Акива МиллерВыбор елки по всем галахическим правилам
1. Любой вид дерева кошерен для употребления в качестве новогодней елки, при условии, что у него иглы, а не листья. У нас принято использовать ель. Елка должна быть свежей, но не чрезмерно свежей, в соответствии с принципом "новогодняя елка без падающих иголок подобна сукке без жужжащих пчел".
2. Дерево должно быть срублено специально для использования в качестве новогодней елки. Если оно было срублено на дрова, оно не годится. Если оно было срублено для общего украшения, но не специально в качестве новогодней елки, некоторые источники позволяют ее использование, в то время, как другие более строги. Украденное дерево не подходит для мицвы (исполнения заповеди)(1). Благословен тот, кто может срубить себе дерево (2).
(1) Тот, кто сам срубает себе дерево, должен удостовериться, что у него есть разрешение от владельца земли сделать это. В идеале, следует рубить елку только на своем участке. Дерево, взятое из "решут а-рабим" (общественного места), например, из местного парка (на самом деле, представляющего собой "кармелит", а не "решут а-рабим"), считается украденным и непригодным ("пасуль").
(2) Тот, кто не может срубить собственное дерево, должен удостовериться. что покупает его у продавца с хорошей репутацией, или продавца, сертифицированного местной организацией по надзору за кашрутом.
3. В год шмиты, еврей не может срубить дерево, но это не должно делаться неевреем. Тем не менее, так как дерево несъедобно, проблемы "кдушат швиит" (святости седьмого года), распространяющиеся на этрог (плод, благословляемый в Суккот), не распространяются на новогоднюю елку.
4. Дерево должно быть ярко зеленым. Ярко красное или зелено-красное вперемешку также пригодно в качестве новогодней елки (3), но коричневое не пригодно. Допустимо одно коричневое пятно у подножия елки (4), но в верхней половине дерева даже одно коричневое пятно делает дерево непригодным (пасуль). Истинно праведный человек позаботится о приглашении эксперта по новогодним елкам, когда он идет выбирать себе елку. (5)
(3) Так как такие деревья не произрастают красного цвета естественным образом, многие сфарадим украшают елку крестоцветом. Ашкеназим предпочитают вышивку крестиком.
(4) Или даже два, если они по разные стороны дерва, так чтобы их нельзя было видеть одновременно.
(5) Но более "мачо" притвориться экспертом самому и выбрать себе дерево самостоятельно.
5. Требуемая высота дерева регулируется многими правилами. Дерево для установки внутри дома должно быть достаточно высоким, чтобы достигать 3 тефахим до потолка (6). Дерево для установки снаружи должно быть по крайней мере 20 амот в высоту.
(6) Там, где местные противопожарные правила запрещают использование таких высокихх деревьев, меньшее дерево - даже бонсэй - может использоваться, при условии, что около него помещены игрушечные люди, рядом с которыми оно кажется высоким.
6. Закон говорит "Эц иш увейто" - одно дерево для человека и его дома. Это указывает на то, что люди должны ставить новогоднее дерево в доме, и что главная функция дерева - для семьи, но общественные места освобождены от обязанности. Если кто-либо желает поставить свое личное дерево в общественном месте, он может это сделать, но таким образом он не исполнит свою обязанность, если оно не будет действительно увидено публикой. В данном случае, "увидено публикой" обозначает, что дерево достаточно большое, чтобы его показали в местных телевизионных новостях (7).
(7) Таково происхождение обычая большой елки в Кремле, где шалиах из Любавичей зажигает иллюминацию на дереве перед заходом солнца в Эрев (канун) Нового года, и потом возвращается в Марьину Рощу на вертолете пожарной службы, чтобы успеть к вечерней трапезе.
7. В последние года, ведется большой спор об использовании искусственных елок. Ле-галаха, некоторые считают их ""пасуль" (8), в то время как другие источники считают. что они пригодны (9). Ле-маасе (на практике), тем не менее, даже более гибкие авторитеты считают, что они безвкусны, и таким образом нарушают принцип "адар" (великолепие). Но если человек уже исполнил свою обязанность, выставив по крайней мере одну кошерную елку, он может ставить дополнительные деревья любого вида, натуральные или нет (10).
(8) На основании пасука "Эц хаим хи" ("Дерево - живое"), который учит, что даже если оно выглядит, как дерево, оно не может быть деревом, если оно не было живым в какой-то момент времени.
(9) На основании пасука "Эц хаим хи" ("Это древо жизни"), который учит, что некоторые деревья живы, но другие не обязательно являются живыми.
(10) Аналогично, искусственные елки пригодны в торговых центрах, офисах и других освобожденных (от обязанности) общественных местах.
8. Изначально, закон гласил, что дерево должно быть выставлено так, чтобы оно было видно прохожим вне дома. С веками, по мере усиления преследований, главной аудиторией стали люди внутри дома. Даже при этом, оно должно быть поставлено на видном месте внутри дома, чтобы показать уважение этой мицве. По мере возможности, оно должно быть поставлено у окна, откуда его можно будет видеть с улицы, чтобы сохранялся первоначальный обычай.
Авторизованный перевод с английского Эйтан Шломо
"Jewish World Review", 31.12.06
Е.Левин
Галахот Нового Года, который выпадает на субботу
1. Из-за двойной святости этого дня начинают готовиться к нему заранее. Некоторые — за один день, другие — за два, а наиболее праведные — за неделю.
2. Есть обычай совершать накануне праздника ритуальное омовение, ибо сказано: «Каждый год 31 числа мы с друзьями ходим в баню».
3. Принято специально украшать к этому празднику синагогу. Ставят на ковчег завета елку — в соответствии со стихом: «древо жизни она для держащихся ее». Изначально надлежит ставить настоящую елку. Поставил синтетическую — выполнил обязанность, но настоящие ревнители так не поступают.
4. Украшают верхушку елки звездой, в память о стихе: «Восходит звезда от Иакова». И вешают по всей синагоге гирлянды из горящих лампочек. Принято делать эти лампочки в виде свечей, ибо сказано: «Свеча — заповедь и Тора — свет».
5. Из-за святости дня дают в этот день вести молитву старцу седобородому. Если же нет такого в общине — приклеивают ведущему молитву бороду из белой ваты.
6. И дают ему в руки посох, а за плечи — мешок, дабы напомнить о стихе: «Арамейцем-скитальцем был отец мой».
7. Придя домой, садятся за субботнюю трапезу. И стараются закончить ее поскорее, чтобы отделить от трапезы Нового Года, дабы не смешивать одну радость с другой радостью, ибо сказано: «Господу Богу помолимся, древнюю песнь вознесем». И разъясняли мудрецы: «Господу Богу помолимся» — это субботняя трапеза; «древнюю песнь вознесем» — трапеза Нового Года.
8. На новогоднюю трапезу собираются перед полуночью, дабы сделать ее тикун на весь год, как сказано: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».
9. И ровно в полночь освящают новый год над вином. Что значит «над вином»? Рабби Меир считал — над шампанским. А мудрецы говорили — над любым спиртным напитком.
10. И принято веселиться и праздновать всю ночь напролет, ибо сказано: «И страстные, дикие звуки всю ночь раздавалися там». И есть обычай у благочестивых людей ходить в эту ночь к друзьям и соседям, и дарить подарки, дабы и они поучаствовали в святости дня.
11.Упал лицом в салат: школа Шамая учит: поднять и вымыть, а школа Гиллеля учит: оставить лежать, в соответствии с правилом: присутствовал на новогодней трапезе, хоть в салате, хоть под столом — выполнил заповедь.
12. Утром в субботу принято начинать молитву позже обычного, дабы собравшиеся могли молиться сосредоточено.
И вместо обычного приветствия говорят в этот день: «С Новым Годом». И принято отвечать: «С Новым счастьем»
booknik.ru
|