|
Ася Энтова
Ученые о проблеме неевреев в Израиле.
30 июня в университете Бар-Илан состоялась встреча ученых из Центра им. Раппопорта и представителей прессы на русском языке для обсуждения результатов прошедшей здесь недавно конференции «Ассимиляция в Израиле» («Итболелут исраэлит»).
Центр Раппопорта существует уже полтора года и занимается изучением проблемы неевреев в Израиле. Встречу открыл профессор Цви Зоар – глава центра Раппопорта. На встрече так же присутствовали: профессор Ашер Коэн, преподаватель кафедры политологии Бар-Илана, доктор Зеев Ханин, исследователь, доктор Вэлвл Чернин, преподаватель еврейской литературы и языка идиш и журналисты газет «Вести» и «Новости недели».
Профессор Ашер Коэн в своем выступлении отметил, что неевреи, приехавшие в Израиль по Закону о Возвращении, составляют уже около 300 тысяч или 5% населения Израиля. Они ассоциируются с еврейским населением, многие из них являются родственниками евреев (например, имеют отца-еврея), но когда возникает необходимость заключения брака или похорон, то эти люди как неевреи по Галахе не могут заключить еврейский брак или быть похоронены по еврейскому обряду.
Эту проблема не решается путем массового перехода в иудаизм – гиюра. Только три с половиной тысячи сделали гиюр в 2001 году. Всего же за 10 лет большой алии из СНГ гиюр прошли менее 10 тысяч человек. По мнению проф. Коэна, эта ситуация может привести к тому, что в Израиле явочным порядком возникнет институт «светского гиюра» и светского брака.
Д-р Зеев Ханин отметил, что с точки зрения социологии сегодня уже неверно рассматривать всех таких приехавших неевреев как принадлежащих к еврейской части общества. Если некоторые из них (десятки тысяч) относят себя к еврейскому народу и хотят интеграции, то другие (около 100 тысяч) настаивают на своей нееврейской (русской, украинской и др.) принадлежности, не хотят входить в израильское общество, а предпочитают жить в «русском гетто» или вообще рассматривают Израиль как временное место жительства. Среди таких попадается повышенное количество маргиналов, вплоть до преступников и антисемитов, причем в этой группе «риска» большинство составляет молодежь.
Б`ольшая же часть общины неевреев не имеет четкой идентификации и пока не ощущает в ней нужду, тем более, что в Израиле господствует теория мультикультуризма и постсионизма. Однако, чем дальше, тем больше проблема обостряется, так как среди вновь приезжих растет и число неевреев (алия 89-95г.г.- 17%, 95-98 – 40 %, 98-2001 – более 75%), и процент людей, не идентифицирующих себя к еврейским народом. Так в СНГ по опросу среди учащихся ульпанов для изучения иврита в 2001 году 30% имели одного из родителей еврея и в большинстве относили себя к евреям, 55% не имели ни одного родителя-еврея и, как правило, не чувствовали в себе желания присоединиться к еврейскому народу, а 15% и вовсе не имели еврейского родства, достаточного для приезда по Закону о Возвращении. При каких данных бессмысленно надеяться, что проблема решится сама собой, а не приведет к неустойчивой и взрывоопасной ситуации.
Д-р Вэлвл Чернин также отметил, что на нас лежит ответственность за то, чтобы проблема людей, не интегрированных в израильское общество, была решена оптимальным для Израиля образом, а не усугубилась во втором и третьем поколении. Для таких «пограничных» групп существуют только три возможности:
- интегрироваться в еврейское общество,
- интегрироваться с нееврейской частью израильского общества, например, с арабской,
- образовать отдельную устойчивую группу с собственным самоопределением, что-то вроде этническо-культурного русского гетто.
Понятно, что в последних двух вариантах израильское общество не заинтересованно, но если пустить все на самотек, то они вполне вероятны.
Проф. Цви Зоар отметил, что проблема смешанных семей – это не только проблема алии из СНГ, но любой большой алии из стран диаспоры. Проблема интеграции не подразумевает стирания культурных различий, но при мультикультурном подходе обогащает все израильское общество новыми оттенками. Но для интеграции необходимо взаимное стремление израильско-еврейской и нееврейской групп. Израильтяне должны найти способ интеграции репатриантов-неевреев, а те должны принять базовые еврейские ценности. Это возможно при взаимном интересе и терпимости. Так, например, в группах для изучения еврейской истории и традиции в процессе обучения увеличивалось количество желающих пройти гиюр.
Представители прессы на русском языке так же высказали свое мнение о ситуации, основывающееся на опыте и наблюдении проблем неевреев «на местах». Было отмечено, что различные политические силы препятствуют интеграции в своих интересах, что проблему возникновения этнического гетто стараются не выносить на всеобщее открытое обсуждение, что уже появились лидеры, готовые создать этническую русскую (без кавычек) партию и бороться за культурно-национальную автономию.
Все выступавшие согласились, что проблема стоит очень остро и подразделяется на несколько составляющих. Вот основные из них:
1. Проблема приезда в Израиль неевреев.
Для ее решения требуется привести Закон о Возвращении в соответствие с современными реалиями, а не привозить в Израиль в массовом порядке людей, не имеющих ничего общего с еврейством.
2. Проблема интеграции в Израиле неевреев, которые индентифицируют себя с еврейским народом и хотят стать его частью.
Для этого необходимо заручиться поддержкой как светских так и религиозных кругов и выработать соответствующий компромисс.
3. Проблема неевреев, которые не хотят интегрироваться. С подобной проблемой сталкиваются так же другие страны с большой иммиграцией, простого решения этого вопроса не существует, но следует учитывать чужой опыт.
В заключение было отмечено, что данное обсуждение было очень полезно, в частности для того, чтобы привлечь общественное внимание к данной проблеме (особенно у коренных израильтян, малознакомых с ней) и выработать пути ее решения.
1.07.2002
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|