Арье Вудка. Скрытый свет.

Религия

Дыхание жизни нашей

(сокращённый перевод с еврейского)


Экзистенциальный парадокс
Самым трудным вопросом является причина творения, поскольку стремление к изменениям проистекает из несовершенства субъекта этого стремления. Совершенство не ищет изменений, которые могут его только убавить.
Существуют также нелёгкие вопросы второго порядка. Каким образом могут сочетаться вечное и временное, совершенное и ущербное, доброе и злое в одной упряжке? Как добрый и всемогущий позволяет злу существовать?
Сотни лет искусства научили нас тому, что художник выражает в своём творчестве собственные проблемы. Главный герой произведения обычно как-то связан с самим автором, особенно если автор открыто признаёт это. В «произведении» творения главный герой был создан «по образу и подобию», и про этот совершенный образ, ещё до его прегрешения и утраты совершенства, сказано: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, соответственного ему». Если отнестись к человеку как к образу и подобию Творца, можно увидеть в зеркале этой фразы другое подразумеваемое выражение, содержащее и проблему, и её решение. Притча говорит о сотворении женщины, а аллегория – о формировании отражения Всевышнего в общине Израиля и в праведном Мессии, и эта кристаллизация и есть смысл всей истории. С этой позиции, кстати, понятна ошибка христианства: само продолжение истории в её прежнем измерении - доказательство того, что её цель всё ещё не достигнута. Повышение уровня святости является предназначением мира, и это бросается в глаза в структуре Торы. Её первые три книги повествуют о сотворении трёх миров, один внутри другого, и именно из острого разлома более низкого мира растит Всевышний более возвышенный мир.
В духовных мирах есть намёк на это в «ломке сосудов», которая является матерью всех аварий. В материальной действительности её зеркалом является «авария» с древом познания, утрата образа Б-жьего в человеке. И, несмотря на то, что первый вывод был сделан только на личностном уровне – смерть пришла в мир индивидуумов, – человечеству в целом был дан долгий шанс на исправление вплоть до потопа. Потоп оставил от всего человечества только Ноя и его семью, но это техническое исправление, без смены уровня, сразу же потерпело неудачу: Ной опьянел (возвращение к тому же древу познания), был осквернён, и зло вернулось в мир, как будто ничего не произошло.
Однако Всевышний поклялся Ною не возвращаться к методу потопа, и через десять поколений, без исправления в той же плоскости, производит Всевышний скачок уровня действительности: из разлома вавилонской башни в мир пришёл наш праотец Авраам. Подобно тому как слово «Б-г» появляется в Торе лишь третьим, так и особенность Авраама, праотца нашего, обнаруживается только в третьей главе Торы («Лех леха»), и львиная доля книги Бытия посвящена выращиванию второго мира из первого, вплоть до спуска 70 душ в Египет, параллельно спуску 70 народов в этот мир ранее.
До какой степени ростки более высокого мира важнее всего предыдущего, из которого они произрастают, можно видеть из того факта, что двадцати поколениям от Адама до нашего праотца Авраама посвящены две главы, а четырём поколениям от Авраама до колен Израиля – десять глав! Одна семья удостоилась впятеро большего внимания, чем всё допотопное и послепотопное человечество. Важным оказывается не количество.
Какой же мир вырос из общечеловеческого после потопа? Это мир народа Израиля, сфера внутри сферы. Этот мир захватывает сцену второй книги Торы – Исхода. Перед Синайской горой народ Израиля был подобен Адаму до грехопадения: над ним не властвовал яд змея. Однако в создании золотого тельца порча вернулась снова, уже на новом уровне, и тогда, как во время потопа, Всевышний хотел уничтожить своё творение (подобно тому как Моисей разбил скрижали), чтобы произвести от Моисея более удачный народ, чем вышедший из Египта.
Но на втором уровне уже действовало обещание не возвращаться к методу потопа, и Моисей отказался от этого предложения, и даже попросил стереть и его самого из всех миров в случае осуществления идеи. Тем самым он исключил возможность технического исправления демонтажом и постройкой заново на том же уровне. Заслугой этого высшего героизма Моисея не потребовались ещё десять поколений для произрастания дополнительного мира. Он был сотворён под руководством самого Моисея из мира, который треснул, но не был сметён.
