|
д-р Алек ЭпштейнНовая жизнь старых иллюзий: размышления об электоральной кампании в
Израиле
8 февраля избирательная кампания в Израиле вступила в решающую фазу: все
партии определились со своими списками кандидатов в депутаты, и предвыборная
пропаганда набрала невиданные прежде обороты. Партия Кадима, к которой
принадлежит сегодня весь состав правительства и которая рассчитывает и после
выборов остаться «партией власти», разместила в разных людных местах сотни (а
может, и тысячи) огромных плакатов, гласящих: «Кадима. Сильное руководство ведет
к миру». Этот лозунг не может не вызвать удивления: к миру с кем собирается
вести свой народ партия и.о. премьер-министра Э. Ольмерта? Может быть, с
лидерами ХАМАСа, победившими на палестинских выборах 25 января? Или же президент
Сирии Башар Асад уже летит в Израиль, чтобы говорить о межгосударственном
урегулировании, подобно тому, как 29 лет назад, в ноябре 1977 г., это сделал
Анвар Садат? Может, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад согласился с тем, что
Холокост — не сионистская выдумка, и признал право Государства Израиль на
существование на Ближнем Востоке в безопасных границах? Или же руководство
Кадимы знает, как договориться о мире с «Исламским джихадом» и «Хизбаллой»?
Все это уже было, и не один раз. В 1996 г. основным предвыборным лозунгом
считавшегося правым Ликуда был «Нетаниягу. Добиваемся безопасного мира» (в
дословном переводе с иврита — «Делаем безопасный мир»), а в 1999 г. —
«Нетаниягу. Мир с Иерусалимом» (то есть не отдавая город или какую-либо его
часть под контроль какого-либо арабского режима). В своей предвыборной программе
Б. Нетаниягу писал (цитирую дословно): «Я хочу мира, я знаю, как идти к миру, и
я добьюсь подлинного мира для народа Израиля». Сейчас лозунг Ликуда звучит так:
«Нетаниягу. Безопасные границы для мира». Прошло десять лет, за время которых
только в ходе так называемой интифады Аль-Акса погибли более тысячи израильтян,
в лучший из миров отправились два наиболее влиятельных палестинских политика —
Я. Арафат (своей смертью) и А. Ясин (убит в ходе спецоперации израильских
спецслужб), а на выборах в Законодательный совет Палестинской администрации
победил ХАМАС. Б. Нетаниягу на протяжении трех лет был премьером — увы,
«подлинного мира для народа Израиля» он, естественно, не добился, как не
добились мира и сменившие его во главе страны Эхуд Барак и Ариэль Шарон. Однако
на пропаганду Ликуда все это не повлияло ровным счетом никак: израильтянам по
прежнему обещают безопасные границы «для мира». Для мира с ХАМАСом и
«Хизбаллой»? Трудно не удержаться от ернического вопроса: а Халед Машаль и Хасан
Насрулла об этом грядущем мире осведомлены?
О пришествии мира, естественно, говорила в своей предвыборной агитации и
левоцентристская партия Труда. В 1996 г. в предвыборной брошюре Шимона Переса
говорилось: «Размежевание — необходимый шаг на пути к полномасштабному миру и
сосуществованию в мире». Главным врагом мира объявлялась якобы секретно
разработанная Ликудом программа, согласно которой на территориях Иудеи и Самарии
должны были быть расселены пятьсот тысяч еврейских поселенцев. Прошло десять
лет: размежевание в Газе и Северной Самарии проведено, все 25 еврейских
поселений из этих районов выведены; и что же, Израиль пришел к полномасштабному
миру?! Конечно же, нет. Более того, по результатам опроса, проведенного по
заказу радиостанции «Галей ЦАХАЛ» 15 февраля с.г., спустя полгода после
реализации так называемой программы одностороннего размежевания 70% респондентов
утверждают, что эвакуация поселений Гуш-Катифа нанесла ущерб или, по меньшей
мере, не способствовала борьбе с палестинским террором. Повлияло ли это на
предвыборную пропаганду ведущих израильских партий? К сожалению, никоим образом.
