|
Ася Энтова
«Быть еврейским народом в своей стране» Движение «Еврейское руководство» в Ликуде
Ликуд сегодня - самая большая партия в стране. В большой партии,
если она действительно является живым образованием, неизбежно
имеются внутренние объединения, отражающие разнообразие интересов в
партии. Такие группы могут складываться вокруг силовых центров
партии (например, группа поддержки того или иного министра), по
секторальному принципу (например, йеменские евреи, друзы или
активисты Гистадрута) и вокруг идеологических вопросов (например,
«Форум за сохранение идеологических ценностей Ликуда»).
«Еврейское руководство» - одна из самых больших и самых
организованных групп, входящих в центр Ликуда. Формально она
существует всего несколько лет, но многие из ее членов давно
состоят в Ликуде. «Еврейское руководство» родилось из широко
известного движения «Зо Арцейну» ( «Это - наша земля») основанного
более десяти лет назад. «Зо арцейну» появилось на свет как
стихийное движение сопротивления договору Осло. В те печальные
годы, когда средства массовой информации бодрыми голосами вещали о
близящемся мире и процветании, а на улицах начали взрываться
автобусы, когда противникам Осло не предоставляли микрофонов и
газетных полос, а парламентскую оппозицию фактически подавили –
тогда, в 1993-95 годах, десятки тысяч демонстрантов во главе с
лидерами «Зо арцейну» стихийно вышли на улицы и перекрестки. Люди
не жгли шины, как демонстранты Гистадрута, требующие себе прибавки
к зарплате. Иногда они даже демонстрировали со связанными руками, в
знак того, что не будут применять насилие. Они не просили ничего
лично для себя, а только твердили: «Это наша земля – нельзя ее
отдавать!».
Тогда движение «Зо арцейну» не было связано с какой-либо
политической партией. Единственной его целью было привести к власти
правительство, действительно отражающее взгляды и стремления
израильского общества. На этой волне народного протеста и несмотря
на поднятую левыми грандиозную кампанию, обвиняющую весь
национальный лагерь в гибели Рабина, на следующих выборах к власти
пришло правительство Ликуда во главе с Нетаниягу.
Но с приходом к власти правительства Нетаниягу процесс Осло не был
остановлен. И тогда лидеры движения протеста поняли, что
недостаточно одних только демонстраций, необходимо влияние в
политике. Такое влияние может быть только у главной партии
национального лагеря - Ликуда. Многие члены движения уже состояли
членами Ликуда, остальные вошли в него, и движение «Еврейское
руководство» начало действовать в рамках Ликуда. Около года назад
«Еврейское руководство» приняло участие во внутрипартийных выборах
и провело около 130 своих членов в Центр Ликуда. Среди них около 10
новых репатриантов из СНГ. Получается, что из примерно тридцати
говорящих по-русски членов Центра Ликуда большая часть (около
трети) была избрана от «Еврейского руководства». Еще одним
показателем внимания к новым репатриантам служит то, что
интернет-сайт движения обеспечивает новости на трех языках: иврите,
русском и английском, для репатриантов из Америки, Европы и других
стран. И это понятно, ведь репатрианты ехали не на «Новый Ближний
Восток», и не «за колбасой», как утверждают некоторые. Они
стремились в Израиль именно для того, чтобы жить в своем
собственном, еврейском государстве, и эта цель сближает их с
сабрами из «Еврейского руководства».
Сначала в Ликуде на новичков из «Еврейское руководство» смотрели
настороженно, но постепенно они завоевали доверие однопартийцев. На
встречах, конференциях и «домашних кружках» члены «Еврейского
руководства» объясняли: «Мы помогли Ликуду вернуться к власти в
1996 году и хотим помочь Ликуду сейчас. Мы пришли в Ликуд тогда,
когда он находился в оппозиции и имел всего-навсего 19 мандатов. Мы
идеологическая группа, и наша цель – не «джобы» или место в
Кнессете. Мы хотим, чтобы Ликуд вернулся к собственной идеологии. В
уставе Ликуда однозначно записано: "Охрана права еврейского
народа на Землю Израиля как вечного права, не подлежащего сомнению;
настойчивое заселение и развитие всех частей Земли Израиля и
распространение на них израильского суверенитета " (часть 2,
раздел "Цели") Это наша идеология, за которую мы выходили на
демонстрации «Зо арцейну» и именно этого мы хотим сейчас добиваться
парламентским путем».
