Эдуард Бормашенко
Разрушение Храма
«…и не будешь ты более поклоняться
делам рук своих» (Миха, 5, 12)
Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «поколение, не отстроившее Иерусалимский Храм, как бы разрушает его (Иерусалимский Талмуд, Йома, 5)». Разрушение Храма, начатое Титом, продолжается. Мы чувствуем это, не можем смириться и возводим суррогаты Храма. Куда мы только не ходили «как в храм»: в театр, и лабораторию, в университет и литстудию, в консерваторию и на завод. Для капитана Альфреда Дрейфуса храмом был его полк. Каких только начинаний мы не оплодотворили, каких идей не разбросали по миру. Но даже вдохновенная подделка остается подделкой и страшная истина проступает из-под искусно наложенного грима: это все не то, это не Храм (зачастую мы выясняем это в конце жизненного пути, когда уже ничего не поправишь). В текстах, претендующих на философствование, нелепо смотрится местоимение «мы»; у мыслящего нет иного инструмента помимо его индивидуального сознания, но говоря о Храме, без «мы» не обойтись.
«Говорят, что существует какая-то разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та сразу запускала в них свое ядовитое жало» (И. Зильбер, «Пламя не спалит тебя»). Христианство – попервоначалу маргинальная еврейская секта превратилось в глобального, безжалостного антисемита, социализм вообще и марксизм в частности, вдохновленные идеями Пророков, немедля обернулись гонителями еврейства. Мессия от подсознания Фрейд закончил свою литературную карьеру пасквилем на Моисея. Евреи раскрутили, разогнали всемирное движение за права человека, сегодня правозащитники готовы нас сожрать живьем.
О наших недавних романах с Германией и Россией особенно грустно размышлять, слишком свежи воспоминания. Дух Москвы и дух Берлина были стенами нашего псевдо-храма. Фриц Габер создал для Германии отравляющие газы, Яков Борисович Зельдович со товарищи – для России бомбу. Газы уже на нас испытали, российскую бомбу в иранской или сирийской упаковке – ждем.
Любителям «малой истории» будет любопытен рассказ вдовы Ильи Михайловича Лифшица – З.И. Фрейдиной». Однажды в октябре 1973 года ЯБ (Яков Борисович Зельдович) пришел очень мрачный, спросил: «Леля (И.М. Лифшиц) дома?», прошел в кабинет и закрыл за собой дверь. Довольно скоро он ушел такой же мрачный. Илья Михайлович молчал несколько дней, а потом сказал, что Яша сообщил ему, что наши (!) собираются применить атомную бомбу в войне Судного Дня против Израиля. Если это произойдет, то ЯБ покончит с собой…(«И.М. Лифшиц, Ученый и человек»). В этом рассказе – трагедия, но если трагедия может быть типичной, то она именно такова, и вся она в местоимении «наши».
***
«…и Дом Мой домом молитвы наречется
для всех народов»
(Йешаяѓу, 56, 7)
Разрушение Храма – не племенное несчастье еврейского народа. Отсутствие Храма сказывается на всем человечестве (если бы народы мира знали, что они разрушают, они выставили бы дивизии для охраны Храма). В отсутствие Храма Б-г не оставил мир, но перестал говорить с человеком, оставив его наедине с собственным разумом. И вот, все, что люди ни делают, полагаясь на разум, неизменно обращается во зло. Прекрасное изобретение – антибиотики, породило неслыханное перенаселение, порождающее перманентную агрессию голодных масс против более сытых соседей. Успехи медицины продлили жизнь человека, но о болезни Альцгеймера двадцать лет назад слышали единицы, а теперь она у всех на устах, и дома престарелых не в состоянии принять всех желающих. Ядерная энергия могла бы обеспечить безоблачное будущее человечества, а вместо этого мы живем под топором атомной войны. Как говорил Тацит: «на что я ни гляжу, во всем вижу насмешку над делами человеческими».
В осознании того что суррогаты Храма – подделка, есть момент истины, момент просветления. Пришло время и, мы уже достигли той стадии, когда не нужен ни Храм, ни его суррогаты. Ничто не вызывает священного трепета. Постмодернизм сдал в утиль Истину, промышленная революция – Труд, сексуальная революция и противозачаточные пилюли – Любовь, средства массовой коммуникации – Искусство.
Храм не разрушен. Мы продолжаем его разрушать. Второй Храм повергла в прах не злая воля римлян, но беспричинная ненависть евреев друг к другу. И что же мы имеем по прошествии двух тысяч лет? Горячечное, с пеной у рта выяснение отношений между светскими и религиозными, правыми и левыми, литваками и хасидами, ашкеназим и сфарадим, черными кипами и вязаными. Проще всего списать этот «разученный загодя праведный гнев» на изначально порочную человеческую природу (труднее всего любить ближних своих). Здесь не отговоришься. Б-г ждет от нас не беспомощного «таков мир и его не переделать». Он ждет от нас возведения Храма.
17 Таммуза 5770 г.
"Заметки по еврейской истории", 07/2010
Другие статьи о постах 17 таммуза и 9 ава
|