|
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши гости
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наш e-mail
|
|
Элиягу Бен-Авраам
Гримасы пацифизма
«Вести-2» , 9.08.2001
На следующий день после демонстрации наших пацифистов, возмущенных силовой политикой Израиля по отношению к палестинцам, на том же месте - у ворот Генштаба - араб из Восточного Иерусалима открыл огонь из М-16.
Пострадало десять человек. Наглядное свидетельство своеобразия пацифизма в нашей интересной стране
Движение "Шалом ахшав" внесло свою лепту в создание того общественного климата, который позволил привезти Арафата с его бандами из Туниса и объявить террориста номер один партнером по "мирному процессу". Прошлогоднее бегство израильской армии из Южного Ливана надо занести в актив движения "Арба имаот" ("Четыре матери"), которое издергало всю страну, исступленно призывая к одностороннему отступлению из зоны безопасности. За кулисами "Арба имаот", этого женского вроде бы движения, стоял мужчина - неутомимый Йоси Бейлин, нынче занятый новой исторической задачей - созданием пропалестинского лобби в Вашингтоне.
"Арба имаот" - запоздалое проявление на еврейской земле того синдрома, который принес человечеству массу страданий в сороковых годах прошлого века. Перед началом Второй мировой войны синдром пацифизма сообщил мощный импульс движению за мир. Уже тогда в Европе существовали движения матерей за мир, подобные нашим "Четырем матерям". Нет ничего нового под солнцем, и европейские организации типа "Шалом ахшав" тоже уже были, и действовали они с завидным рвением. Группы, выдвигавшие подобные лозунги, развернули свою деятельность во время Второй мировой войны. В США они демонстративно требовали заключения мира с Гитлером, ради соглашения с фюрером они были готовы признать захват нацистами других стран.
Схожесть тогдашних американских миротворцев с нынешними израильскими пацифистами проявляется особенно резко, если сравнить их названия и политические мотивации. Американский "Комитет за мир сейчас", "Объединенные матери Америки", "Форум матерей", "Национальный легион матерей" - все эти организации выступали за прекращение борьбы с нацизмом. Но самой влиятельной структурой, действовавшей в 1940-1941 гг., была группировка "Америка прежде всего". В нее входили известные бизнесмены, журналисты и политические деятели. Сейчас в это трудно поверить, но в те годы, когда европейские страны затопила волна нацизма, члены этой организации печатали в журнале 'Тайм" и других ведущих изданиях статьи, в которых солидаризовались с Гитлером и Муссолини, высмеивали призывы к борьбе с коричневой чумой.
Вырисовывается странная картина: на протяжении Второй мировой войны, в которой американская армия сражалась с Гитлером, женщины из "Американского национального легиона", "Объединенных матерей Америки", "Форума матерей" и других пацифистских организаций изображали Гитлера в положительном свете. В точности то же явление мы наблюдаем в Израиле в наше время, когда еврейские пацифисты симпатизируют Ясеру Ара-фату. Когда-то американские пацифистки искренне считали, что Гитлер в самом деле стремится к миру, - ведь он сам провозглашал это публично и не однажды! Дайте ему то, чего он хочет, - и будет мир.
Британские пацифисты ответственны за развязывание войны
Джордж Оруэлл, автор "1984", обвинил английские левацкие пацифистские организации в причастности к развязыванию Второй мировой войны: "В течение критических предвоенных лет многие левые деятели подрывали моральное состояние английского народа. Они распространяли свои пацифистские взгляды, которые иногда были туманными и мягкими, иногда просоветскими и весьма агрессивными, но всегда антибританскими... Левая интеллигенция несет большую долю ответственности за подрыв общественной морали. "Нью-Стейтсмен" и другие левые издания помогли заключению Мюнхенских соглашений".
В Мюнхене Британия и Франция отдали Чехословакию Гитлеру на растерзание, хотя это предательство и было упаковано в красивую обертку - осуществление права су-детских немцев на самоопределение и сохранение мира в Европе. Передача Судет Гитлеру привела к мировой войне.
Ныне налицо та же последовательность самоубийственных действий - их называют "мирным процессом". Это словосочетание превратилось в бессмысленный набор печатных знаков, но их магическая сила вызывает в памяти другой термин - "умиротворение" 30-х годов.
Многим "мирный процесс" напоминает выпечку хлеба: если смешать определенные ингредиенты в правильной пропорции, обеспечить подогрев и подождать, то результатом будет мир. Если во имя соглашения с Арафатом достаточное количество территории будет отдано врагам, мы получим мир.
Мюнхенскому соглашению предшествовал мирный процесс
Гитлер говорил, что он хочет получить Саарскую область, Австрию, Судеты, Мемель, Данциг... Эти территории, населенные этническими немцами, находились не под германской властью, Гитлер требовал их передачи Германии, ссылаясь на справедливость и право самоопределения, и уверял, что их воссоединение с фатерландом обеспечит мир. У нас сторонники Арафата говорят о праве палестинцев на самоопределение. В 30-х годах многие были уверены, что, как только территории, требуемые Гитлером, будут ему отданы, исчезнут причины для войны. В сентябре 1999 года Арафат заявил с трибуны ООН, что для прекращения ближневосточного конфликта необходимо только согласие Израиля на создание еще одного арабского государства под названием "Фаластын" с Иерусалимом в качестве столицы и все - путь к миру будет открыт.
В октябре 1938 года политика умиротворения Гитлера привела к Мюнхенским соглашениям. В Мюнхен съехались Гитлер, Чемберлен и Даладье. Президента Чехословакии не пригласили, хотя там решалась судьба этой страны. Гитлеру были отданы Судеты (горная область на западе Чехословакии), населенные в основном немцами. Победил принцип "территории в обмен на мир". Вернувшись в Лондон, Чемберлен заявил: "Я привез вам из Германии почетный мир, я верю, что это мир на поколения". В соответствии с соглашением, чехословацкая армия ушла из Судетов, а вермахт вошел туда. В марте 1939 года Гитлер захватил оставшуюся территорию Чехословакии - он уже не нуждался в международных соглашениях. В сентябре 1939 года, в самом разгаре "мирного процесса", началась Вторая мировая война.
За несколько месяцев до начала войны, после того как немцы оккупировали Чехословакию и Гитлер стал требовать вольный город Данциг (ныне - Гданьск), французский журналист Марсель Дейа риторически спрашивал: "Кто хочет умереть за Данциг?" Гитлер требовал Данциг опять-таки во имя мира. Подобно Марселю Дейа, наши израильские сторонники мира с презрением спрашивали несколько лет назад: "Чего мы ищем в Газе?" Мы ушли из Газы, но террор не прекратился. Он пришел в Тель-Авив, причем в еще более жуткой форме.
Французские пацифисты становятся коллаборационистами
Большинство британских политических лидеров были сторонниками умиротворения задолго до Мюнхенских соглашений. Они пользовались поддержкой левых пацифистов и многих ведущих интеллектуалов. Но именно Франция, одна из тогдашних сверхдержав, стала государством, политика которого по отношению к Гитлеру оказалась решающей, и мирный процесс тех дней смог продвигаться по пути к Мюнхену. Ветры умиротворения реяли над Францией, и силы, толкавшие страну к капитуляции, действовали в различных кругах общества.
К "умиротворителям" относились писатели Жан Жионо и Жан Жироду. По-разному можно истолковать парадоксальные высказывания философа Жана Поля Сартра о "союзе между самыми убежденными искателями мира (французами) и солдатами сражающегося общества" (Германии).
Важную роль в среде французских умиротворителей Гитлера играл антисемитизм. Писатель Селин, известный антисемит, тогда сказал: "Мы приближаемся к иудейской войне. Мы годны только на пушечное мясо". Французский социалистический деятель Зорети сказал, выступая перед конгрессом французских социалистов в декабре 1938 года: "Мы не намереваемся воевать в защиту ста тысяч польских евреев". Французский министр иностранных дел Жорж Бою пошел еще дальше и заявил германскому коллеге Риббентропу, что "и Франция заинтересована в решении еврейского вопроса".
Важно напомнить, что в рядах пацифистов были как левые, так и правые. Когда в Мюнхене шли переговоры, монархистско-национали-стическая газета "Аксьон франсез" писала: "Французы не хотят умирать за евреев, русских и пражских масонов". Мы видим, что как французские социалисты, так и националисты возлагали вину за будущую войну на евреев. Призыв Леона Блюма, еврея и социалиста, бывше-го главы правительства Франции, к усилению обороноспособности стра-ны, прозвучавший в декабре 1938 года, вызвал острый конфликт. Ис-тинные масштабы кризиса выясни-лись только после нападения СССР и Германии на Польшу в сентябре 1939 года, когда социалисты-паци-фисты, такие, как Пьер Лаваль (ко-торый потом был главой правитель-ства Виши), выступили против уве-личения оборонного бюджета.
Французские средства массовой информации в предвоенный период были глашатаями сторонников мира с Гитлером. Они беспрерывно писа-ли о мифическом "еврейском заго-воре" с целью втянуть Францию в войну.
Необходимо отметить, что во французской журналистике в 30-е годы раздавались и антинацистские голоса. В лагере противников "уми-ротворения" громко звучал голос Женевьевы Табуа - она рассказала, по какой цене покупались французские политиканы и борзописцы ита-льянскими и германскими фашистами, какие издания субсидировались Гитлером и Муссолини.
Сотрудники подкупленной прессы навешивали ярлыки "поджигателей войны" на всех, кто поддерживал политику сопротивления нацистской экспансии. Даже посол Британии в Париже сэр Эрик Пайпс назвал этих людей "маленькой кучкой крикливых и коррумпированных людей, призывающих к войне". Вспомним, что здесь, в Израиле, одного главу правительства обозвали "убийцей мира". Пацифизм странным образом уживается с нетерпимостью и ненавистью. После оккупации Франции Гитлером местные пацифисты всех мастей превратились в заурядных коллаборационистов, например Р. Абеллио, Р. Альбертини, М. Дейа, Ж. Дорио (глава правительства Виши).
Можно провести параллель между симпатией Мориса Тореза к Германии в январе 1933 года и нынешними высказываниями деятелей международного левого движения об арабах вообще и палестинцах в частности. Торез гневно клеймил "жуткую несправедливость, с которой Франция относится к немецкому народу", и добавил, что он "выступает за немедленный уход французских войск из Саарской области, за право жителей Эльзаса - Лотарингии на отделение от Франции и за право немецкоговорящих народов на воссоединение".
Французский историк Жорж Горей объясняет: "По мнению Коминтерна, Версальский договор свел на нет статус Германии, превратил ее в колонию международного капитализма. Соответственно, стремление Германии к национальному возрождению имеет антиимпериалистический характер". Чем это отличается от проарафатовской пропаганды, ведущейся в Израиле с 1993 года?
С приходом к власти нацисты стали активно вмешиваться в дискуссию, которая велась во Франции в связи с территориальными требованиями Третьего рейха. Они подкупали журналистов, поддерживали те движения, которые им симпатизировали, устраивали встречи с Гитлером для журналистов, организовывали съезды обществ франко-германской дружбы, лекции, выставки, а тем, кто выступал против умиротворения, угрожали.
Одним из самых заметных в сфере "миротворчества" был Отто Абетц - некоторые его действия покажутся нам до боли знакомыми: он организовывал (вплоть до начала оккупации) встречи между французскими и немецкими интеллектуалами, "диалоги" между группами французской и немецкой молодежи - все это, разумеется, для сближения сердец, во имя мира между народами. В наше время мы слышим о встречах между еврейскими и палестинскими подростками (объединенными в рамках молодежной организации ФАТХа), а также с "прогрессивными" арабскими депутатами кнессета и Законодательного совета Палестинской автономии. И все это делается, конечно же, во имя мира.
Через много лет после окончания Второй мировой войны французская писательница Симона де Бовуар признала в своей автобиографии, что французские пацифисты 30-х годов, к которым она причислила и себя, верили, что Гитлер на самом деле не столь уж и плох и что можно достичь с ним мира.
Соединенные Штаты: условия мира, приемлемые для Гитлера
Многие из членов американских пацифистских организаций были искренними и честными сторонниками мира, точно так же, как и участницы движения "Арба имаот" считали свою цель честной и благородной. Нет никакого сомнения, что многие из молодых людей, демонстрирующих под лозунгом "Шалом ахшав" под водительством Ури Авнери, - искренние израильские патриоты, действительно стремящиеся к миру. Но так было и в 30-х годах, и это привело к чудовищной мировой войне.
Перед вступлением США в войну лидеры всех пацифистских движений призывали к проведению Америкой изоляционистской политики и даже к территориальным уступкам Гитлеру, к признанию его захватов. Чарлз Линдберг, национальный герой Америки, летчик, первым пересекший Атлантический океан в одноместном самолете и получивший в 1938 году медаль из рук Геринга, публично призывал (во имя мира, естественно) "расширить на востоке границы Германии за счет России".
Активистками "Национального легиона матерей" двигали и дополнительные побудительные причины: большинство были фанатичными расистками и антисемитками и сочувствовали нацистской Германии. Одна из предводительниц "Легиона" обвинила евреев в развязывании Первой мировой войны и даже Гражданской войны в Америке. Организация "Мы женщины" утверждала, что еврейские деньги финан-сировали большевистскую революцию и что большинство беженцев нацизма были коммунистами - несмотря на сотрудничество СССР и нацистской Германии в 1939-1941 гг.
В январе 1943 года, после поражения нацистской армии под Сталинградом, миротворцы сменили музыку. Теперь организации американских пацифистов призывали к заключению мира на приемлемых для Германии условиях. Один из лидеров "Комитета за мир сейчас", профессор Джордж Хартман, заявил в своей речи в Карнеги-холл: "Одна из наших самых важных задач - доказать американцам, что они могут получить или мир, или победу. То и другое вместе они получить не могут. Победа в войне - это верный путь потерять мир".
Один из лидеров американской организации "Мир сейчас" сказал: "Мы должны сотрудничать с фашистской Германией и милитарист-ской Японией. Других партнеров у нас просто нет". Профессор Хартман заявил: "Если мы (США) предложим немецкому народу почетные условия мира, народ заставит Гитлера принять их, нравятся они ему или нет". Официальное издание организации "Мир сейчас" требовало начать "переговоры о мире... переговоры равных". Германия, развязавшая мировую войну, но терпящая поражение, и союзники, жертвы агрессии, но побеждающие, должны вести переговоры на равных! Не те же ли сантименты двигали нашими Пацифистами с 1967 года? Чем отличается ментальность пацифистов 30-х - 40-х гг. от такой же психологии Мати Пеледа, Ури Авнери, "Арба имаот", "Шалом ахшав", Туш шалом"? Даже если нет никакой связи между движениями за мир эпохи Второй мировой войны и нынешними израильскими ша-ломахшавниками, существует некая духовная связь, выражающаяся в названиях и лозунгах, в ментально-сти и методах действия.
Президент Рузвельт сказал о требовавших мира любой ценой в его дни: "Я не обвиняю этих американских граждан в том, что они являются иностранными агентами. Но я обвиняю их в том, что они занимаются именно тем видом деятельности, который идет на пользу диктаторам". Американское движение "Мир сейчас", как и другие американские организации борцов за мир, имело связи с немецкими агентами.
Почему определенные аспекты истории, например деятельность пронацистских пацифистских движений, не изучаются, во всяком случае не изучаются в Израиле? Не все пацифистские движения в Америке перед войной получали деньги от Гитлера, но все они внесли свой вклад в психологическую войну, проводившуюся нацистами, и в разжигание Второй мировой войны.
Ныне мы видим поистине устрашающее зрелище, когда наш "лагерь мира" уговаривает арабских диктаторов вроде Асада или Арафа-та получить от Израиля стратегически важные для нашей страны территории, невзирая на то что ни тот ни другой не проявляют ни малейшего намерения достигнуть с Израилем мира.
Кажется, что никто - в том числе и евреи - ничему не научился на примере Второй мировой войны и не понял причин ее возникновения. \
Кто помнит сегодня, что сразу после раздела Польши в 1939 году нацистские и советские дипломаты договорились о совместной "борьбе за мир"?
Перевод из журнала "Натив".
|
|
|