Постепенно к новой группе в Ликуде привыкли. И тут они опять всех
удивили: лидер движения Моше Фейглин выставил свою кандидатуру на
пост главы партии. «Я не страдаю ни излишним нахальством, ни манией
величия. Я прекрасно понимаю, что у какого-то Моше Фейглина нет
шансов выиграть праймериз у таких известных политиков как Шарон и
Нетаниягу. Но выдвигая своего кандидата «Еврейское руководство»
предлагает не альтернативную личность, а альтернативный подход к
политике. Мы голосуем не за личности, а за идеологию. И Шарон, и
Нетаниягу придя к власти продолжили в том или ином виде программу
левых - процесс Осло, и продолжение его – «Дорожная карта». Но
избиратели национального лагеря ожидали от них выполнения программы
Ликуда, ожидали альтернативу планам левых. Очевидно, что прежде чем
выдвигать альтернативу нужно понять, зачем нам вообще понадобилось
право на Землю Израиля, зачем нам ее заселение. Иными
словами, нам необходимо обозначить заново национальные
цели. «Еврейское руководство» предлагает такую цель -
Еврейское государство, предлагает то, к чему стремится большая
часть израильтян: «быть еврейским народом в своей стране». Исходя
из этих целей мы выдвинули конкретный план решения острейших
сегодняшних проблем: что нам сделать, чтобы лишить арабов мотивации
к продолжению террора, как вернуть Израилю отобранные у него
территории Иудеи, Самарии и Газы, какой статус при этом получит
арабское население, и др. Мы широко обсуждаем нашу программу,
издали ее в виде брошюры, она помещена на нашем интернет-сайте на
трех языках».
Тогда СМИ даже не упомянули имени третьего кандидата. Многие
ликудники, подходя к избирательным урнам даже не знали, что
кандидатов на пост главы партии не двое, а трое. Но, несмотря на
полное отсутствие рекламы Моше Фейглин получил 4.3% голосов, в
абсолютных цифрах это больше, чем получил третий кандидат Хаим
Рамон на выборах главы партии Авода. «Еврейское руководство»
достигло своей цели – альтернатива продолжению правыми процесса
Осло была заявлена. Позднее на выборах списка от Ликуда в Кнессет
Моше Фейглин получил сороковое место – вполне реальное для того,
чтобы стать членом Кнессета. Но Верховный суд отстранил его от
участия в выборах, так же, как Шауля Мофаза. Фейглину
инкриминировалось участие в демонстрациях «Зо арцейну», за которое
он был судим и приговорен к общественным работам. Судьи сочли, что
участие в демонстрациях против договора Осло более позорно, нежели
открытая поддержка террористов, которой занимались лидеры арабских
партий, допущенные ими к выборам.
Ничуть не обескураженные отсутствием немедленных результатов члены
«Еврейского руководства» продолжили свою борьбу. На съезде
движения, проходившем в июне 2003 года в Биньяней а-Ума, они вместе
с «Форумом за сохранение ценностей Ликуда» выступили против плана
«Дорожная карта». Этот съезд запомнился всем под названием «Вечер
свистков». Премьер-министр не смог произнести речь, его заглушали
свистки и крики противников его планов отступления. «Нас пытаются
изобразить хулиганами, но в снятом на съезде фильме видно, что
члены «Еврейского руководства» не нарушали порядка», - говорит Моше
Фейглин. - «Мы поступили по-другому. В заседание была включена
церемония вручения благодарственных грамот ветеранам движения,
проявившим героизм в годы подполья. Один за другим на трибуну
поднимались дряхлые старики, поседевшие в боях, и, опираясь на
палочку, дрожащими руками брали грамоты, пожимая руки главы
правительства и министров... Неясно, догадались ли эти дряхлые
герои, жертвовавшие жизнью за идеалы национального лагеря, что их
цинично используют. Может ли быть больший плевок в лицо этих людей,
чем слова главы их движения, который называет Землю - ту, за
которую они проливали кровь - "оккупированной территорией"?! И
тут активисты "Еврейского руководства" начали петь в честь героев
гимн Бейтара, написанный Зеевом Жаботинским - те самые слова,
которые пели эти седые ветераны еще во времена Британского мандата:
"Два берега у Иордана - и оба они наши ..."
В зале зазвучал мотив, с которым когда-то шли в бой эти
старики. И они встрепенулись и стали подсказывать молодым
недостающие строки. И вот уже песню уже запел весь зал.
