|
Ася Энтова «Стадо, идущее на бойню»
Ревизионисты о политике руководства Палестинского
ишува 1930-х годов
Израильский писатель, публицист, общественный деятель Иехошуа Хешел Ейвин родился 1891г. в Виннице (умер в 1970
г. в Иерусалиме). В молодости Ейвин получил как традиционное еврейское, так и
светское образование. Во время 1-й мировой войны был военным врачом в составе
русской армии.
В начале 1924 г. Ейвин прибыл в Эрец Исраэль, где он подружился с поэтом
Ури Цви Гринбергом и Аббой Ахимеиром. Ейвин сначала склонялся к
социалистической версии сионизма и вступил в Рабочую партию, однако позже, в
1928 году, он со своими друзьями примкнули к движению
сионистов-ревизионистов Жаботинского. Ейвин стал
одним из редакторов ревизионистской газеты «Доар ха-йом», а в 1932 году основал
еженедельник ревизионистов «Хазит ха-ам», в котором после
ареста Ахимеира вел всю основную работу.
В 1929 году разразилась серия арабских погромов. Арабские лидеры,
недовольные международным признанием декларации Бальфура и началом массового
возвращения евреев в Палестину, провоцировали нападения арабов на безоружных
евреев. Особенно пострадала от погромов еврейская община Хеврона. Британские
мандатные власти, на которых лежала обязанность по поддержанию порядка, не
только не защитили евреев, но и вовсе выселили их из Хеврона. Англичане
заявили, что хотя именно арабы начали беспорядки, истинной причиной
напряженности между двумя народами является еврейская репатриация и
приобретение евреями земель. Такое попустительство к погромщикам только
усугубило ситуацию и в дальнейшем привело к массовым арабским беспорядкам
1936-1939 гг., когда погромы охватили всю страну. Для расследования беспорядков
в 1937 г. английские власти создали комиссию под руководством лорда Пиля.
Представший перед комиссией Жаботинский объяснял всю опасность поднимающегося в
Европе фашизма и требовал от мандатных властей возможности продолжения
эвакуации европейского еврейства.
Социалистические лидеры еврейского ишува и Еврейское Агентство (орган
Сионистской Организации, представляющий евреев перед мандатной британской
властью) предпочли придерживаться политики «сдержанности» (на иврите «авлага»
или «хавлага»). Они полностью подчинились политике британских мандатных властей
и надеялись исключительно на их защиту. Организации самообороны ишува «Хагане»
было предписано заниматься только пассивной обороной и воздерживаться от
контрмер по отношению к арабам. После погромов 1929 года в знак протеста
против такой тактики часть командиров «Хаганы» отделилась от нее и создала в
1931 г. национальную военную организацию ЭЦЕЛ (аббревиатура ивритских слов «Иргун
цваи леуми»), подчиненную ревизионистскому движению во главе с Зевом Жаботинским.
Жаботинский пытался добиться от британских властей разрешения на создание специального
еврейского батальона для защиты евреев в Эрец Исраэль, но ему это не удалось.
Вместе с Ахимеиром и Гринбергом Ейвин возглавил максималистское крыло
ревизионистского движения и вошел в созданный Ахимеиром «Брит ха-бирйоним»
(«Союз бунтарей»). Эта организация настаивала на переходе ревизионистов от пропаганды
своих идей к активной, «революционной» борьбе за еврейское государство. Ее
члены критиковали мандатные власти, устраивали демонстрации протеста и
способствовали нелегальной эмиграции.
"Союз бунтарей", как и молодые командиры ЭЦЕЛя, призывали положить конец политике "сдержанности" и
ответить на арабские зверства. В своей статье "Хавлага и "кантонизация" Ейвин писал о том, что политика "сдержанности" - это пережиток галута, и что нашу сдержанность обратят против нас не только арабы, но и английская мандатная власть. Сдержанность и согласие, а не борьба за свои интересы, смертельно опасны и для палестинского и для европейского еврейства и могут привести к гибели самой надежды на создание еврейского государства. «Галутное существование стада, безропотно идущего на бойню», - так
назвал Ейвин политику, проводимую социалистическим руководством ишува.
Как и опасался Ейвин, политика «сдержанности» привела к тому, что через
месяц после выхода его статьи на русском языке в газете "Гадегель", в июле 1937 года комиссия Пиля опубликовала
план дополнительного раздела («кантонизации») оставшейся части Палестины.
(Первый раздел, в результате которого Заиорданье было передано эмиру Хусейну,
состоялся в 1921г.) Представители еврейского ишува были готовы согласиться и на эти условия, но арабы отвергли такую сделку. Результатом работы комиссии так же стало ужесточение английской мандаторной
политики по отношению к евреям, запрет на покупку евреями земельной
собственности и ограничение еврейской иммиграции до нескольких тысяч человек в
год.
Поняв, что надеяться на англичан бесполезно, после
нового всплеска беспорядков в 1937 году и публикации рекомендаций комиссии Пиля,
Жаботинский дал разрешение бойцам Эцеля на проведение ответных ударов, что сразу улучшило ситуацию. А еще через некоторое время, тогда, когда арабский террор
стал направляться так же против самих англичан, мандатные власти официально разрешили создание еврейской полиции. Созданные с помощью
офицера английской разведки Чарльза Уорда Вингейта в 1938 году
еврейские «особые ночные отряды» успешно справлялись с арабскими бандами. Но проблема свободной еврейской эммиграции так и не была решена, и ревизионисты силами Эцеля (а потом и Лехи) продолжили свою борьбу уже против английских мандатных властей. Эта борьба со временем увенчалась успехом, но, к сожалению, большая часть европейских евреев воспользоваться ее плодами уже не смогла.К сожалению, статья Эйвина до сих пор остается актуальной.
"Вести", 17.07.2008
На фото:
Карта раздела Палестины, предложенная комиссией Пиля (сайт
sem40.ru) Абба Ахимеир
Ури Цви Гринберг
Плакат конца 30-х годов - призыв в еврейскую полицию (фото сайта http://www.modelizmspb.temza.ru/)
Автор благодарит Ицхака Стрешинского за предоставленные материалы и
копии газеты «Гадегель».
Другие статьи Аси Энтовой
Иехошуа Ейвин "Хавлага и "кантонизация"
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|