|
Гиллель Бродский
Хуже не бывает, или еврейское национальное... идолопоклонство
Многим нашим читателям наверняка
знакомо имя Иероваама бен-Невата, который ввел в Северном (Израильском) царстве
поклонение золотым тельцам. Иероваам бен-Неват считал, что он создал подлинное
еврейское государство, очищенное от гнили переродившейся (в его, Иероваама,
представлении) правящей в Иерусалиме династии. Пророк Ахия а-Шилони, который до
этого помазал Иероваама на царство, считал с точностью до наоборот - Иероваам
разрушил еврейское государство. Царство Иероваама на тот момент было одним из
сильнейших государств региона. Незадолго до этого оно успешно отразило нападение
сверхдержавы той эпохи - Египта (Иудейскому царству это оказалось не под силу),
но в глазах Ахии а-Шилони это не имело никакого значения. С золотыми тельцами
Северное царство стало нежизнеспособно, Иероваам бен-Неват подписал ему смертный
приговор. На практике исполнение этого приговора заняло около 300 лет, но это
были уже детали: если государство нежизнеспособно, его падение - это только
вопрос времени. Советской Власти предсказывали 15-20 лет существования, на
практике по разным причинам она продержалась больше 70 лет, но в историческом
плане она была нежизнеспособна с самого начала.
А надо сказать, что причины, побудившие
Иероваама бен-Невата ввести поклонение золотым тельцам, были чисто политические.
И, конечно, он хотел как лучше. Иероваам и не собирался поклоняться самим
тельцам - он собирался поклоняться Всевышнему, а тельцы были просто как символ.
Пророк Ахия а-Шилони по поручению Всевышнего приказал ему создать государство,
независимое от царства династии царя Давида (далее получившего название Южного
царства). А если бы Храм в Иерусалиме оставался духовным центром для всего
народа, то можно было бы опасаться, что политической независимости
Северного царства рано или поздно придет конец. Поэтому Иероваам и ввел
тельцов как альтернативу Иерусалимскому Храму - поставил нечто золотистое и
красивое, рядом поставил жертвенник и сказал: "незачем больше ходить в
Иерусалим, на этом жертвеннике приносите жертвы Всевышнему".
В чем же, спрашивается, проблема, если
это не было чистое идолопоклонство? Какая разница, где приносить жертвы? Разница
"только" в том, что после строительства Иерусалимского Храма приносить жертвы на
других жертвенниках - это преступление, за которое положено наказание "карет",
т.е. равное по тяжести супружеской измене или нарушению шабата.
У всех, кто учит эту историю, возникает
закономерный вопрос: а как вообще Иеровааму удалось это сделать? Почему его
послушался народ? Армия заставила? Если бы весь народ поднялся на борьбу,
никакая армия Иеровааму не помогла бы. Да и почему его слушались его собственные
солдаты? Это же были евреи, а не какие-то иностранные наемники! Скоро
мы получим ответ на этот вопрос.
А самое грустное заключается в том, что
настоящие пророки и сохранившие верность Всевышнему не могли с этим поделать
ничего. Когда Иероваам первый раз совершал жертвоприношение около тельца, пришел
пророк из Южного царства и совершил знамение, которое призвано было
продемонстрировать отношение Всевышнего к происходящему: жертвенник раскололся и
пепел с него просыпался на землю. И что произошло? Жертвенник починили, пепел
подмели, и ничего не изменилось. Ахия а-Шилони пытался говорить с Иероваамом
(безрезультатно), но уже никто не пытался обращаться к народу. Пророк Элиягу
обращался к народу по поводу поклонения Баалю (которое было чистым
идолопоклонством), но даже не пытался бороться против тельцов. Наконец, Иегу
бен-Нимши совершил государственный переворот и полностью уничтожил поклонение
Баалю и его жрецов. Тут бы и восстановить правильное служение Всевышнему! Но
нет, Иегу бен-Нимши продолжает поклонение около тельцов. Пророк Элиша получает
грустное пророчество от Всевышнего: в наказание за это через четыре поколения
династия Иегу бен-Нимши прекратится. Но нигде из текста Танаха не следует, что
Элиша пытался повлиять на ситуацию, как до этого он боролся с культом Бааля. В
конце концов пророчество Ахии а-Шилони исполнилось, и Северному царству пришел
конец.
Очевидно, ученики пророков понимали,
как плохо изобретение Иероваама. Но они, видимо, понимали также, что с народом
говорить об этом бесполезно. Но-настоящему преданные Всевышнему просто
предпочитали перебираться в Южное царство, а большинство народа говорили: "но и
мы служим Всевышнему! Кому какое дело, где мы поставили Его жертвенник! Ему же,
а не какому-нибудь идолу!"
Подойти к разгадке такого поворота
событий нам помогут... имена сыновей Иероваама. Имя самого Иероваама бен-Невата
известно широко, а имена его сыновей известны гораздо меньше, потому что они
себя мало проявили, и, кроме того, их имена в Танахе никогда не фигурируют
вместе, так что мало кто обращает на них внимание. Его сыновей звали Надав и
Авия. Авия умер в раннем возрасте, а Надав успел поцарствовать вместо своего
отца, правда, недолго. Что нам эти имена напоминают? Правильно, такие же имена
носили сыновья Аарона (Авия и Авигу - это одно и то же имя, также как Иремия и
Иремиягу). В те времена вообще было очень принято давать своим сыновьям
символические имена. И фраза, которую Иероваам бен-Неват произносит - "вот бог
твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской" - буквально повторяет
фразу, которую "эрев рав" сказали, сделав золотого тельца в пустыне.
Теперь понятно, чем Иероваам бен-Неват
купил народ? Он объявил себя новым Аароном. Иерусалимский Храм, сказал Иероваам,
это не наше, не еврейское. Это явление заимствованной культуры, которое
Шломо, женившийся на египтянке, построил вместе с цидонянами, задушив свой,
еврейский, народ непомерными налогами и даже отправив евреев работать на
цидонского царя. (Наверняка иероваамовы пиарщики также нашли в Храме что-нибудь
типа элементов цидонской архитектуры.) Всевышнему, сказал Иероваам, такой Храм
быть угодным не может. Подлинное, традиционное еврейское служение - это тельцы,
символ народа пастухов. Правда, теленок, сделанный в пустыне, Всевышниему не
понравился, но это Иероваама и его пиарщиков не смутило - при желании всему
можно придумать объяснение, которое плохо разбирающимся в сути дела покажется
убедительным.
Конечно, тех, кто вдумчиво учит Тору
(Танах их называет "доршей а-Шем", ищущих Б-га) вся эта ахинея ввести в
заблуждение не могла. Они знали, что отрицательные явления типа жен Шломо - это
частности, которые плохи сами по себе, но к Храму отношения не имеют. Но много
ли народа учит Тору вдумчиво? Нет, немного. Для большинства народа главное - это
чувствовать себя хорошими евреями, а в чем это еврейство заключается -
это их интересует гораздо меньше.
Конечно, одним жертвенником дело
не ограничилось. Коэны-потомки Аарона участвовать в этом безобразии
отказались, народ перестал отдавать им "труму" и десятину, и, оставшись без
средств к существованию, они вынуждены были перебираться на юг. Около
жертвенника их сменили "добровольцы". Вместе с этим пришлось переписывать многие
подробности заповедей, связанные с храмом, жертвами, праздниками, коэнской
службой и т.д. Кроме этого, народ Торе в те времена в основном учили коэны.
Когда им пришлось убираться, общий уровень знаний не только в области храмовой
службы, но и других законов, например, об имущественных спорах, тоже резко упал.
Недостаток знания законов настоящих пришлось компенсировать изобретением обычаев
и общественных соглашений, не всегда справедливых. Вместо Торы появилась новая
религия, как сейчас говорят, "близкая к иудаизму".
Таким образом, что получилось? Вместо
Торы, такой, какую мы получили на горе Синай, Иероваам
бен-Неват провозгласил национальной идеологией эдакое "еврейское
самоопределение", основанное на Торе лишь отчасти. И это - страшная катастрофа,
которую как правило уже невозможно исправить именно потому, что лишь немногие
воспринимают это как катастрофу. Служение чужим богам и чуждым нашему народу
идеологиям ужасно, но с ним можно бороться, взывая к национальному чувству:
"смотрите, это не наше, не еврейское". Даже малообразованные люди могут понять
разницу между еврейским и нееврейским, а вот разница между настоящей Торой и ее
фальсификацией может быть понятна только настоящими "доршей а-Шем", которых
всегда мало.
И если Вы, уважаемый читатель,
повстречаете какого-нибудь "про-еврейского" политика, который говорит: "главное
- добиться того, чтобы государство стало еврейским, а до какой степени оно
будет основано на Торе - это уже не так важно", знайте: этот человек не создаст
еврейское государство, а его разрушит. Даже если на определенной стадии это
государство выиграет несколько войн подряд, оно нежизнеспособно. С галутом можно
покончить, приехав в землю Израиля. Анти-еврейское государство евреев можно с
легкостью превратить в еврейское, например, так, как это сделал Иегу
бен-Нимши(см.
Малахим-2, главы 9,10). А вот что можно сделать с
государством псевдо-еврейским? Практически ничего. Псевдо-еврейское государство
- это хуже некуда.
Свет меноры
, 2.09.2004
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|