Организаторы съезда быстренько свернули сюрреалистическую
церемонию: лучше уж свистки и улюлюканье, чем эта песня, так не
соответствующая сегодняшней политике Ликуда».
На этом съезде участникам было предложено проголосовать за принятие
предложения главы правительства, дающего ему официальное право безо
всяких внутрипартийных выборов назначать своих ставленников
кандидатами от Ликуда на муниципальных выборах. "Еврейское
руководство" выступило против этого антидемократичного предложения,
игнорирующего рядовых членов партии. Вместе с "Еврейским
руководством" и против предложения проголосовало 70%
присутствующих.
В конце 2003 года движение «Еврейское руководство» провело
собственный съезд по итогам года. Съезд проходил под девизом «Быть
еврейским народом в своей стране». Зал Биньяней а-Ума в Иерусалиме
с трудом смог вместить всех желающих. На почетных местах в первом
ряду сидели министры от Ликуда: Цахи Анегби, Натан Щаранский, члены
Кнессета Гила Гамлиэль, Аюб Кара, Хаим Кац, заместитель мэра
Иерусалима Игаль Амеди, генеральный директор Ликуда Арик Брами. За
ними располагались десятки членов Центра Ликуда и ветераны -
основатели партии.
Министр по делам Иерусалима Натан Щаранский в своем выступлении
подчеркнул, что это одна из тех немногих, к сожалению, фракций в
Ликуде, которую действительно заботят идейные ценности партии, а не
чины и зарплаты.
Сами лидеры «Еврейское руководство» на своем съезде не тратили
времени на критику, а сосредоточились на обсуждении идеологии и
выдвижении положительных инициатив.
Генеральный директор «Еврейского руководства» Михаэль Пуа отчитался
о внутрипартийной деятельности движения. За последние годы
«Еврейское руководство» сумело, действуя совместно с другими
группами в Ликуде, провести в Центре Ликуда резолюцию о
недопустимости создания палестинского государства к западу от
Иордана.
Идеолог движения Моти Карпель выпустил недавно книгу «Революция
сознания», предлагающую идеологический и философский выход из того
тупика, куда зашла сегодня классическая идеология светского
сионизма. Моти Карпель на съезде рассуждал о проблеме отношений
между группами евреев, которые сегодня в Израиле именуются
"религиозными" и "светскими". Он предложил прежде всего отказаться
от этих терминов. "Эти понятия были искусственно привнесены на
еврейскую почву около 100 лет назад и создали внутреннюю
перегородку в еврейском народе", - сказал он, - "Сегодня мы не
сможем продвинуться вперед, если не откажемся от такого
искусственного разделения. Нет "светских" и "религиозных" - есть
евреи, соблюдающие больше заповедей или меньше заповедей, или
совсем не соблюдающие, но все равно евреи. Нет двух групп - есть
одна группа, распределенная вдоль единой шкалы". Моти Карпель
изложил свой прогноз, согласно которому основной точкой внутреннего
противоборства в израильском обществе в ближайшее десятилетие будет
вопрос не о договоре Осло и границах государства, а о еврейской
самоидентификации (общества в целом и его отдельных граждан).
Многие задают себе вопрос: "Считаю ли я себя евреем? И если да, то
в чем это проявляется и к чему меня это обязывает на личном уровне
и на уровне народа в целом? " По словам Карпеля, подъем ШАСа и
Шинуя в последние годы служит свидетельством того, что именно этот
ключевой вопрос выходит сегодня на передний план израильской
политики.
Лидер движения Моше Фейглин в своем выступлении на съезде сказал:
«Мне все время задают вопрос: какова альтернатива процессу Осло? Мы
действительно выдвигаем альтернативу, но наша альтернатива – это
альтернатива не средствам, а целям. Мы не предлагаем
альтернативный путь для решения проблемы левых, проблемы мира и
безопасности. Мир – это не истинная цель левых. Поэтесса и идеолог
левых Дорит Равиньян провозгласила: «Для меня Осло – это путь
забыть о том, что я еврейка!». Поэтому-то они и пытаются избавиться
от Иерусалима и Хеврона, городов нашей истории, а вовсе не потому,
что арабы их требуют. Арабы точно так же требуют и Хайфу, и
Тель-Авив. У меня нет решения для тех, кто хочет забыть о своем
еврействе. Это невозможно! Герцль считал, что как только евреи
построят свое государство, антисемитизм исчезнет. Нашей стране 55
лет, а антисемитизм в Европе растет и растет.
