На самом деле, вместо того, чтобы писать очередную занудную популярно- галахическую статью, я могла бы просто опубликовать одним списком комментарии под заявлениями прессы на эту тему, оставленные простыми нерелигиозными русскоязычными израильтянами. Пожалуй, я действительно приведу несколько комментариев c портала "Мигньюз" , но с заменой нелитературной лексики на точки и минимальной коррекцией орфографии):
"Закрыли лазейку ...... обманывать раввинов. Тот кто действительно искренне желает принять иудаизм не почувствует никаких проблем, а обманщики - пусть и дальше продолжают оставаться ......."
"Сотни тысяч это она (Ципи Ливни – Ш. Б.) про суданцев? Пусть посвятит их в "левые" и молится с ними. А те кому гиюр реально важен, обойдутся без Ципиного ........ мнения."
"Предлагаю новый закон: об облегченном зуболечении. По новому закону лечить зубы должны не только стоматологи, но и ветеринары. Это, наконец-то, разрушит монополию на лечение зубов, значительно упростит процесс выдергивания зубов, и снизит цены на услуги... Примерно так я, светский человек, вижу этот закон"
"Скажите, а что такое облегченный гиюр? Очередной бред популистов и политических проходимцев. Какого черта государство вообще должно заниматься подобными проблемами. Мы что, превращаемся в Иран? Или в Саудию? Кто-то слышал, чтобы был облегченный переход в мусульманство или христианство? Бред сивой кобылы. Я не религиозный человек, но всему же есть предел. Нельзя же доводить до профанации любое дело. О каких сотнях тысяч репатриантов идет речь? Реформисты и прочие сектанты рвутся к кормушкам. Нам предлагают под видом демократии и толерантности уничтожить те ценности, благодаря которым мы и смогли выжить как нация. Уже однополые извращенцы рвутся под хупу под аплодисменты выживших из ума демократов. И кто все это проталкивает? Левый зверинец и популисты из НДИ. Ну левых понять можно, а вот на кой этот маразм Либерману? Облегченный гиюр для пенсионеров или просто очередной повод облить правую коалицию и ударить Биби?"
"Закон о гражданских браках является приоритетным, и действительно затрагивает десятки тысяч молодых пар, но г-жу Ливни это не беспокоит. Им с Либерманом облегченный гиюр подавай, популисты чертовы. Решивших пройти гиюр не так уж много, а желающие это сделать не должны искать поблажек. Либерман вспомни о своих избирателях, вернись в семью пока тебя окончательно не отторгли."
Хочется верить, что г-н Либерман видел эти комментарии. Но я не хочу ударяться в политику; ею есть кому заниматься. Займемся галахой и еврейской традицией.
По еврейскому закону, гиюр (переход в еврейство) состоит из трех основных этапов:
1. Отговаривание.
Да-да, вы не ослышались. Человека, который ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ пришел к
нам и "попросился в евреи", положено долго и методично отговаривать. Зачем?
А дело в том, что большинство не-евреев, которые решают сделать гиюр,
приходят к этому решению из меркантильных соображений, и это не секрет.
Кому-то понравилась еврейская девушка или еврейский парень; кто-то хочет
уехать в Израиль, более "сытую" и "перспективную" страну; кто-то хочет, чтобы
у его потомков в Израиле не было проблем с женитьбой. И в древности было то
же самое. Во все времена, когда евреи были "на коне", начинался шквал
гиюров.
И что же в этом плохого? Ну и пусть бы нашего народа прибавлялось? Проблем в этом две: моральная и метафизическая. Моральная проблема заключается в том, что принимать в евреи человека, который делает это ради каких-то благ – это обман этого человека. Это даже целая серия обманов, которые этот несчастный будет чувствовать на своей шкуре до конца жизни, не говоря уже о том, что он "подставил" своим необдуманным решением всех своих потомков. Ведь переход в еврейство – это не то же самое, что смена гражданства; это СМЕНА НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Сейчас, в Израиле, евреи чувствуют себя в относительной безопасности. Но кто может гарантировать нашему прозелиту, что мы не развалим нашу маленькую страну? И тогда...
Люди плохо понимают, что еврейство "отменить" невозможно. Еврей, перешедший в христианство, остается евреем, и подвергается таким же гонениям и ненависти со стороны антисемитов, как и пейсатые жители Меа Шеарим. Мусульманин, женившийся на еврейке, обращает ее в ислам, но она навсегда остается бесправной парией в его общине. Светский еврей может достичь министерского кресла в не-еврейской стране, но как только начнется какая-то проблема, первым обвинят его – даже если он сын прозелита. Мировой антисемитизм не разбирает, откуда у человека отметка "еврей" в паспорте.
Моральная проблема заключается еще и в том, что второй этап гиюра, о котором мы еще поговорим, предполагает искреннее согласие принять постулаты иудаизма и соблюдение еврейских заповедей. А человек, совершающий гиюр из меркантильных соображений, не относится к этому серьезно. Он может дать клятву, не имея намерения ее выполнять, чем навлечет на себя и своих потомков очень серьезные неприятности. Многие потенциальные "геры" возмущаются, что их заставляют взять на себя то, что большинство самих евреев от рождения не соблюдает. На это можно ответить, что те, кто родился евреем, были "поставлены перед фактом", а они совершают сознательный выбор. Если этот выбор их не устраивает – они имеют все возможности от него отказаться и не вешать себе на шею ярмо заповедей. Но если "повесили" – будьте добры, несите.
Есть еще метафизический аспект. Евреи – это общность, имеющая определенные задачи, поставленные перед ней Всевышним. Если человек делает гиюр с любой другой целью, не "срастаясь" с задачами нашего народа, не став евреем духовно и ментально – он и воспитанные им потомки станут для еврейского народа "пятой колонной".
Все это требует очень серьезного отношения и осмысления. Именно поэтому потенциальных "геров" нужно отговаривать и все это им объяснять, а не зазывать их баннерами со всех русскоязычных сайтов, как лавочник в свою лавку, расхваливая "товар".
2. Объяснение еврейских заповедей и их принятие прозелитом.
Если человек, пришедший с просьбой принять его в лоно еврейского народа,
заявляет, что отлично понимает все возможные неудобства и опасности
перехода в еврейство, но несмотря на это искренне желает стать членом
еврейского народа и делить с ним все аспекты его жизни – и плохие, и хорошие,
то его перестают отговаривать и знакомят с основами иудаизма. Это учится из
"Книги Рут" (Руфь): "И увидела [Наоми], что она (Рут) все равно намерена идти с
ней, и перестала ее отговаривать" (Рут 1:18).
Я не ошиблась, сказав – "с основами". Все подробности еврейских заповедей выучить за короткий срок невозможно, и даже евреи, соблюдающие заповеди с детства, во многих вопросах предпочитают не полагаться на свою память, а советуются с более знающим человеком – раввином. И понятно, что Всевышний не будет спрашивать с человека за какое-то мелкое нарушение, если тот совершил его только потому, что не успел выучить подробности закона. Но основы веры и основные повседневные заповеди знать необходимо. Ведь это тоже фактор, который может повлиять на решение человека: возможно, какой-то закон покажется ему слишком тяжелым или неприемлемым с какой- либо точки зрения, и он откажется от идеи принять гиюр.
Что объясняют?
- постулат монотеизма и запрет идолопоклонства, со всеми подробностями (это единственная заповедь, которую следует объяснить очень подробно еще до гиюра);
- принципы общественной справедливости и взаимопомощи, принятые в еврейском обществе, в частности – необходимость помогать бедным, оставлять неимущим часть урожая ("лекет", "шихэха", "пеа"), заботиться о вдовах и сиротах и т. п.;
- рассказывают о заповедях, с которыми человек столкнется в повседневной жизни – шабат, кашрут и т. п. Объясняют, что за нарушение заповедей положено наказание, а за соблюдение – награда.
Все остальное человек сможет выучить самостоятельно уже будучи евреем. Роль этого этапа в наше время выполняют курсы гиюра. Весьма вероятно, что среди них есть лучшие и худшие. Если человек серьезно настроен принять еврейство, я бы посоветовала ему поискать самые лучшие курсы, на которых ему будет действительно комфортно учиться, где он найдет полное взаимопонимание со своими учителями и настоящих наставников на всю жизнь. Сокращенные и формальные армейские курсы – далеко не лучший вариант, в частности; хотя вполне вероятно, что и на этих курсах есть преподаватели, у которых действительно "болит душа" за будущих "геров". 3. Собственно гиюр – обрезание для мужчин, окунание в микву для всех и – если действует Храм – принесение особой жертвы. Если человек принял еврейство тогда, когда Храм не действовал, а потом, при его жизни, Храм был построен и начал работать, то прозелит должен принести свою жертву постфактум, но и до этого (после окунания в микву) он считается полноправным евреем.
Теперь, когда мы знаем, что из себя представляет гиюр с точки зрения галахи, нам будет проще понять, что в законе о гиюре было хорошего, а что плохого. Положительным моментом была попытка уменьшить бюрократию, и соответственно – время прохождения гиюра. Но парадоксальным образом, отрицательным моментом было... то же самое.
Дело в том, что в наше время больших городов с многоэтажками и постоянных миграций населения, когда человек не знаком даже со всеми соседями по дому, и уж тем более не знает, действительно ли его знакомый таков, каким себя представляет – у еврейского суда нет никаких шансов разобраться, каковы настоящие мотивы кандидата на гиюр, которого они видят первый раз в жизни. И, увы, единственная реальная возможность отсеять несерьезных кандидатов и хоть немного понять, что из себя представляет кандидат и чего на самом деле добивается – это затягивание процедуры во времени и ее максимальное усложнение.
Такое положение дел неправильно и очень вредно, но это меньшее из двух зол. Ведь если "раздавать еврейство" всем желающим в ситуации, когда это априори несет какую-то материалистическую выгоду, то мы очень скоро останемся без страны и без народа. Не говоря уже о том, что это обман прозелита, см. выше.
Мы рассмотрели здесь некую идеальную модель. В реальности дела обстоят гораздо сложнее и хуже, потому что в современном государстве к делу подключаются большие деньги и политические игры, что в отношении такой деликатной темы, как гиюры, совершенно недопустимо. Недопустимо агитировать за гиюр, надопустимо устраивать массовые гиюры и тем более нести отчетность о проценте "огиюренных". Проблемы не-евреев в Израиле нельзя решать при помощи гиюров, это аморально и опасно. У нас в истории уже был такой прецедент: эдумеи. Во что вылилось их массовое привлечение в иудаизм – известно каждому, кто хоть немного интересуется историей своего народа.
07.2015