|
М.Бронштейн
Шестая взятка на мизере
Поделюсь личными воспоминаниями – я приехал в 1976 г., в феврале. Спустя несколько месяцев пало правительство Рабина – тогда мы еще не говорили «первое правительство Рабина», как Мировая война 1914 г. не называлась «Первой» до 1939. История его падения была не проста, но последняя капля была следующей (рассказываю для тех, кто не знает или забыл). Рабин с супругой были с каким-то официальным визитом в Америке, и супруга премьера навестила с частным визитом один банк. Совершенно случайно ее увидел там один весьма известный израильский журналист и, заинтересовавшись событием, выяснил следующее: у супруги премьера был в банке личный счет, что было тогда запрещено законом. А на счету лежали деньги, которые получил ее супруг в бытность свою послом Израиля в США. Деньги он получил за частные лекции, что тоже было запрещено законом. Так по чисто случайному стечению обстоятельств разразился большой скандал и Рабин подал в отставку. Шимон Перес стал кандадатом партии Авода (тогда: блок Авода-МАПАМ). С тех пор утекло много воды в Иордане, Волге и Ярконе – МАПАМ ныне часть партии МЕРЕЦ, а по поводу того случайного случая пошли слухи, что Ш.Перес намекнул журналисту, где стоять случайным образом. Не берусь сказать, что это действительно так, но Авода проиграла те выборы. Но это не значит, что ЛИКУД на них победил. Прежде чем объяснить это чуть странное заявление, напомню продолжение истории того банковского счета.
Рабин заплатил «выкуп», говорят что деньги дал богатый американский доброжелатель – но имя его не известно, а подписи на чеке я не видел. Может все это и не правда, но важно другое – никто не настаивал на полном и открытом расследовании – и все дело исчезло из «памяти народной» - теперь можно спокойно говорить о том, что Ликуд начал коррупцию и т.д. Между прочим, один из министров в правительстве Рабина пустил себе пулю в лоб из Береты калибра 22 мм, когда раскрылись кое-какие его махинации. Но это было так давно – аж 26 лет тому назад – кто же помнит?
А кто же победил тогда партию Авода? – спрашиваем мы, возвращаясь к нашему вопросу. Отвечаю: партию Авода угробила партия ДАШ – полагаю, что мой читатель в большинстве своем этого названия не встречал, но и это не совсем верно. Партия ДАШ взлетела стремительным метеором – организовал ее знаменитый профессор археологии Игаэль Ядин как реакцию на коррупцию в правящем блоке Авода-МАПАМ и в опасении, что Ликуд будет слишком правым. То была странная партия – одни в ней говорили, что арабам надо отдать все, другие говорили, что арабов надо выгнать – всех. Но все это в личном порядке. Официальная линия была что когда придет время Игэль Ядин посмотрит, взвесит и решит. Решение его будет умное и взвешенное – на то он и профессор. Кроме того, Ядин был в принципе против всех редигиозных партий – а это ему автоматически шло в плюс. В те времена я был еще относительно молод и новичок в стране. Работал я в Технионе в Хайфе, а туда презжали все-все-все – произнести речь перед интеллектуальной элитой Израиля. Приехал и Ядин, и я пошел его посмотреть, а еще больше – израильскую интеллектуальную публику. Зрелище было интересное. Профессор говорил уверенно и четко, грубо до невероятия, противореча самому себе в каждом втором предложении – никто этого не замечал, потому что все хотели видеть в нем спасителя отечества и бренная реальность мало кого интересовала.
Так это и произошло: Ликуд собрал голоса «простого народа», ДАШ – голоса фрондирующей интеллигенции, даже МАФДАЛ получил 12 мандатов – и впервые в Израиле социалисты оказались не у власти. ДАШ получил 15 мандатов – пожалуйста запомните эту цифру – Ядин стал заместителем премьера (Менахем Бегин), с полгода спустя ДАШ развалился на три части, по пять мандатов каждая, и они начали свой собственный политический путь. Для большинства он кончился очень скоро, но некоторые лица переходили из партии в партию – остатки остатков этого вращения душ попали ныне в партию ШИНУЙ («Перемена»), и это не случайно. Я забыл сказать, что значит ДАШ – это отнюдь не «привет», это Демократические Перемены (Тнуа Демократит леШинуй). Имя имело большое значение, ибо потенциальный электорат любил демократию и любил перемены. Я их тоже люблю, но слушая лидера, сохраняю за собой право думать.
А что же Игаэль Ядин? Я помню, как после «раскола» он говорил в какой-то там телевизионной программе, объясняя, почему никакая из трех новых фракций не хочет его в качестве лидера. Он сказал нечто вроде следующего: «У меня есть три объяснения этому феномену, но повидимому, они никого не интересуют» - и в этом профессор был абсолютно прав. Он не интересовал абсолютно никого.