Имеется в виду третья книга Левит - книга Скинии завета. Единицы не могли противостоять злу, поэтому Всевышний исправил ситуацию с помощью создания нации, сам корень существования которой – служение Всевышнему, и так сложилась преемственность поколений. Однако эта нация не смогла в материальности служить Б-гу только духовно, и в «аварии» золотого тельца обнаружилось стремление к материализации присутствия Б-га на земле. Так был построен, и на этот раз при участии человеческих рук, третий уровень, Скиния и Храм. Цель была очевидна: привести к сращиванию разлома между мирами, создать устойчивую связь между высшим и низшим миром в результате их встречного порыва. Однако в ходе этой возвышенной встречи, когда дух Б-жий поселился в Скинии, случилась «поломка» и на третьем уровне, «авария» чуждого огня, приведшая к смерти двух сынов Аарона (вино, кстати, присутствовало и тут). Также и сожжение общины Кораха (Корея) как-то связано с этим: нельзя сметать границы сфер, сотворённых одна внутри другой.
Одно из преданий рассказывает, что души двух умерщвлённых сынов Аарона присоединились в решающую минуту к душе Пинхаса, помогли в его героическом поступке, и тем самым посодействовали ему стать достойным самого долгого священства, несмотря на то, что из-за происхождения по материнской линии он в обычной ситуации не мог бы стать священником. Пинхас, из апогея четвёртой книги Торы, книги пути, - он же Илья-пророк, с бурей взошедший на небо живым, который должен вернуться в конце дней, чтобы проложить дорогу праведному Мессии, несущему окончательное исправление, примирение миров.
Каждая «авария» похожа, в ретроспективном анализе, на разлом семени, из которого произрастает что-то новое, более возвышенное, вплоть до соединения с Высшим Источником.

Между образом и подобием
В проекте Всевышнего кроется идея сотворить человека «в образе нашем по подобию нашему» (я стараюсь в этом переводе как можно точнее передать еврейский оригинал). Однако, когда дело дошло до осуществления, исчезает подобие, и остаётся только образ: «И сотворил Б-г человека в образе Своём, в образе Б-га сотворил его». Позже, по следам первородного греха и изгнания из рая, сказано: «Это книга происхождения человека в день сотворения Б-гом человека, в подобии Б-га сделал его». После этого происходит новое изменение версии, извивающейся между образом и подобием: «И прожил Адам сто тридцать лет и породил в подобии его по образу его, и нарёк ему имя Сиф (Шет)».
Мы видим здесь четыре этапа:
а) в проекте человек должен был стать слепком сущности Творца и только похожим на него по своим умственным способностям. На это указывают предлоги перед словами «образ» и «подобие», а также толкование Раши на слово «подобие» – в чём подобие? - В понимании и осмыслении;
б) на втором этапе – осуществлении – человек был сотворён похожим на Б-га по своей сущности, но не по пониманию (слово «подобие» выпало). Предание повествует, что ангелы затруднились отличить Творца от сотворённого в Его образе. С другой стороны, человек ещё не знал добра и зла, поэтому его умственный потенциал пока не мог проявиться;
г) вино освящения (субботы) и воскуряемые ароматы (в Храме или Скинии Завета) возвышают человеческую душу и удаляют туман из его разума. С другой стороны, бесконтрольное использование спиртного и наркотизирующих средств, которые не раз принимались с целью достижения особого просветления, разрушает Б-жественный образ в человеке и принижает его до праха. Мы можем только угадывать, каковы корни «аварии» с древом познания, но она создала подходящий фон для экзистенциального испытания, для возможности с честью заслужить счастье, предназначенное победителям колоссальных преград, родившихся из этой «аварии», из «ломки сосудов», и с другой стороны, мы не знаем в точности, какой была бы судьба «подобия», если бы «авария» не произошла.
Так или иначе, на этом третьем этапе исчез образ, но появилось подобие, выпавшее на предыдущем этапе, и не просто появилось, но с предлогом «в» вместо «по», как планировалось было в начале. Отсюда вытекает, что кроме очевидной потери, причинённой «аварией» с древом познания (утрата образа), не во всём лгал змий: умственные способности человека не только проявились, но и усилились по сравнению с первоначальным планом, и вместо определённого сходства в понимании и осмыслении возникла умственная потенция, являющаяся, по сути, слепком той потенции, которая действует Свыше. Эта способность проявилась, с одной стороны, в великих достижениях познания Торы, а с другой в развитии науки, позволившей человеку шагать по Луне. Однако колоссальная сила, которая концентрируется вследствие этих достижений в руках человека, составляет смертельную опасность для всей нашей вселенной, поскольку находится в руках существа, утратившего образ своего Творца, и поэтому переход к четвёртому (окончательному) этапу является жизненной необходимостью, а не делом далёкого будущего. Альтернатива – ядерное уничтожение или экологическая катастрофа;
д) окончательный этап – связанный с Мессией – «в подобии его по образу его» - это приобретение сходства с утраченным образом с помощью тяжелого труда, основанного на плоде древа познания: развитие понимания и осмысливания Высшего, в целях познания Б-га и уподобления ему, насколько это возможно. «По образу его» - тут уже не незаслуженный подарок, а честно заработанная плата.

***
Вопрос о назорействе находит своё полное выражение в повествовании о Самсоне. Нет иного назорея, рассказ о котором приближался бы к самсоновому в каком угодно смысле. Самсон начал быть назореем не на определенном этапе своей жизни, и не по собственному решению, а с зачатия, с чрева матери, и по ясному указанию свыше его родителям. Поэтому его назорейство было таким резервуаром сверхъестественных сил, которому нет подобного во всём Писании. Один-единственный человек, без оружия, победил целые армии врага, побил их, как ангел небесный: нет ли здесь сил, которые явно, а не намёком, вообще не относятся к человеческим рамкам?
В чём особенность назорейства, его секрет? Только два запрета (которые не из общего числа) распространяются на назорея: не стричь волос и не есть и не пить ничего сделанного из винограда. По одному из толкований, виноград (и связанное с ним вино) – это и есть плод древа познания, о которое «споткнулся» Адам. Также и Ной, начавший историю человечества сызнова, потерпел неудачу именно из-за него, как повторение истории Адама, как её переиздание.
К чему привело нарушение запрета есть плод древа познания? К утрате образа и замене его подобием, т.е. замене прямого сходства с Б-гом способностью мысли, понимания, разума. С этой позиции назорейство – это возвращение к ситуации, которая была до грехопадения, и отсюда проистекают Б-жественные силы Самсона. Также и запрет стрижки вписывается в эту картину: речь идёт о запрете нарушения совершенства образа.
Но, как и Адаму в его «образном» состоянии, Самсону не хватало понимания (подобия), и он попал в видимую невооружённым глазом ловушку, которую соорудил ему его личный змей (Далила), несмотря на то, что по всем правилам логики Самсон должен был размозжить ему голову заранее, после первой неудачной попытки отдать героя в руки филистимлян. Как у нашего праотца Исаака, любившего Эсава, так и у Самсона недостаток духовного распознания выразился и в физической слепоте, на этот раз насильственной. Сверхъестественная сила оставила Самсона вместе с нетронутым совершенством образа, но, как и в повествовании о древе познания, вместо утраченного образа явилось подобие, умственная способность прокладывать путь во мраке.
С великим пониманием, тихо и терпеливо ожидал Самсон (в переводе – Солнечный) возвращения, взращивания заново целостности образа, выбрал ахиллесову пяту вражеского здания, под благовидным предлогом попросил приблизить его к этой точке, к опорному столбу филистимского капища, и в апогее их празднества помолился Творцу и воспользовался вернувшейся силой. Так и в смерти своей, в сочетании подобия с образом, выросшим заново под прикрытием жуткого мрака, погубил он больше филистимлян, чем при жизни – но на этот раз ценою жизни.

Средняя линия
В молитве «Слушай, Израиль» сказано: «И соберёшь злак свой и молодое вино своё и чистое оливковое масло своё». Что означает злак – понятно: если нет хлеба, нет Торы. Это слой физического существования. Слова «вещество» и «осёл» в сокращённом еврейством письме выглядят одинаково. Белый осёл, белоснежные ослицы и езда на них символизируют овладение материей и её очищение, освящение. Мессия, по еврейскому преданию, придёт на белом осле. Значение оливкового масла также понятно: им возжигают золотой семисвечник в Храме. Это высший слой служения Всевышнему.
Однако посередине, между материальностью и духовностью, входит дополнительный фактор: молодое вино. По его расположению в системе речь идёт о связующем звене между духовностью и материальностью, поскольку при отсутствии тесной связи распадается вся система: духовность оказывается оторванной от действительности, заученной, а в материальности, которая не подпитывается Свыше, господствует закон джунглей, по которому в мире властвует всякий насильник и мошенник. Вещество (осёл) темнеет в этой ситуации, а дух убегает в далёкие монастыри в соответствии с христианскими понятиями, провозглашающими законченный антагонизм между духом и материей, оправдывающими разрыв между ними и требующими вести непримиримую войну между этими началами. У нас – иначе. Единство Б-га в наших устах означает также единство мироздания в наших понятиях и действиях, иначе вера в единство остаётся бесплодной.
Связующее звено – это живая и дышащая культура, подпитываемая от вечных ценностей Свыше, но связанная с действительностью, с развитием событий, проникающая в материальную жизнь и связующая её со своими ценностями. Она обнажает и выжигает зло в его актуальном воплощении, обнаруживает и пестует ростки добра в их ежедневной конкретности, она спускает небесное на землю и возносит земное к небу. Она, в своём подлинном выражении, воплощает лестницу Иакова, крепкую связь вечного с преходящим.
Вино возвеселяет сердце человека, и это человеческая стихия, предназначенная для совершенствования человека, который тоже создан посередине, между духом и материей. Не случайно не о всяком вине идёт речь, а именно о молодом. Потому что вино может быть и старым, не связанным с тем, что происходит здесь и сейчас. Другое дело молодое вино, которое по определению свежее, квинтэссенция актуальной действительности, нуждающейся в возвышении и в соприкосновении с Высшими мирами. Так отбеливают «осла» и готовят его к верховой езде.
В сотворении мира сначала появилось небо (правая линия), потом земля (левая линия), и в конце – человек (средняя линия). Так и в нашей истории: религия сохраняла нас в изгнании, материалистический подход и связь с землёй привели к нашему физическому возрождению, а теперь требуется подлинная отентная культура, чтобы предотвратить распад нашего мира и достичь целостности.
Уже около ста лет в еврейском народе происходят более чем странные события. Случайно ли то, что отцом сионизма стал человек, весьма отдалившийся от иудаизма, и подобными ему оказались столь многие из его последователей? И несмотря на то, что все первые поселения в стране были основаны религиозными или придерживающимися традиций, а также вопреки тому, что первозданный, подлинный сионизм выразился в первом повелении Аврааму и в Исходе из Египта, и он достиг совершенства во дни Давида, завоевателя Сиона и Иерусалима, открывшего путь к строительству Храма, - в наше время вовлеклись в сионистское дело и захватили власть над ним противники религии, отвергающие её основу, и иудаизм, большинство раввинов отмежевались от них и от их предприятия. Оба процесса – атеизм в народной среде и отчуждение от практического национализма в религиозной среде – окончились Катастрофой, и перелом сросся в самой большой за нашу историю братской могиле.
Но на этом удивительные явления не закончились. Из пепла Катастрофы встало государство Израиль, разгромило покушавшихся на его жизнь врагов, властвовало в зените своего могущества от ворот земли Гошен до подходов к Дамаску, и оно собирает в себе уже около половины народа. Здесь единственное место на земле, в котором народ умножается, во всех остальных местах его численность уменьшается постоянно, и значительная часть диаспоры уже свернулась окончательно. Казалось бы, смена религии светским национализмом одержала полный успех, однако на пике побед начался необъяснимый внутренний распад, и поколение продолжателей пышет ненавистью ко всему, что построили отцы-основатели. Публицисты, писатели и историки поколения продолжателей разбирают фундамент государства, в котором именно они захватили позиции элиты, и, наслаждаясь разрушением, рубят сук, на котором сидят со всеми удобствами. К сожалению, не они одни сидят на нём.
Чтобы объяснить это явление, нужно сначала разобрать, почему слово «религия», которое сегодня у всех на устах, встречается так редко в наших древних источниках. Свод законов религии, принятый всеми, - это «Шульхан Арух», и если мы хорошо в него всмотримся, то обнаружим, что он обращается в основном к индивидууму и говорит о повелениях, относящихся к индивидууму. Однако Учение Израиля это не только вера индивидуумов, но и «национальная конституция» для «царства священников и святого народа». Эту конституцию пытались осуществить в целостности великие мудрецы вроде рабби Акивы, но потерпели неудачу в эпоху разрушения. Народ потерял тогда все обычные признаки нации, и вследствие этого появилось понятие «религия» и пышно расцвело – в значении правил поведения индивидуума, абстрагируемых от всех коллективно-национальных повелений. Переворот был долгим и болезненным, но в конце концов был выделен изгнаннический скелет целостного Учения, подобно тому, как гетто стало суррогатом родины, а синагога – Храма. Способный народ приспособился и к этой ситуации, и необычное подтверждение этому можно найти как раз в светском сионизме: известное сочинение Герцля именуется «Государство евреев», хотя грамматике оригинала более соответствовало бы «Еврейское государство». Но это уже национальное повеление – нельзя упоминать!
Но вдруг пришла эмансипация, разбила стены гетто и начала крушить рамки обособленного существования народа в изгнании. Многие евреи, подобно Герцлю, обнаружили себя в угрожающей пустоте: с одной стороны у них не оставалось уже никаких суррогатов еврейского существования – ни гетто, ни традиции, ни общины. С другой стороны, большой мир, к которому они стремились принадлежать, отверг их, несмотря на то, что они приняли на себя власть его ценностей вместо власти повелений Торы.
Здесь кроется корень замены религиозных ценностей национально-светскими: это единственная принадлежность, которую можно было изобрести для перемещённых лиц, изгнанников гетто, ногам которых уже не оставалось иной опоры.
Казалось бы, существует глубочайшее внутреннее противоречие в светском сионизме: чтобы быть как все народы, мы должны отделиться от них и построить обособленные и самостоятельные национальные рамки!
Это противоречие усвоили наилучшим образом идеологи поколения продолжателей, дети отцов-основателей, и они атакуют ситуацию широким фронтом мнений, от войны против любого проявления еврейского характера государства и до усилий, направленных на его полный демонтаж, даже ценой самоубийства.
Но каким же образом отцы-основатели не поняли противоречия? Каким образом те же самые идеи (социалистические, либеральные и пр.) в одном случае были мобилизованы в рамках колоссальных усилий, направленных на построение государства с нуля, а в другом случае служат предлогом для его демонтажа, и с тем же фанатизмом?
Тут мы затрагиваем вопрос связи между мышлением и его эмоциональным фоном, причём этот скрытый фон перевешивает чашу весов в ту или иную сторону. Для сравнения, если кто-то влюблён в бедную девушку, её бедность, конечно же, послужит дополнительным поводом восхищения: какой алмаз скрывается в убогой хижине, как освещает он свою бедную оправу и выделяется своей красотой на этом выцветшем фоне! Как роза среди терниев! Но если та же девушка не нравится парню, её бедность послужит дополнительным поводом отвержения: жалкая на жалком фоне!
Отцы-основатели покинули рамки традиции после того как были воспитаны в ней, и впитанное в детстве продолжало гореть и пульсировать в них и в скрытой форме. «Страна Сиона Иерусалим» не была для них холодным и отчуждённым географическим понятием, а скорее играла роль солнца, освещающего их вселенную. Поэтому любую идею народов они одевали в еврейскую одежду и стремились осуществить её не на чужбине, а в стране евреев. Этот скрытый подсознательный фон начисто отсутствовал у поколения продолжателей.
Отцы отрезали своему иудаизму «только» голову, а у детей уже не осталось и следа от его тела. Бунт отцов против Отца Небесного трансформировался в бунт их детей против всего, что было дорого отцам-основателям. Мера за меру, нарушение влечёт нарушение.
При отсутствии еврейского воспитания, согревающих сердце молитв, праздников и постов, - разорвалась связь детей со своей страной, несмотря на то, что они уже жили в ней, и у них не было недостатка ни в чём, кроме иудаизма. Потому те же идеи, которые были адаптированы их отцами, оделись у сыновей в чужие наряды и повели к полному отчуждению от всего еврейского, включая суверенное собрание евреев в своей стране. Материальность без духа превратилась в разлагающийся труп. Вместе с тем мы стоим сегодня перед тремя незыблемыми фактами: ликвидацией диаспоры, существованием в стране национальной материальности, которой грозит внутренний распад из-за отсутствия в ней духа жизни, и наличием сильных религиозных группировок, мера связи которых с национальной материальностью весьма различна: от полной связи (вязанная кипа) до полного разрыва («нетурей карта»).
Выпадение государства из рук господствующей элиты (занятой, по сути, его демонтажем) не оставляет нам выбора: предотвратить новую катастрофу можно только соединением духа (еврейская религия) с национальной материальностью, которая из распущенной превращается в бесхозную. Это соединение должно, в результате долгого и трудного процесса, вернуть нас к целостному Учению Израиля, к царству священников и святому народу. Каждый шаг в этом направлении, с какой бы стороны он ни совершался, ведёт, в конечном счёте, к осуществлению данной сверхзадачи. Подлинная отентная культура, само осознание потребности в ней – концентрируются в центре картины, на линии фронта нашего существования. Это веление времени.

Надежда
Алая нить надежды – это надежда земли и человека, взятого из неё (на иврите человек, красное и земля – однокоренные слова, и в Стране Израиля преобладает краснозём цвета плоти). Не так уж случайно этот цвет напоминает флаг коммунизма, который стремился отделить человека от неба, построить рай на земле исключительно земными средствами. Противоположная нить – голубая, которая в кисточках еврейского облачения, окрашенная в цвет неба. Во времена основания современного Израиля нередко было принято поднимать два флага: бело-голубой и красный. Если смешать эти цвета, получается оттенок сирени, созвучный в иврите (саголь – сегуля) с особым свойством еврейского народа быть связанным с Б-гом, со способностью объединять небесное с земным в своей вере и в своей жизни.
Нет ничего трудного в том, чтобы быть с Б-гом на небе, в мире вечности. Гораздо труднее быть с ним в материи и во времени, которые ограничивают и разделяют. Тут действительно требуется особая способность, особая сила, не рутинное зрение, проникающее сквозь преграды. Именно здесь, на земле, имеет смысл установить суверенитет Б-га, поскольку в мире вечности он существует и без наших усилий, и без наших заслуг. Этот суверенитет спускается в мир через овладение образом Б-га усилиями Мессии, и без этого достижения любая религиозная организация, устанавливающая своё господство, выродится в карикатуру. Только тот, кто построил себя по образу Его, может спустить на землю образ Его царства, и никто другой. Таким был Моисей, когда его лицо светилось, и он судил народ один, потому что в принятых системах правления ему не на кого было полагаться. Действительно, кто стоит во главе в земном мире? Обладатели связей и имени, богачи, те, кто умеет направить свою трассу так, чтобы ветер дул в спину и помогал достичь личную выгоду.
Тесть Моисея предложил ему совершить неслыханную революцию, на которую был способен только такой человек, как Моисей: «А ты усмотри во всём народе доблестных людей, богобоязненных, правдивых и ненавидящих корысть и поставь их над народом начальниками тысяч, сотен и десятков». Не знать, не богачи, не генералы, не директора, не «свои люди». Только такой человек, как Моисей, который сам выделялся всеми перечисленными качествами, способен выбрать к руководству подобных людей. Ни политик и ни сброд не способны на это. И не случайной реакцией была попытка Корея (Кораха) совершить контр-переворот вместе со своей группировкой и в союзе с Дотаном и Авирамом: ведь это было классическое сочетание капитала, происхождения и демагогии. До какой степени подобная ситуация укоренена в сознании человека и общества, можно ощутить на основании чудодейственного вмешательства Б-га в происходящее, на основании самой необходимости такого вмешательства.
Множество поколений сменилось от Моисея до Гилеля, который по прибытии в Страну Израиля поразил её мудрецов глубиной своих познаний, и те сразу же поставили его своим главой. Где, в каком государстве, в какой организации сегодня возможен подобный шаг? Это было «бабье лето» того переворота, авторами которого являлись Моисей и его тесть. Такой будет и «культурная революция» Мессии.
Один из политиков и военначальников нынешнего периода снижения выразился однажды, что если бы он был молодым арабом, то присоединился бы к террористическим организациям. И несмотря на общественную бурю, разразившуюся вокруг, никто из политиков противоположного лагеря не смог найти достойный ответ на это жалкое высказывание. Отдаление от истоков лишило их ответа. А ведь дни Мессии несут в себе мировой переворот: «Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным». Народ и вера, которые тысячи лет были отброшены в угол забвения, презрения, преследования и уничтожения – становятся центром обновлённой всемирной кристаллизации.
Поэтому мой ответ на подобные высказывания состоит в том, что если бы я был не евреем, то перешёл бы в еврейство, поскольку не вижу смысла жизни вне иудаизма.
В книге Руфь (Рут) появляется странное на первый взгляд слово: «И вернулась Номи, и Рут Моавитянка, невестка её, с ней, возвращается с полей Моава». Номи действительно возвращается домой, но как можно выразиться аналогичным образом о Рут, которая идёт к народу, незнакомому ей ни вчера, ни позавчера?
Дело в том, что и Рут – произведение рук Всевышнего, и она потомок Адама, чьё тело создано из земли, взятой с места жертвенника на Храмовой горе. Там подлинная родина каждого человека, там его искупление, там и невидимая пуповина, соединяющая небо с землёй, Всевышнего со смертными. И разве не чувствовали это народы, когда сменили свои исконные религии на суррогаты иудаизма, на его смазанную тень. И если есть в человеке место для избыточной души, ему остаётся сделать ещё один шаг вперёд, стряхнуть с себя подражания и соединиться с истоком. «В тот день будет единый Г-сподь и его единое имя».
Это осуществится через преодоление Эдипова комплекса, опорной колонны языческой культуры. Фрейд прекрасно доказал его, но, как обычно, евреи не уложились в прокрустово ложе мировой схемы. Чтобы примирить их с рутиной, Фрейду пришлось прибегнуть к явному подлогу: превратить Моисея в «подлинного» египетского принца.
Поколения «богов» во всех языческих схемах воцарялись путём свержения своих отцов. Неделя, как рудимент более древнего периода, оставалась и там, но каждый её день был посвящён особому божку последнего поколения победителей. Только суббота оставалась вне этой сферы, и её покровителем был определён в Греции Кронос (Время), а в Риме – Юпитер (Шабтай), которые стояли во главе прежней, побеждённой иерархии, поэтому суббота считалась у этих язычников обладательницей отрицательного, вредного и разрушительного влияния со стороны свергнутого и мстящего за это главы богов. В этом косвенном свидетельстве содержится более чем намёк на то, что еврейское мировосприятие было когда-то всемирным, и следы его влияния чувствуются даже у идолопоклонников.
Источник эдипова комплекса проявляется ещё более ярко в христианстве, основанном на «богоубийстве» (причём «плоть» и «кровь» убитого поглощают почему-то именно его последователи), «совершённом» на этот раз смертными. На основании этой улики Фрейд мог бы добраться до источника, если бы не его атеистический подход, усматривающий в небесах только отражение человеческих дел. В своей статье «Мысленные ассоциации четырёхлетней девочки» Фрейд говорит о том, что Б-г является архетипом отца, а Земля – это архетип матери. И если мы возьмём эти понятия за основу, то придём к простому выводу: эдипов комплекс основан на бунте человека против его Отца Небесного, чтобы избавиться от Него и безраздельно завладеть матерью-землёй. Этот бунт Вавилонской башни (имя руководителя которого - Нимрод – переводится с еврейского как «взбунтуемся») чужд еврейской культуре, основанной на служении Всевышнему и на преемственности традиции, поэтому знаки этого комплекса в писании можно обнаружить только у отрицательных и чуждых героев вроде Хама, Ханаана и Эсава.
Неотъемлемой частью данного комплекса является процесс проекции вины, и в нашем случае проекция неплохо сочетается с характером самого комплекса, направляется парадоксальным образом в ту же точку: верящие в «богоубийство» пытаются убить знак Б-жьего присутствия на земле в образе еврейского народа, и именно на него возлагается космическая вина и проклятие «богоубийства». Насколько зыбка эта проекция, можно убедиться из анализа данных «Нового завета», по которому Синедрион приговорил Иисуса к смерти на ночном заседании, в частном доме председателя суда и исключительно на основании признания самого обвиняемого, что он считает себя Мессией. Каждый пункт в этом повествовании абсолютно противоречит принципам еврейского права во всех его поколениях, и такое невозможно в действительности ни в каком аспекте: процедуральном, целевом или правовом, - в дополнение к простому историческому факту – смертный приговор в то время был исключительной прерогативой римского наместника. Эта история напоминает более поздние христианские романы («Серебряный кубок»), по которым на разгульном пиршестве Синедриона подавались дорогие деликатесы из устриц, черепах и тому подобных блюд, к которым в жизни не приблизится не один религиозный еврей. Подобные детали могут пробудить интерес только в качестве свидетельства безграмотности их изобретателей. Понятно, что не евреи - посланники Иисуса - придумали фантастические глупости о еврейском судебном праве, а более поздние поколения, которые не имели об этом ни малейшего понятия, но зато обладали сильнейшей потребностью избавиться от вины посредством её проекции. Как раз у римского наместника были все причины приговаривать к смерти каждого, кто вообразит себя Мессией, и восстание Бар-Кохбы обеспечило позднее более чем достаточно оснований для этого.
