Странный мы народ. Все нормальные люди грустят, когда им грустно, и радуются, когда им радостно. А мы взяли и поделили год на отрезки: с такого-то по такое-то число нужно радоваться, а с такого-то по такое-то нужно грустить.
Вот, например, кто-то решил, что с Песаха до Шавуота нужно соблюдать некоторые законы траура. В Гемаре ничего подобного нет. Есть упоминание о том, что в этот период умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Грустно, конечно. Но зачем Гемара нам об этом рассказывает? Наверное не для того, чтобы повергнуть нас в депрессию. Гемара сообщает: эти люди погибли из-за того, что "не выказывали уважение друг к другу". И вот вместо того, чтобы объявить во всех школах "Месяц взаимного уважения" (как это сделали в школе, где учатся наши дочки), еврейский народ дружно ходит нестриженым, не надевает новую одежду, откладывает свадьбы. Продолжая поливать грязью представителей других секторов, других партий и других стран исхода.
А вот после праздника Шавуот начинается радостный период, и продолжается вплоть до поста 17 таммуза. И никто не думает о том, что идея отлить золотого теленка пришла в голову "сброду" еще до 17 таммуза, смертельный голод в Иерусалиме при его осаде и вавилонянами, и римлянами начался задолго до этой даты, осадные орудия, пробившие стену Иерусалима, римляне приготовили заранее, и т. п. Все, что стало возможным 17 таммуза и 9 ава - захват Иерусалима, разрушение Храма, гибель защитников Бейтара, изгнание из Испании, падение Варшавского гетто, выселение Гуш Катифа - оказалось всего лишь завершающим аккордом процессов, созревавших и нараставших как раз в период, когда мы с таким удовольствием пляшем на свадьбах.
Именно в этот "радостный" период, буквально через неделю после праздника Шавуот, Армия Обороны Израиля расстреливала безоружных евреев, спасавшихся вплавь с горящей "Альталены" - всего через 3 года после конца Катастрофы. И именно в это время полвека спустя та же Армия Обороны Израиля угрожала расстрелом десяткам тысяч еврейских демонстрантов, среди которых были женщины и грудные дети, в Кфар-Маймоне.
Для того, чтобы понять, какие именно процессы в еврейском обществе приводят к катастрофам, распутать причинно-следственные связи и сделать практические выводы, чтобы предотвратить катастрофы впредь, посмотрим, что говорили об этом ХаЗаЛь - Мудрецы Гемары.
История, которую приводит Гемара как объяснение того, почему был разрушен Иерусалим и Второй Храм, известна под названием "Камца и Бар-Камца".
Жил в Иерусалиме богатый и уважаемый человек. И было у него двое знакомых с похожими именами: Камца и Бар-Камца. С Камцей наш герой дружил, а с Бар-Камцей был в ссоре.
Однажды созвал богач гостей на праздничную трапезу. Среди приглашенных были и большие мудрецы Торы - возможно, духовные главы поколения. Приглашение было отправлено и Камце, приятелю хозяина. Но слуга ошибся, и нечаянно отнес приглашение не Камце, а Бар-Камце.
Бар-Камца пришел, но хозяин трапезы, обнаружив ошибку, отказался впустить его в пиршественный зал. Бар-Камца сказал: "Я заплачу за свою порцию, только не позорь меня!", но хозяин был непреклонен. Не согласился он и на предложение непрошеного гостя оплатить половину всех расходов за трапезу, а потом и все расходы за трапезу. Бар-Камцу выгнали.
Обиженный человек решил отомстить. Но мстить одному хозяину было слишком "мелко" в его глазах. Ведь на трапезе присутствовали мудрецы Торы, духовные руководители поколения, и они ничего не сделали, чтобы предотвратить его позор! Бар-Камца обратился к римским властям, сказав, что евреи готовят восстание. Как император может это проверить? Очень просто - пусть пошлет в Иерусалимский Храм жертвенное животное, и убедится, что евреи не захотят приносить в Храме его жертву.
