Приближается Йом-Кипур – «День искупления» или «Судный день». Этот праздник считается одним из важнейших в еврейской традиции. В этот день покаяния и отпущения грехов постятся (не пьют и не едят), не моются, не используют духи, косметику и масла, не носят изделия из кожи (обувь, ремни, ремешки…), и запрещены супружеские отношения.
Накануне совершают обряд «капарот» (искупление). В праздник никто не работает. На дорогах вместо машин ходят пешеходы и катаются велосипедисты. Многие евреи, даже светские, соблюдают пост и идут в синагогу.
Существует обычай: в этот день надевать белые одежды и желать друг другу легкого поста и хорошей записи (гмар хатима това) в Книге Жизни. Эта сторона праздника достаточно хорошо известна многим. Между тем все еврейские праздники включают в себя внутреннюю, актуальную во все времена информацию, и Йом-Кипур не исключение.
Показательно, что в Йом-Кипур эту информацию передают практически открытым текстом, но как это часто бывает – то, что на виду, мы не замечаем. Речь идет о книге пророка Йоны, которую читают в Йом-Кипур.
Приключения главного героя книги – пророка Йоны сына Амиттая – по сегодняшний день вызывают много споров, поскольку очень трудно согласиться с тем посылом, который этот текст несет. Особенно с этим трудно согласиться сегодня, когда судьба Йоны так напоминает судьбу всего еврейского народа. Однако не будем торопиться с выводами и перейдем к сюжету книги.
История начинается с того, что Бог приказывает пророку Йоне отправиться в языческий город Нинве и объявить жителям об их грехах. По сути, он получил задание подобное тому, которое в свое время получил праотец Авраам. Йона должен рассказать жителям города о принципах братства и взаимной любви, которые помогли когда-то Аврааму создать единый народ из разноплеменных вавилонян.
Как тогда, так и сегодня подобные идеи воспринимаются однозначно – это абсолютно нереально. Неудивительно, что вместо того чтобы немедленно приступить к исполнению миссии, Йона ударился в бега. Добравшись до порта, он покупает место на корабле и спешно отплывает в открытое море. Корабль, на котором Йона пытался совершить побег, попал в сильный шторм. Когда положение стало угрожающим, матросы в панике начали выкидывать за борт лишние вещи и возносить молитвы своим богам. Тем временем Йона, как ни в чем не бывало, отправляется в трюм… спать.
Перед нами прямая аналогия с происходящим в наше время на нашем общем корабле – нашей планете. Те, кто может спасти наш общий корабль, что называется – спят.
"Израиль должен существовать не в качестве обособленной части человечества, а в качестве всеобщего духовного достояния, в котором должны собраться воедино все индивидуальные различия, для того чтобы возвыситься вместе с ним (человечеством), повлиять на него и подвергнуться его влиянию…"
Рав Авраам Кук. Философия иудаизма. Избранные статьи.
Далее в повествовании наступает кульминация. Капитан находит крепко спящего Йону и требует, чтобы тот, как и все остальные, начал молиться за спасение корабля. Уже на палубе Йона признается, что бежал от Бога. Матросы в ужасе, они не знают, что им делать дальше.
Казалось бы, в этой ситуации Йона должен раскаяться и согласиться выполнить задание. Но этого не происходит. Йона предлагает матросам… выбросить его за борт.
Здравый смысл, жизненный опыт – все говорит Йоне о том, что порученное задание невыполнимо. Легче умереть, чем изменить отношение человека к принципу «возлюби ближнего как самого себя». Однако попытка Йоны таким образом уклониться от задания проваливается, поскольку относительно Йоны, как и относительно всего еврейского народа, существуют другие планы. Именно поэтому герой повествования не погибает – его проглатывает огромная рыба. В итоге, после пребывания внутри рыбы, Йона все-таки отправляется в Нинве и выполняет возложенное на него задание…
На этом основная канва истории заканчивается, и можно подводить итоги.
Йом-Кипур – это тот самый день, когда принято оценивать нашу деятельность в прошедшем году. Морская буря, в которую попал корабль Йоны, прекрасно иллюстрирует то, что происходило и происходит в мире. Каждый человек понимает, что дальше так продолжаться не может. Постепенно все больше людей на планете понимают, что именно в наших взаимоотношениях заключаются суть проблемы и ее решение одновременно.
Еврейский народ был изначально создан на принципе «возлюби ближнего как самого себя». Эта идея находится внутри народа, как ДНК в клетке. Поэтому от реализации идеи единства невозможно уйти, убежать, уплыть и даже улететь. Единство должно воплотиться в жизнь, как на уровне народа, так и на уровне всего мира…
"…народ Израиля выполняет здесь роль «проводников». В той мере, в которой, с помощью этой методики, соединяется сам народ Израиля, он передает эту методику достижения вечности и совершенства остальным народам, обучит ею народы мира, как сказано: «И все познают меня, от мала до велика".
Бааль Сулам. Любовь к Творцу и любовь к творениям.
Jewish secret, 09,2015