Шошана Бродская

Кто заменит арабских грузчиков

Иду с коляской по узким проходам районного минимаркета. Тесно, двум людям не разойтись, а у меня еще коляска... Передо мной, прямо посреди прохода, стоит новый грузчик – молодой парень в черной кипе. Стоит и явно меня не замечает.

Подхожу вплотную. "Простите, можно пройти?"

Парень встрепенулся, лицо расплылось в широкой улыбке: "Извините, геверет, я задумался..." Задумался?.. М-да.. С прошлыми грузчиками такого не случалось. Да и улыбаться покупателям они, похоже, не умели.

Недели три назад, буквально через несколько дней после начала "интифады ножей", раввины некоторых ультраортодоксальных общин запретили владельцам мелких бизнесов в своих районах трудоустраивать арабов. Распоряжение было очень понятно: районы кишат маленькими детьми, которые совершенно самостоятельны и с удовольствием выполняют поручения вечно занятых родителей – бегают в маколет, забирают папин костюм из прачечной, относят в починку бабушкины часы... Замечательное трудовое воспитание в период обострения отношений с нашими арабскими соседями может превратиться в опасность для жизни.

Так в нашем минимаркете сменилась бригада грузчиков. Новые парни, лет 20 с небольшим, были, видимо, выпускниками местной ешивы. Первые дни им пришлось очень туго. То ли у них голова шла кругом от нового для них рода деятельности, то ли плохая физическая подготовка дала себя знать, но они справлялись с большим скрипом. То и дело их начальнику приходилось повышать голос. В магазине был бардак, и хозяину приходилось подключаться к работе и "подстраховывать" новичков. Но прошла неделя, и все вошло в колею. В магазине идеальная чистота. Грузчиков меньше, чем раньше, но вся работа сделана. Одно плохо: за доставку продуктов на дом теперь надо дополнительно платить – работа грузчиков-евреев стоит дороже, чем грузчиков-арабов. Абсурд, но факт.

Неужели нашим соседям-арабам с их "интифадами" таки удастся сделать то, о чем мечтали поколения сионистов-идеалистов? Неужели еврейская работа – "авода иврит" – во всех сферах деятельности, в том числе в сфере физического труда, станет нормой?..

"Я же не араб..."

К концу ноября 2014 года на израильских стройках работало 86 000 человек, из которых 37 000 составляли арабы – жители "палестинской автономии". Это число еще не включает тех "палестинцев", которые работают нелегально или работают на территории самой автономии – в еврейских поселениях Иудеи и Самарии.

Таким образом, половину строительных рабочих в Израиле составляют "палестинские" арабы; во второй половине лидируют по численности израильские арабы и иностранные рабочие. Евреев практически нет. В 90-х на стройках можно было увидеть русскоговорящих евреев – представителей "большой алии", но сейчас их тоже нет. Абсорбировались.

К началу лета 2015 года Израиль выдал разрешение на работу в стране 45 тысячам жителей "палестинской автономии", которые заняты в основном на стройках, погрузочных и уборочных работах. 13 июля 2015 года было выдано еще 8 000 разрешений на работу для "палестинцев" и объявлено о предполагаемой выдаче еще 20 000 разрешений иностранным рабочим.

Прошли те героические времена, когда евреи, увлеченные идеями сионизма, приезжали в страну, чтобы возрождать ее своими руками. Сейчас они предпочитают делать это руками гастарбайтеров. Наши дети растут в условиях, когда все грязные, тяжелые и неприятные работы – даже такие, которые близки к выполнению заповеди – выполняются неевреями. Неевреи отстраивают Иерусалим, неевреи возделывают Землю Израиля. Неевреи убирают наши дома и украшают наши города. И самое страшное: неевреи ухаживают за нашими стариками. Это приравнено в сознании детей к уборке городского мусора.

Дошло до того, что если ребенка попросить поднять бумажку на улице и отнести в ближайший мусорный бак, он может обидеться и ответить: "Я же не араб..."