Император согласился на эксперимент и послал с Бар-Камцей в Иерусалим жертвенного теленка. По дороге Бар-Камца, сведущий в законах жертвоприношений, поцарапал теленку губу. Этого незначительного повреждения было достаточно, чтобы жертва стала непригодной для принесения в Храме.
Мудрецы Синедриона собрались, чтобы решить, как поступить в этой непростой ситуации. Было очевидно, что непринесение жертвы будет расценено как бунт, со всеми вытекающими последствиями. Было также понятно, что в причинении повреждения виновен предатель Бар-Камца.
Часть мудрецов склонялись к тому, что жертву нужно принять, несмотря на галахическую проблему, чтобы спасти страну от разорения царскими войсками. Но некий Захария бен-Авкулос, член Синедриона, который нигде более не упоминается в Гемаре (то есть, далеко не "первый человек" среди мудрецов того времени), убедил присутствующих, что строгое соблюдение ритуальных предписаний важнее. Далее поступило предложение казнить предателя Бар-Камцу; но все тот же Захария бен-Авкулос отговорил членов Синедриона от этого решения, "чтобы люди не подумали, что за порчу жертвенного животного положена смертная казнь". В результате Синедрион не сделал ничего. Предатель доложил императору Нерону, что его жертва не принята, и римские войска разрушили Иерусалим и Храм.
Гемара говорит по этому поводу, что причина разрушения Храма - "необоснованная ненависть между евреями", которая "расценивается как три [самых страшных] преступления, вместе взятые: идолопоклонство, разврат и убийство" (Вавилонский талмуд, трактат Йома 9:2). Но если все дело только во вражде Бар-Камцы с хозяином трапезы, почему так подробно рассказывается об этом обсуждении "дела о царской жертве" в Синедрионе? Почему специально, в противоречие закону о "сохранении тайны заседаний", называется имя инициатора бездействия Синедриона, и им оказывается совершенно неизвестный с точки зрения познаний в Торе человек? И почему упоминается о том, что на трапезе благодушно присутствовали крупнейшие авторитеты Торы, и не сделали ничего, чтобы предотвратить публичное оскорбление человека - пусть даже известного как подлец?
Видимо, причина, то есть общественная тенденция, которая может привести к катастрофе - это еще не все. Чтобы катастрофа произошла, должно выполняться еще как минимум одно условие: нежелание авторитетов Торы брать на себя ответственность за происходящее, отказ от роли вожака в пользу роли овчарки, загоняющей отставших в стадо, которое кто-то ведет в неизвестном направлении - возможно, на убой.
"Поэтому, пастухи, слушайте слово Господа! Как Жив Я, - говорит Господин наш Всевышний, - ответите вы за то, что паства Моя - добыча грабителей, за то, что пожирает ее всякий зверь полевой из-за того, что нет пастуха, и не следят пастухи Мои за Моими овцами. Пасут пастухи сами себя, а овец Моих не пасут. Поэтому, пастухи, слушайте слово Господа! Так сказал Господин наш Всевышний: вот Я на пастухов, востребую Я овец своих из их рук! Не дам Я им пасти стадо, не будут больше пастухи его пасти..." (Ехезкель 34:7-10).
Синедрион прекратил свое существование после записи Вавилонского Талмуда, но и сейчас среди духовных руководителей народа находятся "Захарии бен-Авкулосы", которые гораздо больше беспокоятся о том, чтобы "стадо" не разбежалось, чем о том, чтобы вести его в нужном направлении.
На первый взгляд может показаться, что между поведением авторитетов Торы и "беспричинной ненавистью" среди евреев нет никакой связи. Не могли же, в самом деле, рав Эльханан Вассерман и Сатмарский ребе вмешиваться в разборки между "Эцелем" и "Хаганой"?
Однако связь есть, и мы увидим ее, если разберемся, откуда вообще берется ненависть между людьми.
Например, "пальмахник" видит "эцельника". Как он может понять, что "эцельник" не достоин ненависти? Ведь у нее вполне есть причина - "эцельник" идет против большинства, применяет методы, которые мы, "пальмахники", считаем неправильными, провоцирует конфликт с англичанами.
Как объяснить закоренелому "хареди", что аннексия Иудеи и Самарии, которой добиваются "вязаные кипы" - это не "бунт против народов мира", а всего лишь констатация факта дарования этих земель Всевышним еврейскому народу, которая будет принята мировым сообществом с пониманием, если будет сопровождена соответствующими объяснениями?
Как может понять человек, проводящий 8-10 часов в день на работе, что желание "харедим" посвятить жизнь изучению Торы проистекает не из паразитических наклонностей, а из убеждения, что в этом смысл жизни и истинная воля Творца, и готовности принести все в жертву ради исполнения этой миссии?
Как объяснить репатриантам из СНГ, что воспитанники киббуцев ставят ботинки на сиденье автобуса не потому, что презирают других людей, а потому, что в киббуце все ходят в джинсах, которые не пачкаются? И как объяснить киббуцникам, что вовсе не репатрианты из СНГ "съели" ассигнования на киббуцы?
Ответы на все эти вопросы лежат... в порядке благословений ежедневной молитвы "Шмонэ эсрэ" ("18 благословений").
Гемара (трактат Мегила 17-18) объясняет, что члены Великого собрания (Синедриона времен возвращения из Вавилонского плена), среди которых были пророки, составили эту молитву таким образом, что порядок благословений (абзацев) соответствует порядку событий в процессе Избавления. То есть, сначала у нас "откроются глаза" и мы станем понимать правду, потом попросим прощения у Б-га за грехи, потом Он избавит нас от внешних врагов, потом мы покончим с болезнями (Гемара говорит, что имеется в виду "духовное излечение"; впрочем, современная медицина утверждает, что большинство современных болезней носят психосоматический характер), потом наступит всеобщее материальное благосостояние, потом все евреи соберутся в Земле Израиля, потом будет восстановлен Синедрион, потом будет отстроен Храм, и только после всего этого нашим "политическим лидером" станет "сын Давида".
Во времена Мишны к этим 18 благословениям было добавлено еще одно, скорее даже не благословение, а проклятие: "Предателям не оставь надежды, и все злодейство пусть немедленно сгинет...". Этот отрывок мудрецы Торы того поколения вставили между отрывком о восстановлении Синедриона и отрывком о благословении и помощи Свыше мудрецам Торы и их ученикам. Почему? Очень просто: только глубокие познания в Торе - знании о том, как устроен мир и человеческое сообщество, и чего на самом деле хочет от нас Всевышний - могут дать четкие критерии, по которым можно отличить злодейство от легитимного поведения. Кто ведет себя правильно, а кто неправильно - должен сказать Синедрион. Тогда и не останется почвы для "беспричинной ненависти". Либо ненависти не будет вообще, либо, если она и будет - так заслуженная, как говорил царь Давид: "...и ненавистников Твоих возненавижу".
_______________
Остается маленький каверзный вопросик: а хотим ли мы иметь настоящих духовных лидеров, которые берут на себя ответственность?
Может, мы предпочитаем платить религиозным деньги, чтобы они не лезли со своей Торой в общественную жизнь и не мешали нам делать то, что нам вздумается (в частности, ругать их за то, что они получают наши деньги)?
Может, мы (вслед за Бен-Гурионом) предпочитаем, чтобы "харедим" не служили в армии и не мешали нам использовать армию в политических целях, а заодно поругивать тех же "харедим" и создавать им делегитимацию за то, что они не служат в армии?
Может, нам выгодно иметь не глав поколения, а смешных декоративных старичков в доисторических костюмах, совершающих странные церковные ритуалы, чиновников Министерства религий, финансирующего идолопоклоннические культы, обнимающихся в центре Иерусалима с Римским Папой?
Может, мы готовы получить еще одну "Альталену" и еще один Гуш Катиф , и даже несколько, и даже что-нибудь пострашнее - только чтобы не проснуться и не признать очевидный факт, что нам здесь никто не даст просто "сидеть у горшков с мясом"?
13.06.2014