|
Ури Ариэль Проблема "вязаных кип" в Израиле
На момент образования Государства Израиль в стране проживало меньше ста браславских хасидов, считавшихся изгоями даже в ортодоксальной среде. Сегодня браславцы поддерживают около 100 бейт-мидрашей для одних только возвращающихся к религии. Раввин Амнон Ицхак собирает полные стадионы слушателей. Кассеты с записями его лекций распространяются в десятках тысяч экземпляров и транслируются религиозными радиостанциями. Йешива белзских хасидов вот уже 40 лет действует в центре Тель-Авива. Есть еще ХАБАД, "Арахим", "Эш ха-Тора" и др. – напомните, если что-то забыл.
"Вязаные кипы" одеваются и едят так же, как нерелигиозные, вместе с ними трудятся и служат в армии, потребляют ту же культуру и поют те же песни. Но нерелигиозные к ним почему-то не обращаются за духовностью. Почему те, кто ищут корни, идут исключительно к ультраортодоксам?
Религиозные сионисты стараются дать стране максимум. По статистике генерального штаба, около 50% выпускников офицерских курсов носят вязаные кипы. Среди погибших в войнах Израиля религиозных сионистов тоже гораздо больше, чем их доля в обществе. Они принимают участие во всех национальных проектах. "Харедим", напротив, в армии не служат и живут обособленно. Однако когда светский израильтянин ощущает потребность в духовности, он обращается к ультраортодоксам, а не к тем, кого хорошо знает по работе и армейской службе.
Ультраортодоксы считаются отдельным сектором в израильском обществе, равно как и новые репатрианты из Эфиопии, поселенцы или израильские арабы. Национально-религиозные тоже отнюдь не "мейнстрим", но они из кожи вон лезут, пытаясь добиться признания. Они всеми силами домогаются легитимации, пресмыкаются, ведут себя по рабски. Светские израильтяне чувствуют это и не хотят им уподобляться. Поэтому, несмотря на приведенные выше данные генштаба и другие успехи "вязаных кип", их влияние на израильское общество столь незначительно.
Этот диссонанс между максимальным вкладом и минимальным влиянием определяет место национально-религиозного лагеря в израильском обществе. "Вязаным кипам" есть, что сказать, но они стесняются. Им кажется, что операция "Энтеббе" и стихи поэтессы Рахели важнее. Они хотят влиять, но спрашивают позволения у господствующей культуры.
Колебания не помогут преодолеть это противоречие. Если у нас есть, что сказать, и мы знаем, как изменить ситуацию к лучшему, нужно гордо стоять на своем. И помнить, что никто, кроме нас, не сделает этого.
Причина разрыва религиозного сионизма и светской культуры кроется не в идеологии, а в ментальной слабости "вязаных кип". По-другому будет лишь тогда, когда мы прекратим заискивать и искать любви. Когда скажем: мы такие – хотите вы того, или нет! У нас есть идеи, и мы всегда готовы поделиться ими, но наши убеждения не зависят от того, симпатичны они кому-либо или нет.
Может быть, после таких заявлений нас не полюбят сильнее, но, безусловно, начнут уважать.
"Маарив", перевод " Курсор", 2.07.2007
(Автор – депутат кнессета от блока Национальное единство-МАФДАЛ)
Cтатьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|