Можно сколько угодно заниматься демагогией на тему "За это слишком мало платят" или "Еврейские головы не должны заниматься вывозом мусора". Зарплаты растут в соответствии со спросом на род деятельности (если их не сбивать искусственно завозом иностранных рабочих), и далеко не все израильские школьники имеют интеллект, подходящий для "хай-тека"; а удешевить жилье можно повышением квалификации рабочих, занятых на стройке, и механизацией их труда. Состояние, царящее в Израиле с "рабсилой" – это уже не рыночная экономика, это ментальность. Эта ментальность еще коробит нас, репатриантов, воспитанных в другой культуре. Но уже наши дети, рожденные в Израиле, воспринимают это как норму, а поведение или эмоции своих родителей по этому поводу – как "простительную странность". Каково будет отношение к этой ситуации у наших внуков, нетрудно предугадать. Мы сможем убедиться в этом на собственном опыте, оказавшись в руках филиппинки в 90-летнем возрасте.

Откуда у нас это?

Мне кажется, что у этого явления израильской ментальности три корня: палестинская автономия, неуверенность в завтрашнем дне и... привычка нищенствовать (просить подаяние, жить на "халуку").

Палестинская автономия

Это неестественное образование, не социо-экономическое, а террористическое в своей основе, которое дестабилизирует не только израильскую безопасность, но и израильскую экономику. Огромные долги за электричество и воду, необходимость постоянного военного присутствия, развитая сеть экономической преступности (фальшивомонетчики, угонщики автомобилей, поддельщики штампов Минздрава на продуктах и пр. – весьма неполный список) – все это дополняется чрезвычайно низким уровнем жизни простых "палестинцев" (арабов из автономии), которые стремятся всеми правдами и неправдами попасть на работу в Израиль.

Далеко не всем это удается. На трудоустройство рабочих из автономии имеются жесткие квоты. Но огромное число "палестинцев" эти квоты обходит и устраивается нелегально (как правило, при помощи израильских подрядчиков). Часть из них то и дело отлавливают и выдворяют, но вместо этих приезжают другие.

Уровень жизни в автономии намного ниже, чем в Израиле (еще с иорданских времен), поэтому "палестинцы" готовы работать за гораздо меньшую плату, чем получает за такую работу израильтянин. По данным Палестинского статистического бюро, средний уровень доходов палестинского рабочего – 641 доллар в месяц, это примерно в 3 раза меньше, чем зарплата израильского рабочего. Кроме того, работодателю не нужно платить за них всякие отчисления, которые положено платить за гражданина страны (в пенсионный фонд, "керен иштальмут" и пр.). Все это ставит "палестинцев" вне конкуренции за рабочие места на неквалифицированных работах. Человек, который много лет проработал на израильских стройках, рассказал мне, что до Шестидневной войны на стройках работали практически одни евреи. После оккупации "территорий", когда в страну хлынула очень дешевая рабочая сила, все евреи, которые были простыми рабочими, в одночасье стали прорабами – начальниками или, лучше сказать, надсмотрщиками над командами арабских строителей. И сейчас арабы-строители все еще называют бетономешалку "тофале" – "кастрюля" на идиш, а лом – "ломом", по-русски: так научили их более опытные товарищи, место которых они заняли на стройках.

Супер-дешевая рабсила создала ситуацию, при которой никакое новшество, никакой технический прорыв в сфере строительства в Израиле невозможен. Зачем гонять технику, если палестинские рабочие размешают бетон лопатами, поднесут кирпичи на плече, вынесут строительный мусор вручную мешками? В Израиле нет ни одного техникума, который готовил бы квалифицированных строительных рабочих. Кому нужна квалификация, если арабы осваивают профессию "методом тыка", в процессе работы под руководством строителей со стажем?

Но ведь только техника и технологии могут позволить запустить массовое строительство жилья, так необходимое для стабилизации цен на рынке недвижимости. Только квалификация работников отрасли может позволить поднять им зарплату. Это не говоря уже о том, что трудоустройство "палестинцев" в Израиле, да еще и выплата автономии подоходного налога за их работу (уникальное явление, которое не практикуется в отношении ни одной страны), является фактически единственным стабилизирующим фактором для автономии, без которого ее администрации уже давно пришлось бы объявить свою несостоятельность и отказаться от власти.

По данным Википедии за 2011 год, в палестинской автономии более 150 тысяч госслужащих (почти в 5 раз больше в пересчете на душу населения, чем в Израиле или, скажем, в России), которые являются единственными кормильцами для более чем миллиона членов их семей. К "бюджетникам" относятся и террористы, заключенные в израильских тюрьмах, а также погибшие "шахиды", семьи которых получают крупные ежемесячные пособия от администрации автономии. Если принять допущение, что в оставшейся части населения примерно такой же процент иждивенцев, то мы получим около 450 000 людей трудового возраста (численность населения автономии взята как среднее арифметическое между официальными данными автономии и исследованиями Израиля и США, притом что между первым и вторым разница почти в полтора миллиона человек). Из этих трудоспособных людей, как уже было сказано, более 150 тысяч являются бюджетниками; более 80 тысяч работают в Израиле (это данные самой автономии, которые включают, видимо, и тех, кто работает нелегально); более 200 тысяч числятся безработными (22,6% в Иудее и Самарии и 34% в секторе Газа). Из этих цифр видно, что менее 20 тысяч (!) жителей автономии работают (по крайней мере легально) на создание валового продукта самой автономии. И мы еще не учли значительное число "палестинцев", работающих не в Израиле, а в арабских странах (это число в последние годы резко уменьшилось из-за дискриминации "палестинцев" в арабских странах).

Из приведенных фактов понятно, что палестинская автономия – образование, абсолютно не жизнеспособное экономически, которое держится только на огромных иностранных дотациях и возможности значительной части жителей работать в Израиле. Причем дотации с каждым годом все меньше: все больше "спонсоров" убеждаются в их бесполезности. Единственная процветающая прослойка в автономии, кроме ее высших чиновников – это заключенные в израильских тюрьмах террористы, которые получают оговоренную в их законе помесячную "зарплату" в размере до 12 тысяч шекелей (чем больше срок, тем больше платят; данные израильского МИДа). Это самая высокооплачиваемая категория населения. В дополнение к постоянной и повсеместной антиеврейской пропаганде, этот "материальный стимул" постепенно превращает население автономии в общность, соседство которой с еврейским государством делает невозможным само существование – либо нас, либо их.

На мой взгляд, то, что последняя волна террора немного пошла на спад (по крайней мере, внутри "зеленой черты"), связано именно с тем, что евреи стали отказываться от услуг "палестинцев", а не с "бурной деятельностью" правительства, которая ничего принципиально не изменила. Первое ощутимо показало "палестинцам", чего они будут стоить без Израиля.

Неуверенность в завтрашнем дне

Она проистекает почти из того же корня, что и первая проблема. Как только начались переговоры о создании "палестинского" государства, декларированная цель которого – уничтожение государства Израиль, у израильтян, особенно имеющих деловую жилку, почва поплыла под ногами. Сколько лет продержится эта страна? Никто не знает.

В такой ситуации вкладывать капиталы в модернизацию производств, в обучение специалистов, в повышение квалификации работников и, как следствие, производительности труда – глупость. Гораздо логичнее пойти по пути наименьшего сопротивления, выжать из этой страны максимум, пока она еще может что-то дать. Нанять за гроши десяток чернорабочих, которых с такой же легкостью можно уволить, вместо того чтобы купить одну машину, которую потом, когда все развалится, неизвестно куда девать.

Звучит цинично? Да нет... Разумно и логично.

Привычка жить на "халуку"

Как это ни парадоксально звучит, но гордый и независимый светский Израиль, так презирающий "паразитизм" изучающих Тору, перенял у них как раз самое плохое – то, в чем сам их постоянно обвиняет: привычку надеяться на людскую помощь, на пожертвования, на не заработанное своим трудом.

Это началось, наверное, еще в 19 веке, когда богатые еврейские филантропы – Монтефиоре, барон Ротшильд и другие – поднимали и поддерживали сельскохозяйственные и прочие проекты в Земле Израиля. Винодельни Ротшильда в Ришон ле-Ционе закупали еврейский виноград по завышенным ценам, чтобы повысить благосостояние крестьян, многие поселения получали крупные субсидии, инвентарь. Тогда это было оправдано, потому что поднять целину без субсидий практически невозможно. Но и после успешного "запуска" тех или иных проектов субсидии не прекращались. Современник писал об одном из поселений, спонсируемых Ротшильдом, что "дамы" в нем (в смысле, жены крестьян) заказывают себе платья в Париже (Ф. Кандель, "Земля под ногами"). Завышенные доходы позволяли не работать самим крестьянам, а нанимать вместо себя арабов или новых репатриантов. Проходили годы, бывшие новые репатрианты становились "сабрами" и все повторялось по новому витку.

Идея создания еврейской страны была очень популярна среди евреев диаспоры, и деньги шли нескончаемым потоком. Сначала – на развитие поселений, потом – на покупку оружия, позже – на становление государства, и опять на оружие... Вот и сейчас наше правительство чуть не требует от американского Конгресса увеличения военной помощи. Все, конечно, оправдано – нужен сдерживающий фактор в регионе... И ни у кого не возникает мысль о том, что страна в 300- миллиардным валовым продуктом уже могла бы обойтись и без спонсоров.

Все это имеет прямое отношение к "рабсиле". Ведь если доходы завышены, если они не отражают реально вложенного труда – в труде как таковом нет необходимости. Можно нанять дешевых работников (арабов, суданцев, беззащитных новых репатриантов...) и платить им излишки поступаемых средств, ведя образ жизни барина. А если вдруг средств начинает не хватать – просто поплакаться кому следует, напомнить о своей значимости и незаменимости (вспомним мантру израильских аграриев о "пищевой безопасности", благодаря которой нерентабельные киббуцы получают субсидии и иностранных рабочих, или новую песню Минфина о том, что без 20 000 китайцев строительные подрядчики не смогут увеличить объем строительства и цены на жилье продолжат расти). И денежки снова потекли.

Что же будет дальше?

Во-первых, нужно признать, что палестинская автономия, как та унтер-офицерская вдова, "сама себя высекла". Чем более они откровенны в своей ненависти, тем меньше израильтян будут готовы видеть их в своем бизнесе, в каком угодно качестве. Сейчас об этом говорят только "харедимные" раввины и ультра-правые активисты, но настанет время, когда это будет очевидным и среднему израильтянину. И тогда жителям автономии придется выбрать одно из трех: либо признать нашу власть и распустить свою администрацию, которая не способна ни на что, кроме разжигания ненависти, либо разбежаться по арабским государствам, либо всем поголовно стать "шахидами". Как говорил в свое время Иошуа бин-Нун: "Кто хочет остаться и признать нашу власть, приняв семь заповедей Ноаха – пусть останется; кто хочет уйти – пусть уйдет; кто хочет воевать – пусть воюет". Во-вторых, ситуация несомненно развивается в пользу Израиля. Палестинские арабы – наиболее доступная для израильтян дешевая рабочая сила, и она все менее популярна. Есть еще, конечно, суданские нелегалы, но они тоже "не подарок". Остальные – филиппинцы, тайландцы, румыны – требуют организованного завоза, а это уже бюрократия и солидные издержки. При мудрой налоговой политике и строгом контроле за квотами, а также постепенном снижении квот, сопровождающемся ликвидацией убыточных производств, развитием системы ПТУ для подготовки квалифицированных рабочих с хорошими зарплатами, привлечением к сезонным или почасовым работам студентов, желающих подработать, мы сможем "слезть с иглы" дешевой рабсилы и воспитать новое поколение израильтян, для которых будет честью и удовольствием убирать собственный двор, строить свой дом, возделывать поля Святой Земли.

В-третьих, в Израиле назревает трудовая революция. Тысячи выпускников "харедимных" школ, которым закрыта дорога в ВУЗы из-за отсутствия багрута, отказываются от перспективы сидеть на шее у родителей или жены и идут "в люди". Эти трое парней из нашего минимаркета, с которых я начала свой рассказ – типичные представители грандиозного явления, которое только-только начинает набирать обороты. Их много, и они выбирают для себя разные области. Кто-то получает техническую специальность в армии, кто-то проходит курсы санитаров и начинает помогать в МаДА, кто-то устраивается подмастерьем к сантехнику... Умные и непритязательные, привыкшие к лишениям и упорной учебе, имеющие твердые цели и ориентиры, эти грузчики в белых рубашках, засыпающие не с баснями Крылова, а с томиком Мишны, конечно, не останутся надолго на черной работе. Их перспектива на рынке труда мне видится примерно такой же, как трудовая карьера молодых "советских" репатриантов 90-х годов: от уборки подъездов до преуспевания в любой выбранной области. Эти люди, которые прошли через черную работу и не получили никаких поблажек, поднявшись из нее, "поднимут" ее вслед за собой.

Короче, если наши руководители не успеют ничего испортить, все будет замечательно. Только бы страна продержалась еще пару десятков лет...

"Новости недели", 11.2015





TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria