
даже речь идёт лишь о его начальной стадии. Исходя из такого понимания Геулы
Рав Кук делает далеко идущие выводы об отношении к сионизму, государству
Израиль и вообще ко всей современной действительности. В этой книге мы
опираемся на концепцию, развитую равом Куком, благословенна память праведника,
и поскольку понятие Атхальта ди-Геула занимает там центральное место,
необходимо остановиться на нем подробнее.
Во второй части книги, в главе «Навстречу культуре Третьего
Храма», мы рассмотрели вопрос о взаимоотношении Божественного замысла со
свободой человеческого выбора и устремлений. Используем его для обоснования
нашей трактовки понятия Атхальта ди-Геула.
Как мы отметили, Божественные процессы не могут
осуществиться в полной мере без человека, его сознания и действия. Человеческая
деятельность является инструментом, с помощью которого эти процессы приходят к
своему осуществлению. Условием для этого является человеческий выбор:
человеческое сознание выбирает служение процессам, замышленным
Всевышним. Человек призван распознать устремления Всевышнего в истории, оценить
его абсолютное моральное превосходство, сделать выбор и солидаризироваться с
желанием Всевышнего, понять и принять его, и взять на себя моральный долг
осуществить его на практике. Замысел Всевышнего и человеческий выбор не
могут прийти в противоречие, поскольку они находятся в разных плоскостях, но
они дополняют и обязывают друг друга. Всевышний сотворил действительность,
которая нуждается в человеческом посредничестве, и человеческое действие не
несет никакой ценности, когда оно не исполняет роль инструмента Божественного
замысла.
Итак, задуманный Всевышним процесс может быть осуществлен не
иначе как посредством человеческого действия. Он не осуществляется в обход
человека, без его участия, посредничества или вразрез с его желанием. Не то чтобы
это было невозможно, но, если уместно так выразиться, Всевышний этого «не
желает». Всевышний сотворил этот мир так, что Его желание осуществляется человеком.
Его замысел и человеческий выбор являются двумя сторонами одной медали и дополняют
друг друга, как душа и тело.
Возвращаясь к термину Атхальта ди-Геула, отметим, что
зачастую его понимают неправильно. Не достаточно только признать, что
происходящее с народом Израиля в нашем поколении, является проявлением
начавшегося процесса Геулы, несет на себе печать Всевышнего и исполнение
его обещаний. То, что этому процессу предначертано дойти до конца, ещё не
означает, что человек можно относиться к этому обещанию как к своего рода
"открытому чеку". У нас нет права сидеть, сложа руки, наблюдая за
ходом событий, и только комментировать их в качестве наблюдателя. Мы не должны
ограничиваться только лишь восхвалением Создателя – каким сложным и чудесным
путём Он ведёт народ Израиля к Избавлению. Со стороны человека, Атхальта
ди-Геула – это лишь возможность того, что процесс Геулы
дойдёт до предназначенной цели. Мы стоим перед нравственным выбором: признать
или не признать Атхальта ди-Геула, и её признание означает взятие на
себя ответственности за практическое её осуществление. Обещание Всевышнего
должно придать нашим усилиям смысл, вселить в нас уверенность, поддержать нас и
усилить нашу веру, а не расслабить, в уповании на то, что коль скоро Всевышний
пообещал, то всё образуется само и без нас. Божественное обещание – это своего
рода внутренняя душа наших человеческих усилий, но никоим образом не их замена.
Сам процесс, по замыслу Всевышнего, должен осуществляться не кем иным, как нами
самими.
Итак, с человеческой точки зрения, Божественное обещание это
только возможность Избавления, оно придаёт смысл и значимость
нашим усилиям, направленным на его осуществление. Но это не значит, что Геула
произойдёт со стопроцентной вероятностью. Её претворение в жизнь зависит от
выбора человека сделать всё необходимое для полного избавления – Геула Шлема.
Тот, кто верит и понимает, что мы находимся в начале процесса Геулы,
должен принять на себя моральное обязательство участвовать в доведении процесса
до его конечной стадии – Геула Шлема.
И поэтому понятие Атхальта ди-Геула – это основание
для проявления активности, человеческого действия и устремлений, а не для
расслабленного ничегонеделания в ожидании того, что данное Всевышним обещание
исполнится само по себе. С человеческой точки зрения, Геула сможет
осуществиться только тогда, когда человек будет стремиться к этому и примет на
себя соответствующие обязательства. Широко распространено заблуждение,
когда люди принимают Божественное обещание как страховой полис, оправдывают им
свою праздность и уклоняются от принятия на себя исторической ответственности.
Сознание эмуни, напротив, видит в Атхальта ди-Геула основание для
обязанности неуклонно стремиться и действовать. Эти настойчивые и искренние
стремление и действие являются одной из главных характеристик сознания эмуни.
Из признания начала Избавления (Атхальта ди-Геула)
вытекает ещё один дополнительный вывод, а вместе с ним и ещё одна обязанность.
Значительная группа заповедей, целая их совокупность, имеет особый статус Гилхата
ле-Машиха – заповеди, относящиеся к периоду Мессии, к периоду Геулы.
Речь идёт в основном о заповедях, которые касаются евреев как нации, и
относятся к возрождению национальной жизни в Эрец Исраэль: Синедрион (Санhедрин)
и еврейское право, заповеди о царе и проблема выбора государственного строя,
строительство Храма, и т.п. Эта совокупность заповедей, естественно, не была актуальной
в период галута, когда народ был рассеян за пределами страны и их
невозможно было исполнять. Поэтому эти заповеди и получили в период галута
статус Гилхата ле-машиха – галахические предписания, относящиеся к периоду
прихода Мессии (Машиаха), т.е. к периоду Геулы.
С подобной проблемой мы уже сталкивались. Отношение к
некоторым заповедям как к "неработающим" было обусловлено
определёнными историческими причинами. Однако оно осталось в силе и тогда, когда
оправдывавшие его исторические условия изменились. Невозможно, с одной
стороны, рассуждать об Атхальта ди-Геула, а с другой – уходить от
вызова, который бросают эти заповеди. Это слабость и непоследовательность
религиозного сознания, и сознание эмуни категорически отвергает подобный
подход. Понимая и принимая концепцию Атхальта ди-Геула и находясь в
рамках предписываемых ею моральных обязательств, сознание эмуни
стремится к выработке подхода относительно данного круга заповедей. Оно
настойчиво и искренне требует проверки, какие из них уже можно и нужно начинать
выполнять и каким образом. Отношение к заповедям Гилхата ле-машиха
является важной характеристикой сознания эмуни. А сами вопросы
выполнения этих заповедей будут подробно освещены в пятой части книги.
|