Арик Эльман

Яма, которую мы себе копаем

Комиссия министров по вопросу «равного распределения бремени» (Джордж Оруэлл не смог бы придумать лучшего названия) пока так и не сумела утвердить параграфы закона, который впервые за всю историю Израиля определит параметры призыва членов ультраортодоксальной общины («харедим») на срочную военную службу. Однако пока что премьер-министр Нетаниягу обещает, что комиссия во главе с бывшим главой контрразведки, министром науки Яаковом Пери («новая политика» у нас состоит в том, что экс-глава ШАБАКа «брошен на науку» - пост, который до него занимал профессор) все же доведет работу до конца. Это значит, что если законодательный снежный ком не остановится в министерстве юстиции, в комиссии министров по законодательству и в Кнессете, Государство Израиль действительно станет страной, где религиозных евреев насильственно загоняют в казармы с целью радикально изменить их образ жизни и сделать их «полезными для общества». Лучше всего авторы законопроекта поступили бы, если бы просто дали своему детищу имя Николая Первого – все стало бы на свои места.

Забегая вперед – автор не является ни ультраортодоксом, ни вообще религиозным евреем. Не надо быть «хареди», чтобы понимать, какая мерзость совершается под лозунгом «равного распределения бремени». Сама идея того, что защита свободы, независимости и безопасности Израиля является «бременем», а не высшей гражданской честью и доблестью, уже должна была отвратить от этого малопочетного предприятия любого уважающего себя гражданина. Но такова сила пропаганды – абсолютно бессмысленный с точки зрения безопасности страны и противоречащий всем ценностям либеральной демократии проект получает массовую поддержку населения. Такого воодушевления наши стогны не видали со времен первого соглашения Осло.

Самих «харедим» невинными жертвами агрессивно-послушного большинства назвать, разумеется, нельзя никак. Лидеры ультраортодоксов попросту «достали» светский Израиль своим упрямством, своими повадками откровенных шантажистов, своей экстремистской интерпретацией иудаизма, своей черствостью, хамством и просто расизмом в отношении тех, кто не является евреем по Галахе, но хотел бы им стать. Убежденность в том, что ученик ешивы имеет право жить за счет государства, тоже не вызывает симпатии у светского налогоплательщика, а лидеры религиозного сионизма хотят вернуть себе те должности в государственно-религиозных структурах, которые при попустительстве левых правительств захватили ШАС и «Еврейство Торы». В интересах Израиля и всего еврейского народа – лишить ультраортодоксов дотаций и отнять у них монополию на иудаизм. Но при чем здесь призыв в армию?

Поскольку массовый призыв ультраортодоксов требует денег, которых сегодня в бюджете нет (и министры об этом прекрасно знают), а призывник-«хареди» лишен как физических качеств, так и знаний, которые могли бы повысить его ценность для армии, сторонники «равенства бремени» открыто признают, что их главная цель – не пополнить ряды ЦАХАЛа, а сломать молодое поколение «харедим» и порушить традиционный уклад их общинной жизни. Те, кто не понимают, до какой степени подобный подход аморален и античеловечен, должны задуматься, что может ТАКОЕ государство сделать с другими меньшинствами, которые, скажем, разговаривают на другом языке или занимаются чем-то странным в постели. Колесо репресий – а речь идет именно о создании репрессивного аппарата подавления и никак иначе – круглое.

Еще один чудо-аргумент сторонников «равенства бремени» - аргумент экономический, и спорить тут не о чем – будет очень здорово, если, вместо того чтобы доить государство, пусть и в нищенских масштабах, ультраортодоксы в массовом порядке выйдут на рынок труда и вольются в общество потребления. Однако вопрос и здесь прежний – при чем тут армия? Не проще ли отменить дотации и одновременно снять запрет на трудоустройство харедим, не отслуживших в армии? Более того – кто-то серьезно полагает, что с вступлением в силу бюджета Лапида в нашей экономике образуются рабочие места для этих самых харедим? Или же они будут конкурировать с представителями других слабых слоев населения, способствуя снижению средней зарплаты и росту относительного обнищания? Пропаганда любого равенства, кроме равенства всех граждан перед законом - априори обман, потому что люди, может быть, и рождаются равными, но быстро выходят из этого состояния. До сих пор ученики национально-религиозных учебных заведений имели возможность выбрать службу по маршруту "эсдер", в рамках которого они номинально служили в армии меньше, чем светские израильтяне. Однако протяженность периода учебы, службы и деятельности на благо общества была больше, и значительная часть "эсдерников" выбирала себе военную карьеру. Теперь все это оказалось под угрозой. А что с новыми репатриантами? Студент, репатриирующийся в Израиль, получает отсрочку, возраст репатрианта определяет и время его срочной службы. Почему, спрашивается, потенциальный репатриант может отсидеться в стране исхода, пока он не станет слишком "старым" для призыва?

Однако наиболее яркое свидетельство лживости лозунга о «равенстве бремени» - это фактический отказ комиссии Пери всерьез отнестись к решению проблемы призыва израильских арабов. Нам известны все аргументы против распространения военной обязанности на мусульман. Тем не менее, абсолютно непонятно, почему арабский выпускник средней школы должен автоматически получать фору на три года перед своим еврейским сверстником – ведь, в отличие от молодого ультраортдокса, араб, получивший высшее образование, будет конкурировать с евреем за то же рабочее место! И если по каким-то причинам арабский сектор заслуживает освобождения от любых форм службы государству, то почему этого права лишаются харедим, которые, как ни крути, являются продолжателями вековой традиции нашего народа?

Процесс интеграции ультраортодоксов в армию и в экономическую жизнь уже идет, нарастая с каждым годом как в силу умного мотивирования, так и просто под давлением реальных обстоятельств, в которых оказался израильский ультраортодоксальный сектор. Помимо того, что новый закон «уравняет» Израиль с Эритреей (там тоже в армию загоняют под палкой), он еще и похоронит эти позитивные тенденции. Его авторы недооценивают общинную солидарность харедим, их готовность к самопожертвованию, их веру в своих лидеров и просто их веру. Поскольку, несмотря на все усилия «обременителей», мы все еще свободная страна, можно смело предсказать – в столкновении с репрессивным аппаратом светского Израиля массовое гражданское неповиновение харедим победит, а раввины-экстремисты будут праздновать торжество ортодоксального иудаизма над безбожными сионистами и их пособниками в вязаных кипах. Товарищ Пери, вы большой ученый. Может, не надо, а?

Курсор, 2.2014

  • Другие статьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев



  • TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria