|
Ариэль Бульштейн Покидая Дир-Яссин
Кровавые наветы — обвинения евреев в похищении и убийстве христиан — вначале были исключительно европейским явлением. Однако, как известно, европейцы принесли в Левант не только технический прогресс, но и менее достойные идеи: появлению кровавых наветов на Ближнем Востоке мы тоже обязаны просвещенной Европе. Когда в феврале 1840 года в Дамаске исчез францисканский монах Томас и его слуга Ибрагим Амар, монахи-французы распространили слух, будто пропавших убили евреи, дабы использовать их кровь для выпечки мацы. Хотя никаких доказательств выдвинуто не было, губернатор Дамаска под давлением французского консула принял сторону монахов. Жерновам сирийской Фемиды дали ход, и результаты последовали незамедлительно: начались массовые аресты евреев, которых подвергали жесточайшим пыткам. Более шестидесяти еврейских детей были взяты в заложники, чтобы их родители признались, где якобы спрятана кровь «убиенных жертв».
Достойным венцом Дамасского дела стала волна погромов, прокатившаяся по всему Ближнему Востоку от Турции до Египта, включая, разумеется, Иерусалим. С тех пор ближневосточные антисемиты просто влюбились в кровавые наветы. Нет, погром они, конечно, могли организовать и просто так, без повода. Но, согласитесь, гораздо приятнее объявить будущих жертв коллективно виновными. Тогда погромщик в собственных глазах уже выглядит этаким «орудием справедливости», а потому убивает и насилует гораздо воодушевленнее.
Едва возникнув, еврейское государство стало основным объектом кровавых наветов «а-ля Левант». Арабские ученики даже превзошли своих европейских вдохновителей: придуманную ими мифическую «бойню в Дир-Яссине» можно считать самым удачным кровавым наветом XX века. В ходе Войны за независимость арабы обвинили еврейских бойцов из организаций ЭЦЕЛь и ЛЕХИ в хладнокровном и преднамеренном убийстве женщин и детей в деревушке неподалеку от Иерусалима. Представленные в книге Ури Мильштейна документы и свидетельства убедительно доказывают, что никакой бойни не было: имел место бой, и с обеих сторон были жертвы — не больше, чем в любом аналогичном бою. Но у кровавых наветов своя внутренняя логика, и документы им ни к чему. В разное время количество «замученных жидами в Дир-Яссине» оценивалось по-разному: сначала 254 человека, потом более 400, а по прошествии лет — и вся 1000. Куда там рассказам о маце с кровью одного-двух христианских младенцев. Восток всегда славился богатым воображением…
Если миф о «бойне в Дир-Яссине» может считаться одной из самых успешных мистификаций XX века, то доктор Ури Мильштейн, несомненно, достоин звания крупнейшего израильского крушителя мифов. При этом Мильштейну абсолютно чуждо доктринерство, а священных коров для него попросту не существует. Именно за отказ взирать на лица его в израильских академических кругах , мягко говоря, побаиваются — уж больно непредсказуем. Кроме того, он известен своей дотошностью и страстью к проверке любых, даже мельчайших фактов, что несколько затрудняет чтение «Кровавого навета в Дир-Яссине» и лишает Мильштейна симпатий тех, кто любит легкое чтиво. Но ценность этого труда столь велика, что даже официоз не мог обойти его стороной, и Мильштейн получил за свою монографию престижную премию имени Жаботинского за 2007 год.
В своей книге Мильштейн наглядно демонстрирует, откуда растут ноги у мифа о Дир-Яссине. С одной стороны, это классический кровавый навет со всеми его характерными особенностями: отсутствием доказательств обвинения (да кому они нужны, эти доказательства?), фантастическими слухами, а затем погромами в соседних арабских странах. Неудивительно, что в арабском массовом сознании «бойня в Дир-Яссине» стоит в одном ряду с «Дамасским делом». С другой стороны, миф о Дир-Яссине никогда бы не закрепился в мировом сознании, если бы у арабских мистификаторов не было еврейских помощников — невольных и добровольных. Первым невольным помощником стал командир ЭЦЕЛя в Иерусалиме Мордехай Раанан. Узнав, что арабское командование распускает слухи о потерях в Дир-Яссине, Раанан сообразил, что слухи эти лишь подорвут готовность других арабских гарнизонов сопротивляться, и решил помочь. Он-то и заговорил о 254 жертвах — число, не имевшее ничего общего с подлинными арабскими потерями. Расчет оправдался: в арабской среде «254 погибших» сначала превратились в «254 замученных женщин и детей», а затем их количество разрослось до неузнаваемости. К великой радости еврейского руководства (причем не только ЭЦЕЛя, но и конкурировавшего с ним рабочего сионистского движения во главе с Бен-Гурионом), арабы стали покидать деревни и целые районы вокруг Иерусалима. После войны Бен-Гурион, который знал, что никакой бойни не было, решил миф не опровергать. А зачем? Эта история убивала сразу двух зайцев: непосредственный противник трепетал в страхе, а на политических конкурентов из ЭЦЕЛь и ЛЕХИ навешивался ярлык убийц.
Мордехай Раанан и представить не мог, к каким последствиям приведет пущенная им «утка». Миф о «бойне» стал неотъемлемой частью не только арабского, но и общемирового дискурса, чему, как считает Мильштейн, немало способствовали добровольные помощники арабских мистификаторов — левые еврейские интеллектуалы-антисионисты. Мильштейн подробно рассказывает, как в угоду идеологии именно евреи-антисионисты из так называемой «группы Тальбие» стали первыми требовать покаяться в бойне, которой не было, утверждая, что она «навсегда ляжет несмываемым пятном на сионистское движение». Чтобы еще более сгустить краски, они же дополнили миф, утверждая, будто Дир-Яссин был мирной, никому не угрожавшей деревней.
Мильштейн и здесь усматривает аналогию с традиционными кровавыми наветами. Как и в Средневековье, когда первыми обвинителями нередко выступали евреи-выкресты, желавшие выслужиться перед властями, в просвещенном XX веке некоторые евреи, ненавидевшие Израиль, первыми подхватили миф о «еврейских зверствах». В результате миф этот настолько укрепился в мировом, а отчасти и в еврейском сознании, что отделить его от правды очень нелегко. Недаром поиск в англоязычном Гугле по запросу «Deir Yassin» дает почти 90 000 (!) ссылок, большинство из которых — обвинения в адрес Израиля. Удастся ли монографии доктора Мильштейна развеять этот миф, покажет время.
Booknik.ru - Мнения, 02.2008
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|