Моти Карпель "Революция сознания" Часть 6. Основы новой государственности: оперативные цели
В предыдущей части мы уже отмечали
необходимость разделить цели процесса возвращения в Сион на
стратегические (задачи, выполнение которых займет жизни нескольких поколений) и
оперативные, к осуществлению которых новое руководство обязано приступить немедленно
по приходе к власти. Задачи первого рода мы уже рассмотрели, теперь займемся
вторыми.
Глава 1. Еврейская демократия
Первая из стоящих перед нами оперативных
задач – создание еврейской демократии. Эта задача может (и должна) быть
выполнена в рамках существующего строя и не связана с его будущим коренным
изменением. Это необходимо по двум причинам: во-первых, мы еще не можем
точно определить, какой именно еврейский (или израильский) строй можно считать
предпочтительным. Чтобы по-настоящему ответить на этот вопрос,
необходимо развитие еврейского сознания. Во-вторых, совершенно ясно, что
никакое существенное изменение в жизни нации, и, разумеется, столь серьезное,
как смена системы правления, не может произойти без широкой общественной
поддержки. Всякое коренное изменение должно быть основано на изменении
национального сознания, без чего нельзя надеяться на его устойчивость. Отсюда
следует, что смена системы правления в Израиле, которая была бы не формальной и
технической, но глубокой и истинной, возможна лишь после создания новой элиты -
руководства нового типа, руководства эмуни. Лидеры нового типа будут
подавать пример народу в своём стремлении вернуться к истинным еврейским
ценностям и строить национальную жизнь в соответствии с ними.
Несмотря на то, что существующий строй не
выражает национальный дух Израиля и даже идет наперекор воле народа, у нас нет
иного выбора, ни тактически, ни принципиально, как только пытаться
действовать в рамках этого строя. Наша надежда на успех подтверждается следующими
тремя соображениями:
Во-первых
, нынешний
демократический строй характеризуется некоторой гибкостью и немалым спектром
возможностей. Поэтому существует возможность действовать, не выходя за
установленные им рамки. Идеи, правившие израильским обществом в пятидесятые
годы, в период правления Бен-Гуриона, существенно отличаются от идей,
девяностых годов. Но в оба этих периода господствующие настроения находили
выражение в рамках того же самого строя. Вряд ли нынешний Высший Суд
Справедливости (Багац) признал бы легитимными те акции возмездия, которые
проводили Арик Шарон и Меир Бен-Цион, командуя 101-ой армейской частью, или
политику «военной комендатуры», проводимую Бен-Гурионом в пятидесятые годы. В
это трудно поверить, но мы живем при том же самом строе.
Из этого следует, что существует реальная
возможность начать действовать в рамках существующего режима для переориентации
его на еврейские ценности. Мы можем, не дожидаясь смены системы власти,
взять в свои руки штурвал государственного судна, которое сегодня на всех парах
несется к собственной гибели, повернуть его на сто восемьдесят градусов и
направить к тем стратегическим целям, о которых мы уже говорили, направить его
к Геуле. Мы считаем, что наш корабль может без коренной перестройки
поменять курс и пройти в новом направлении еще вполне приличный путь. Но уже
теперь необходимо понимать, что для того, чтобы дойти до пункта назначения, нам
придется сменить двигатель – то есть, режим правления.
Вторая наша надежда
основана на том, что в рамках существующего строя действуют, несмотря ни на
что, еврейские души. Мы уже видели, что при ретроспективном взгляде на
сионистскую инициативу, становится видно, что задействованные при этом
мотивация и внутренние энергии были полностью еврейскими по своей природе. Внутренний
дух, двигавший этим процессом, был духом народа Израиля, хотя его рациональные
объяснения и были заимствованы из западной культуры. Сегодня противоречие между
внутренней духовной мотивацией сионистов и их сознанием становится особенно
ясным. Разумеется, такое противоречие не может сохраняться надолго, и оно никак
не позволяет достичь конечной цели, но некоторую, довольно значительную часть
пути пройти удастся.
Мы утверждаем, что можно значительно
продвинуться в рамках существующего строя, несмотря на противоречие между
характером этого строя и задачами, которые мы стремимся воплотить с его
помощью. Обязательным условием успеха является глубокое понимание этого
противоречия и того, что любые действия в таких условиях возможны лишь как
временный компромисс.
В-третьих,
стоит
предпринять попытку действий, не дожидаясь коренных перемен. Предстоящий нам
маневр по духу своему революционен. Мы не побоялись использовать термин
«революция сознания», поскольку нам виделось важным подать идею в её истинном
свете. Нами движет мессианский дух, и мы надеемся, что на этом этапе
обсуждения, по крайней мере, часть читателей освободились от нерационального
страха перед этими терминами. Именно потому, что движущая происходящим энергия
носит революционный характер, необходимо, по меньшей мере, попытаться
произвести требуемые изменения мирным путем. Мы имеем в виду постепенное
развитие, требующее спокойствия и терпения, использование существующих систем,
а не их разрушение. Более того, если внутренняя революционная энергия окажется
в состоянии принять эволюционный метод действий, мы от этого только выиграем.
Наша сила будет лишь расти, если мы попытаемся достичь своих целей не
импульсивной вспышкой, но постепенными продуманными шагами. Кроме того,
уменьшится опасность того, что существующие рамки будут не исправлены, а
разрушены. Не будем забывать, что речь идет о дорогом всем нам государстве
Израиль, который мы хотим улучшить и ни в коем случае не потерять.
Мы привели здесь несколько доводов в пользу
того, что новому руководству следует приступать к действиям уже в рамках
нынешнего режима, как требуют от нас израильская история, традиция и сама
действительность. Вместе с тем, мы должны подчеркнуть, что наша солидарность с
существующим строем и преданность ему возможны лишь до определенной границы.
Однажды Иегуда Эцион сказал о Шабтае Бен-Дове: «Он колеблется, оставаться ли
верным государству в его нынешнем состоянии или же произвести революцию, и
после философского обсуждения приходит к выводу, что мы должны сохранять
верность государству при условии, что произведем в нем революцию». Лучше не
скажешь.
***
Здесь самое время поговорить еще об одной
проблеме, связанной с занимающей нас темой. В период правления в Израиле левого
правительства во главе с покойным Ицхаком Рабином национально-религиозный
лагерь оказался перед трудным выбором. Каждую субботу в синагогах произносится
молитва за благополучие государства Израиль, в которой выражается солидарность
с ним и просьба к Всевышнему благословить государство и стоящих во главе него.
Ввиду соглашений в Осло и возникшего в результате их общественного конфликта,
чувства отчужденности, которое испытывала эта часть общества по отношению к
правительству, из его среды послышались призывы перестать произносить молитву
за государство. В начале этой главы мы провели различие между понятиями «режим»
и «государство», и поэтому нам кажется, что такая проблема вообще не должна
была бы возникнуть. Как мы уже говорили, наша преданность государству не
связана с существующей в нем системой власти и тем или иным правительством.
Наша верность относится к самому государству, к государству Израиль, наша
преданность которому безусловна, и за него мы благодарим Создателя. Что же
касается «его глав, министров и советников», то никто так не нуждается в
милости Небес, как израильское правительство, задумавшее и осуществившее
трагедию соглашений в Осло[50].
***
Вернемся к теме. Первостепенная оперативная
задача нового руководства состоит в том, чтобы изменить государственную
ориентацию, направив страну к целям, поставленным перед ней еврейской историей.
Все это, как мы сказали, должно быть сделано в рамках нынешнего
западно-демократического режима. Одной из самых первых задач является созданиеа
и принятие государственной конституции, еврейской конституции, которая даст нам
свободу действий для продвижения нации к достижению стоящих перед ней целей. Мы
искали термин для обозначения духа той демократии, которая все еще будет
существовать на ближайших этапах, даже тогда, когда у власти уже будет новое руководство,
и не нашли ничего лучше, чем «еврейская демократия». Справедливо
считается, что этот термин включает внутреннее противоречие. Система правления,
призванная вести народ Израиля к правильному выражению присущего ему духа,
должна быть гораздо более просвещенной, прогрессивной, справедливой и
нравственной, чем все, что принято сегодня понимать под словом «демократия».
Она должна существенно превосходить многие формальные требования, предъявляемые
к демократическим режимам. Но пока мы придем к этому желанному строю, нам
придется довольствоваться, по крайней мере, временно, гибридным понятием «еврейская
демократия».
Еще одна оперативная задача, которую новое
руководство должно осуществить немедленно по приходе к власти, все еще в рамках
нынешнего строя - это подготовка и создание условий для разработки еврейского
государственного законодательства. Мы уже говорили о необходимости развития
Устной Торы - Галахи, чтобы в соответствии с нею начать строить новый
режим правления.
Не станем останавливаться здесь на
подробностях, поскольку мы собираемся привести лишь основные черты новой
политики, а не ее детали. Скажем только, что возможности весьма широки. Итак,
первая из оперативных задач руководства эмуни – создание, если не оптимального
режима для государства Израиль, то хотя бы «еврейской демократии».
Глава 2. Еврейское право и государство Израиль
Совершенно ясно, что одной из первых
стоящих перед нами задач, являются кардинальные изменения в Высшем Суде
Справедливости. За несколько последних десятилетий это учреждение захватило над
нами власть самым недемократическим образом, без всяких полномочий со стороны
народа. Мы говорили об этом в главе «Создание еврейского государства». Кратко
напомним, о чем там шла речь: основной причиной ощущения оторванности Высшего
Суда Справедливости от народа является не только захват им власти над всеми
сторонами нашей жизни, дело не только в действующих лицах, а, главное, в системе
ценностей, лежащей в основе израильского суда. Ошибаются те, кто думает,
что можно исправить положение, сменив председателя Суда и тех или иных судей.
Проблема куда более существенная и глубокая. Замены требует юридический подход
судебной системы и провозглашаемые ею ценности. Новое руководство должно будет
инициировать создание необходимых духовных, культурных и юридических изменений.
Такие изменения Шабтай Бен-Дов описал в своей статье «Еврейское право и
государство Израиль», первая часть которого была опубликована в журнале «Сулам»
1964, а вторая часть все еще ждет публикации[51].
И хотя коренные изменения, которые способны по-настоящему исправить израильскую
судебную систему, – это долгосрочная стратегическая задача, но мы должны начать
улучшать то, что возможно, в рамках существующего на нынешней день права, чтобы
уже теперь приблизить его обновление. Эти частные изменения должны совершаться
в полном сознании того, что они являются лишь частичными исправлениями и что
только обновление и возвращение еврейского права во всей его полноте, позволит
создатьцельную и справедливую юридическую систему в Израиле.
[50]
После
изгнания из Гуш Катифа во многих синагогах были внесены изменения в молитвы за
израильское правительство и армию, вместо «благослови их действия» говорят
«благослови их достойные действия" ( на иврите : «маасим кшерим»). (Прим
пер.)
[51]
Полное собрание сочинений Шавтая Бен-Дова было издано в 2007 под редакцией Иегуды Эциона. (Прим. ред.)
|