Феномен ДАШ – метеоритный взлет, последующее падение и коловращение остатков в «близких» партиях – раз за разом регенерируются в израильской политике: ДАШ, ТАМИ, ЦОМЕТ, Третий путь – кто-то исчез после одной каденции, кто-то продержался подольше. Но если есть постоянство в явлении, значит, есть тому причина. Не берусь проводить социологические параллели или исследования, но ясно и без них, что существует фактор магии. Магия заключается в броском имени, новизне и – в демагогии. А что такое «демагог»? В точном значении «водитель народа», как «педагог» есть «водитель детей, т.е. воспитатель. То специфическое значение, которое мы имеем в виду, ввел в обиход драматург-сатирик Аристофан, было это очень давно, в Древней Греции, и тот Аристофан видел перед собой стадию загнивания афинской демократии – что есть исторический факт. Там видел он, а увидев ввел в свои комедии и подарил нам термин, этот специфический тип «демократического лидера», который обещает гражданам именно то, что им хочется услышать. Лидер приобретает вес, значение и избирается, куда хотел избраться. Ему хорошо – государство приходит в упадок. Для тех, кто не очень хорошо помнит историю напомню – демагоги-демократы привели Афины к военному поражению, от которого страна уже не оправилась. Бывает и такое – но пока-что речи демагогов весьма приятны для слуха. И то хорошо!
Впрочем, не всегда легко отличить правду от демагогии. Возьмем например, известный и неоднократно упоминаемый Закон Таля – его отмена стала частью программы партии Шинуй и лидера ее Томи Лапида. Что говорит этот закон? Что ешиботники (они же ультраортодоксы) могут продолжать увиливать от армии. Возмущает? – Да. Не справедливо? – Да! Читатель! Если кровь твоя начинает бурлит – подумай не попал ли ты в ловушку демагогии – ведь ты слышишь именно то, что хотел слышать, значит есть опасность. Но не исключено, что ты прав. Поэтому желательно сесть и спокойно подумать, чего не сделали те интеллектуалы в Технионе в 1977 г.
Итак – в первые годы существования государства Израиль Бен-Гурион и тогдашние ортодоксы заключили соглашение. По этому соглашению те из них, кто посвящал свою жизнь изучению Торы, освобождались от службы в армии. Все думали, что таких будет совсем немного – но жизнь решила иначе, их стало очень много. Образовалась социальная проблема, видимо, абсолютно не предусмотренная. И не простая.
Причин на это две: «ультраортодоксы» приучились видеть в создавшемся положении некую «победу». Но не все – как раз их «духовное руководство» видит всю проблематику, но мало что может сделать против колоссальной социальной инерции своей «паствы». Из-за кулис они активно поддерживают Закон Таля – мой дорогой читатель ничего не понял? – Не беда, это просто знак, что Томи Лапид не рассказал ему всей правды – это случается.
Проблема номер два – наша армия в настоящий момент не нуждается в дополнительныз солдатах. Открою секрет Полишинеля – нам нужны только солдаты «с мотивацией», а их не получить «по приказу» и «из под палки». В этом вся суть. Томи Лапид предлагает отменить Закон Таля и «загнать их всех в армию». Конечно, можно, но пользы никакой, а социальное напряжение повысится. Это будет полезно Лапида на следующих выборах и это нравится его потенциальному электорату – кого-то к чему-то принудить, заставить, согнуть в три погибели. Себя доказать, получить удовольствие. Все остальное – потом. Потом – хоть потоп.
Теперь мы уже совсем запутались, и пора посмотреть, о чем говорит Закон Таля. Нам не понять его, если мы не заметим одного важного момента – отказавшись идти в армию вышесказанный ешиботник лишался права на легальную работу. Он должен жить в бедности или обходить закон. Это создало определенный социальный уклад, более чем проблематичный, но существующий реально. Хуже того, создался порочный социально-психологический комплекс, заколдованный круг, из которого нет выхода. Выхода предложено два. Томи Лапид предлагает выход «петровский», в смысле Петра Великого. Цитирую:
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван.
И так же был несладок,
Порой бывал и пьян.
Он молвил: "Мне вас жалко.
Вы сгинете в конец.
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец.
(А.К. Толстой, «История государства Российского»).
Закон Таля предлагает иной выход: разорвать связь между призывом и работой. Тем самым вопрос о армии откладывается «на потом», а прежде всего кардинальным образом меняется социологическая ситуация. Можно сказать, что закон позволяет ортодоксам «уклоняться от армии», а можно сказать, что он открывет возможности для глубоких социальных перемен. Зависит от мировоззрения и отношения к петровским методам. Но по крайней мере, мы теперь знаем, о чем идет речь. И можем сделать сознательный выбор. Желательно учитывать при этом, что жить нам все равно придется рядом, по-моему после споров «чей тут контроль», это ясно всем. Альтернатива предельно проста – «арафат-контроль».
А теперь вспомним цифру – 15 мандатов. Случайно или не случайно, это не только количество мандатов партии ДАШ, но и самопрогноз партии ШИНУЙ. Есть и более серьезные параллели. В мое время существовало такое выражение: «оставь меня в покое, я беру шестую взятку на мизере» - и все знали что человек имеет проблемы. То что ситуация наша напоминает «мизер» - это конечно верно. Но зачем же повторять старые ошибки?
16.01.2003 г.
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|