Наша альтернатива – это помнить о том, что мы евреи. Это строить
свое собственное Еврейское Государство, основанное на еврейских
принципах и ценностях, в котором евреи могут жить достойно, не
забывая и не скрывая то, что они евреи. Когда мы были сосредоточены
на этой задаче, когда воевали и побеждали во всех навязанных нам
войнах, тогда мир и безопасность и были необходимым следствием
наших усилий и средством для достижения нашей высокой цели.
Программа Ликуда - суверенитет над Землей Израиля, заселение
Земли Израиля - это и есть лучшее средство против террора и для
достижения мира».
Через месяц после съезда «Еврейского руководства», 5 января в
Гехаль а-Тарбут в Тель-Авиве прошла конференция Ликуда. На ней
члены Центра партии от «Еврейского руководства» выдвинули на
голосование поправку к уставу партии 19 «гимел», согласно которой
член Кнессета или министр, проголосовавший вопреки постановлению
Центра Ликуда, пять лет не имеет права избираться от Ликуда в
Кнессет. «Эта поправка придаст силы Центру партии и заставит членов
Ликуда в Кнессете больше оглядываться на устав партии и на своих
непосредственных избирателей, а не голосовать, так как им в данный
момент выгоднее», - говорит директор движения Михаэль Пуа - «СМИ
пытаются нас представить антидемократами, нарушающими свободу
народных избранников. На самом деле мы просто осуществляем обратную
связь между нашими избирателями и их представителями в Кнессете. Мы
отвечаем перед рядовым избирателем за поведение наших
парламентариев. Если они не хотят соблюдать предвыборные обещания
по совести – мы заставим их соблюдать устав по закону! Бывает, что
ситуация меняется, программы не могут быть застывшими навсегда. Мы
предлагаем членам Кнессета обсуждать с нами проблемы на съездах
Центра. Если они докажут нам, что необходимо внести некоторое
конкретное изменение – мы все вместе поменяем устав и незачем будет
его нарушать. Избиратель должен быть уверен в том, что предвыборные
обещания и программы – это не пустые слова, что, если и происходят
изменения и отступления от предвыборной программы, то они
необходимы и идут на пользу. Такую гарантию могут дать только
тысячи членов центра, которые утверждают эти изменения
демократическим путем в соответствии с предусмотренной процедурой».
Мы попросили так же прокомментировать предложенную поправку 19
«гимел» члена Центра Ликуда от «Еврейского руководства»,
преподавателя Ариэльского колледжа, доктора Сокола:
«Если добравшись до парламентского кресла каждый волен поступать
так, как ему удобнее, то наступает полный беспредел. Фраза: «сверху
видно то, чего не видно снизу» используется именно для оправдания
такого волюнтаристского поведения. Попав наверх парламентарий
начинает зависеть уже не от своего электората, а от других сил. В
первую очередь это наша «четвертая власть» - СМИ: газеты, радио,
телевидение. Попав в Кнессет, политик старается в первую очередь не
сердить СМИ, прокуратуру, Верховный суд и др., а об избирателях
вспоминает только во вторую очередь. А так как мнение СМИ у нас
совершенно расходится с мнением рядовых избирателей, то и
получается, что единственный, кто может действенно напоминать
парламентарию об интересах его избирателей – это Центр партии,
формирующий списки.
Именно СМИ распускает сказки об антидемократичности контроля за
голосованием членов Кнессета. Им не нравится, что ликудники
угрожают сломать их монополию единолично представлять общественное
мнение и навязывать его всем. Поэтому ко всегдашним
пренебрежительным кличкам СМИ в адрес ликудовцев («асафсуф»,
«торговец с рынка Кармель» и др.) прибавилось еще и обвинение в
«антидемократичном давлении на парламентариев. Но если у нас и
имеется нарушение демократии, то оно заключается только в том, что
парламентарии слишком свободны от собственных обязательств и плохо
представляют собственных избирателей».
На будущем съезде Ликуда, назначенном на 30 марта, было
запланировано голосование по этой поправке к Уставу. Однако на
внутриликудовском суде было предложено создать специальную комиссию
по обсуждению таких предложений. Будем надеяться, что демократия
все же восторжествует и члены Центра смогут на предстоящем съезде
сами утвердить все необходимые поправки, чтобы Ликуд выдвигал
только достойных представителей. Тогда ликудники смогут не стыдясь
смотреть в глаза собственным избирателям.
"ГОЛОС" - газета олим Ликуда, 29.03.2004
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|