Моти Карпель "Революция сознания" Часть 4. Смена караула - социально-политический статус
До сих пор мы занимались
анализом идейной стороны революции сознания. Но в историческом плане идеи
претворяются в жизнь через конкретных людей, а также посредством социальных и
политических процессов. Итак, параллельно с развитием идей, происходят
отражающие и продвигающие их социальные сдвиги.
Мы утверждаем, что
израильское общество находится в процессе «смены караула». Элита, стоявшая во
главе общества на протяжении почти ста лет, закончила свою роль, и общественный
вес набирает новая элита, которая поведет за собой народ в последующие сто лет.
Глава 1. Социалистическое сионистское движение и
нынешняя элита
Элита – это группа людей,
пользующихся влиянием в общественной, интеллектуальной, экономической и
политической сферах. Она сосредоточена вокруг идеологического ядра, чье
существование связано с определенными идеями и которое опирается на моральный
авторитет. Такая элита держит в своих руках центры влияния и управления в
обществе, определяет ценности и приоритеты, задает ориентиры культурной,
идеологической и политической жизни. Вокруг нее формируется жизнь общества.
Большинство принимает главенство такой элиты до тех пор, пока может в общем
ассоциировать себя с ее ценностями, целями и средствами, даже если и не
воспринимает ее идеологические требования, принимаемые более узкими кругами.
Стоит напомнить, что элита – не ругательство, и если в наши дни этот термин
воспринимается таким образом, то это лишь свидетельствует о вырождении нынешней
элиты. Существование элиты – объективное социологическое явление, она
существует в любом социальном организме. Любое живое существо направляется с
помощью головы, мозга, небольшого по размеру по отношению ко всему телу, но
являющегося наиболее ценной частью организма. То же самое мы видим в обществе
или нации. Элита - это "голова", "мозговой центр". Элита -
ведущая сила, она направляет, предписывает, диктует и формулирует цели и
смыслы. Общество, не имеющее элиты неорганично, оно не способно действовать как
единое целое и, в сущности, вообще не является обществом.
В сионистском движении
всегда имелась явно выраженная элита. Главным образом, это были люди,
принадлежавшие историческому рабочему движению. Именно они начали закладку
материальной базы для сионистского проекта; они ставили цели и формулировали
идеологию, отвечающую потребностям эпохи; они были авангардом революции, они
шли впереди и с полной отдачей и самоотверженностью воплощали свои идеалы, в
которые верили. Они служили личным примером своим последователям и придавали
обществу чувство доверия к руководству, за которым смело можно идти, верить ему
и полагаться на него. Широкие слои общества не разделяли социалистические
идеи, но, несмотря на это, как это свойственно отношениям между народом и его
элитой, народ следовал за элитой, доверял ей и добровольно и независимо вверял
ей судьбу нации. Это была элита в полном смысле слова, и она занимала ключевые
позиции в обществе, которые позволяли ей воплотить в жизнь свои идеалы. Силовые
позиции в обществе не были для нее инструментом обслуживания собственных
узкогрупповых интересов, но служили идеалам, в которые она верила и которые
считала предпочтительными и ценными для всего народа. Само собой разумеется,
эти люди не были ангелами и не были застрахованы ни от соблазна достижения
эгоистических целей, личных и групповых, ни от других человеческих слабостей.
Но по сути элита, руководившая сионистским движением, искренне верила в
провозглашаемые идеалы.
По причинам, которые мы
не будем здесь обсуждать, исторические национальные правые силы не были
допущены в элитарное сословие. Элита, руководившая сионистским движением, а
потом и государством Израиль в первые десятилетия его существования, включала в
себя, в основном, «рабочее поселенчество» - киббуцников и мошавников, а также
городских идеологов и приверженцев социалистического сионизма. Киббуцники
никогда не составляли более трех процентов населения, но им принадлежало
большинство ключевых позиций. Они были офицерами в армии, членами Кнессета,
министрами в правительстве, главами администрации правительства и национальных
учреждений, государственными и партийными представителями внутри страны и вне
её. Они контролировали систему образования и средства массовой информации, их
влияние заметно и в академических кругах. Они, разумеется, держали в своих
руках ключевые позиции в области поселенчества и земледелия, и они же позднее
заняли почти все должности в израильском государственном аппарате. Эту эпоху надо
рассматривать критически, как это и принято сегодня, но в данный момент мы
пытаемся найти общий социологический подход, увидеть положительный результат
деятельности этой элиты, или, по крайней мере, ее центральную роль в процессе
создания государства.
Но чем дальше
претворялась в жизнь сионистская идея, тем менее идейной становилась элита, а
созданный ею государственный аппарат становился все более бюрократическим и
обслуживающим личные интересы. Закат идеи не означает немедленного развала
воплощающего ее технического аппарата и политической системы. Напротив, чем
слабее становится вдохновляющий на свершения дух, тем грубее и жестче
становится бюрократическая борьба за ключевые посты, тем большую роль играют
личные эгоистические интересы, тем уже кругозор и мельче цели. Идеалы прежней
Рабочей партии ушли в прошлое, но власть в стране осталась в ее руках и в руках
ее безыдейных наследников. Кибуцы разваливаются, о социализме, о рабочих
идеалах и о ценности еврейской работы давно никто уже не вспоминает. Поселенчество
– знамя исторической рабочей партии - превратилось в бранное слово, и не только
по отношению к поселениям Иудеи, Самарии и Газы. Новые поселения, созданные
этим движением за последние несколько десятилетий можно перечесть
по пальцам одной руки, да и они не все оказались жизнеспособными. Энтузиазм
первопроходцев и добровольцев, в прошлом характерный для рабочего движения,
остался практически лишь в преданиях, и даже армии это движение уже не дает
того, что в лучшие дни. Мы, несомненно, наблюдаем закат рабочего движения – явное
следствие заката идеи классического сионизма, составлявшей душу и смысл
движения. Но ключевые посты и власть в стране остались в руках этой элиты и
ее социальных наследников (о ее идеологических наследниках мы
будем говорить в дальнейшем). Власть, принадлежащая некой ограниченной группе и
используемая не для того, чтобы воплотить какие-либо общие идеи, неизбежно
употребляется в двух направлениях: во-первых, для использования всего общества
с целью продвижениия материальных интересов властвующей группы; во-вторых, для предотвращения
возникновения и прихода к власти альтернативного руководства.
Чтобы понять сущность
элиты, властвующей сегодня в государстве Израиль, достаточно посмотреть на
нынешний левый лагерь. Он сформировался в качестве социального наследника
общественных сил, которые несли знамя сионизма. Он унаследовал от них власть и
чувство собственного превосходства, естественное для любой правящей группы. Он
рассматривает государство как свои собственные владения, а сохранение власти –
как нечто естественное и само собой разумеющееся. Конечно, это явление по
большей части неосознанное. Правящая группа создает идеологию и систему
ценностей, которые воспринимаются ею самой как воплощение абсолютного добра.
Тот факт, что между этой системой ценностей и первоначальной идеологией той же
самой группы практически нет идейной связи, не играет роли. Элита
убеждена, что такая система ценностей необходима нации и что удержание власти в
ее руках – не потребность самой правящей группы, но средство воплощения
идеалов, которые, как она полагает, ею движут. На первый взгляд, позиция власти
нужна ей для насаждения и укрепления идей, но в действительности, главным
образом, подсознательно, осуществляется обратная связь: навязываемая ею система
ценностей служит для удержания власти в её руках. Эти ценности, по
существу, являются идеологическим прикрытием – как для внешнего мира, так, не
в меньшей степени, и для самой группы. Это прикрытие должно увековечить
власть в ее руках и пресечь появление любой угрожающей ей идеологической или
социальной альтернативы. Никак иначе невозможно объяснить поведение
израильского левого лагеря в течение последних десятилетий.
А теперь перейдем к
обсуждению альтернативных сил, которые начали появляться в израильской
общественной жизни и которые представляют собой другую сторону исторического
процесса.
|