Проекция вины предоставила христианству оправдание разрушению Иерусалима Римом, преследованию евреев, превращению Рима в «святой город» и правилам поведения, которые требуются для выживания в режиме террора, господствовавшего на просторах империи. Отсюда усердное рабство не за страх, а за совесть, принятие порабощения, обирательства и эксплуатации с любовью и отмена национального начала (которая, разумеется, на деле касалась порабощённого, а не порабощающего народа). Христианство стало религией одинокого человека перед лицом чудовищной и всесильной системы, и через возвратное влияние христианского духа, приспособившегося к тирании, оно же порождало деспотию повсюду, где традиционное христианство обладало решающей силой. Византийская тирания, террор инквизиции и Ивана Грозного являются производными этого духа. Одним из слабых мест христианского учения является его попытка адаптации Библии (Танаха) вопреки очевидному противоречию между двумя мировоззрениями почти во всём. Пуповина, посредством которой “Новый завет” привязывался к старому – это провозглашение Иисуса Мессией (по-гречески – Христос) якобы в соответствии с нашими пророками. “Новый завет” старательно детализирует для этого происхождение мужа матери Иисуса от царя Давида, поскольку только потомок Давида может быть Мессией. Однако после этой детализации происхождения “Новый завет” повествует о том, что ко времени брака мать Иисуса была уже беременна им, и не от будущего мужа, что перечёркивает всякий смысл детализации происхождения последнего, поскольку речь идёт не о символической связи: “ И Я поставлю твоё семя после тебя, которое выйдет из твоих внутренностей, и утвержу его царство. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу трон его царства навеки” (Вторая книга царств, 17). “Твоё семя… из твоих внутренностей” – это не совсем относится к отчиму! Евреи – посланники Иисуса – написали в “Новом завете”, что не пройдёт это поколение (“род сей”), как всё сбудется, все пророчества о мессианской эпохе.На это намекает и Зверь, о котором говорится в Апокалипсисе, что его число 666, поскольку это точная сумма числовых значений еврейских букв имени “Кесарь Нерон”, который был тогдашним гонителем христиан. А нынешние христиане всё ещё ждут всё того же Апокалипсиса! Рамбан в своих диспутах с христианами отмечал, что явная внешняя сторона прихода Мессии – это окончание войн в мире в соответствии с пророчеством Исайи. Христиане из не евреев игнорируют это противоречие, но израильтяне, отдалившиеся от веры своих отцов и впитавшие атмосферу христианского мира, создали движение “Мир сейчас”, которая претендует на успех в этом деле, вопреки очевидному провалу Иисуса и его последователей на протяжении двух тысяч лет.
Возвращение мира к его Небесному Отцу, без искажений и выдумок, оставит за своей спиной скорлупу эдипова комплекса, лишившуюся содержания, и вместе с ней окажется на свалке истории скорлупа проекции вины, старой, как сам комплекс. Она нередко проявляется в колоссальном выпячивании Израиля в иностранных средствах информации, как будто речь идёт о могучей сверхдержаве, а не о государстве, имя которого не умещается на том клочке, который отведён ему на карте мира.
Когда Ахашверош (Артаксеркс) праздновал в течение полугода на своём первом пиршестве нечто явно необычное, здесь была неземная причина. Он ошибся в подсчёте 70 лет нашего первого изгнания, и потому пришёл к выводу, что Б-г оставил этот мир. В этом причина столь преувеличенного веселья, которое по царским понятиям отмечало его безраздельное господство (без “компаньона” свыше) на земле. И как естественное развитие этой идеи, появился замысел Амана, несмотря на очевидное противоречие между ним и принципами царя, по которым каждый человек должен быть господином в своём доме и говорить на своём наречии, что означает уважение к каждой личности и к каждому народу. Так основатель новой династии, свергнувший прежнего царя, старается уничтожить и его сыновей…
Однако, перед отменой эдипова комплекса вместе с его однояйцевой сестрой – проекцией вины – оба они достигнут страшного апогея в войне Гога и Магога, в последней густой завесе, которая разорвётся колоссальным светом раскрытия Б-га в мире.
Традиция повествует о том, что Б-г творил миры и разрушал их, пока не дошёл до данного мира, и этот оказался для него приемлемым. Чем же так отличается наш мир от предыдущих, что его судьба настолько иная? Намёк на это скрыт в словах Адама: ”На этот раз – кость от кости моей и плоть от плоти моей, эту назовут женой, потому что она взята из мужа”. До этого была сотворена Лилит, и она не ужилась с Адамом, поэтому Б-г создал Еву из самого Адама, и благодаря этому источнику уживаются мужчина и женщина наперекор всем трудностям. И разве не нечто подобное случилось и с нашим миром: ”И вдохнул Б-г в ноздри его душу жизни”, которая и является конечным смыслом всего. Не из ничего, но из Сущего, из самого Всевышнего пришла она, и в этом источник надежды, что и в данном случае общее преодолеет все преграды и аварии, поскольку как раз они сотворены из ничего, а потому преходящи и, по сути, не обладают полной реальностью в отличие от души жизни, от духа ноздрей наших, который один – бессмертен. В нижнем мире всё выглядит наоборот: преходящее осязаемо, а вечное – абстрактно, и требуются качества нашего праотца Авраама, чтобы проникнуть во внутренность явлений и освободиться от тирании скорлуп.
Не случайно проблема экологической катастрофы, стоящей на пороге, возникла именно после отбрасывания Б-га. Невозможно подлинное уважение к матери-земле без возвращения полного достоинства Отцу Небесному, поскольку уважение к родителям – это одно неразделимое целое.



< < К оглавлению < <

  

TopList





Наши баннеры: Новости Аруц 7 на русском языке Новости Аруц 7 на русском языке Дизайн: © Studio Har Moria