|
Ася Энтова Храмовая гора и Стена Плача в восприятии светских израильтян
На фотографии 1967 года солдаты плачут на фоне освобожденного
Иерусалима. Для них, светских евреев, слова "Храмовая гора в наших
руках" имели четкий национальный смысл: важнейшая часть старого
города, историческое сердце столицы Израиля и Сиона вернулось к
изгнанному со своей Родины народу.
Светским людям национальные символы требуются больше, чем людям,
соблюдающим религиозные традиции. Верующий еврей обращается к
невидимому и вездесущему Творцу и может унести с собой родину в
изгнание в свитке Торы. Религиозные евреи, называли Вильнюс
"литовским Иерусалимом" и мечтали о "Иерусалиме небесном".
Сионисты, наоборот, потребовали овладения землей, настоящим
географическим Сионом. Зримые символы, дающие устойчивое чувства
принадлежности: флаг и гимн, празднование Дня Независимости и дня
павших, историко-археологические памятники и музеи.
Завоеванная Храмовая гора вызвала у сионистов-социалистов опасения
подъема религиозных настроений. Государственные раввины в свою
очередь опасались любых нововведений, и на всякий случай запретили
верующим подниматься на любую из частей Храмовой горы. В результате
национальным символом, вокруг которого стало группироваться
национальное самосознание, стала Стена Плача и это определило наше
самоощущение.
Храмовая гора, как национальный символ, означала бы для светских
людей духовный подъем, гордость, строительство еврейской
самобытности. Наоборот Стена Плача символизирует не цель и
свободу, а то, от чего мы бежали - слезы и гонения, исторически
обрушившиеся на еврейский народ.
При слове "гора" глаза сами поднимаются вверх, в нем присутствует
ощущение значительности и мощи. В сочетании с ним слово "храм"
ассоциируется у светских людей в первую очередь с царем Соломона
(Храмом Соломона называли христиане сооружение, известное нам под
именем мечеть Эль-Акса ). От Соломона ассоциации переходят к
древнему израильскому царству, которое под его властью достигло
максимальных территориальных завоеваний, богатства и силы. Храмовая
гора могла бы служить символом еврейского строительства и
политической власти. Находящиеся на ней сооружения (мечеть Омара и
Эль-Акса ) должны были бы стать не действующими мечетями, а
памятниками непрерывной истории еврейской общины Иерусалима,
пережившей власть римлян и византийцев, крестоносцев, арабов и
турок.
Но этого не произошло, и сегодняшнее состояние Храмовой горы служит
лишь символом разрушения и варварства. Поднимаясь туда в последние
годы, я с грустью наблюдаю, как разрушительно ведет ВАКФ здесь свои
строительные работы, и как отброшенные ценнейшие археологические
артефакты смешиваются с грудами строительного мусора. Израильским
археологам разрешается только присутствовать при раскопках, но не
вмешиваться в их ход. Историки и археологи всего мира выражают
возмущение последовательным разрушением одной из самых древних
исторических реликвий. И все это, увы, происходит под властью
нашего, еврейского государства…
В отличии от Храмовой горы, Стена Плача (как и другой национальный
символ – музей Катастрофы) ассоциируется не с активностью, а с
пассивностью, не с возвышением, а с унижением. Она объединяет
евреев не для деятельности, а из-за претерпевания общей судьбы,
унижений и опасностей. Получается, что нас сохраняет не наша
самобытность, а внешние гонения. Как будто мы находимся здесь не
для воплощения уникальных национальных задач, а лишь по праву
бедных и гонимых, ищущих убежища. Нас приглашают оплакивать былое
величие, но не нарушать запрет завоевателей, определивших нам место
у подножья. Стена Плача и музей Катастрофы остаются по своему
восприятию чисто галутными, страдательными символами и даже не
приглашают к паломничеству в Эрец Исраэль (музеи, сохраняющие
память о Катастрофе есть и в диаспоре, а в России, например,
богатые синагоги строят рядом собственные "стены плача").
В сегодняшнем постмодернистском мире, где идет информационная
война, где символы становятся действенным орудием строительства или
разрушения, а победу определяет не сила оружия, а сила духа,
предпочтение в качестве национального символа Стены Плача, а не
Храмовой горы, не в последнюю очередь послужило причиной нынешних
бед, постигших Израиль.
Фотографии автора
1.Храмовая гора сегодня
2.Модель Храма
3.Горы мусора на Храмовой горе
4. Стена плача
5. Московская хоральная синагога, справа отстроенная "Стена плача"
6.Панорама Храмовой Горы
"Прозрачная кипа", 19.03.2008
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|