В 1999 г. Эхуд Барак декларировал: «Только физическое разделение между нами
[израильтянами] и палестинцами … приведет к безопасности и миру: мы — здесь, они
— там». Э. Барак был, конечно, выше того, чтобы объяснить, где именно находится
«здесь» и где находится «там»: например, Бака-эль-Гарбия и Умм-эль-Фахм —
населенные исключительно арабами города, находящиеся в пределах «зеленой черты»,
то есть на не оспариваемой международным сообществом суверенной территории
Государства Израиль, — это «здесь» или все же «там»? И, напротив, Ариэль и
Маале-Адумим — сугубо еврейские города, созданные на территориях, занятых
Израилем в 1967 г., — это «там» или все же «здесь»? И, главное, каким образом
все это приведет к миру? С теми же сирийцами (а благодаря Э. Бараку — и с
ливанцами) у Израиля есть граница, принцип «мы — здесь, они — там» реализован в
полной мере, и что же, мир на северной границе Израиля уже наступил?! Увы, нет.
Но на предвыборную агитацию это, поразительным образом, никак не влияет:
лидеры Кадимы туманно намекают на следующее «одностороннее размежевание»,
одновременно с этим заявляя: «Сильное руководство ведет к миру». Тот факт, что
ни односторонний вывод израильских сил из Ливана, законченный 24 мая 2000 г., ни
односторонний вывод израильских войск и поселений из Газы и Северной Самарии в
августе 2005 г., к миру не привели, нынешнюю израильскую «партию власти» не
смущает. Жаль, что не смущает.
Многократно и на самых разных языках сказано и написано, что в предвыборной
пропаганде не столько выражаются истинные намерения «претендентов на престол»,
сколько заявляется то, что социум хочет услышать, и делается это, естественно, в
надежде расширить электоральную базу. Именно это и кажется удивительным: в
период, когда о мире с Израилем не говорит практически никто из тех в
арабо-мусульманском мире, с кем у Израиля мира нет, руководители всех ведущих
израильских партий вновь и вновь обещают добиться мира — как будто от них
что-либо зависит в данном вопросе. В реальности же от них зависит очень и очень
немногое. Можно, конечно, до бесконечности переписывать историю, объявляя белое
— черным, а черное — белым, но факт остается фактом: даже те израильские
руководители, которые ради мирных соглашений были готовы пойти на крайне
существенные уступки, не добивались ничего, если с арабской стороны не было
партнера, заинтересованного в мирном урегулировании.
Тот же Эхуд Барак приложил максимум усилий, предлагая Сирии Голанские высоты,
а палестинцам — более 90% территории Западного берега, включая арабские кварталы
Восточного Иерусалима (в том числе и в Старом городе). До этого Голанские высоты
безуспешно пытался вернуть сирийцам Б. Нетаниягу, по просьбе которого
американский миллиардер Рональд Лаудер в 1997–1998 гг. девять раз посетил
Дамаск. Как известно, к миру все это не привело — ни с Сирией, ни с
палестинцами. И, напротив, едва ли кто-то ожидал, что именно лидер Ликуда
Менахем Бегин, ставший в июне 1977 г. премьер-министром Израиля, подпишет
соглашение, предусматривавшее отдачу Египту всего Синайского полуострова, однако
случилось именно это. Тот факт, что М. Бегин отдал весь Синай, а Б. Нетаниягу и
Э. Барак не отдали ни пяди Голанских высот, объясняется не «слабостью» М. Бегина
и не мнимой способностью Б. Нетаниягу и Э. Барака до последнего отстаивать
израильские территориальные интересы, а только и исключительно позицией их
партнеров по переговорам. В тот момент, когда А. Садат прилетел в Иерусалим и во
всеуслышание объявил о своем стремлении к миру, судьба Синая была решена, и эта
судьба практически никак не зависела от позиции руководства Израиля. Тот факт,
что Голанские высоты до сих пор остаются частью территории Израиля (пусть их
аннексия и не была признана международным сообществом), объясняется только и
исключительно нежеланием президента Сирии Башара Асада последовать примеру
Анвара Садата. Если и когда он все же ему последует, едва ли что-либо спасет
жителей Кацрина [города, созданного еврейскими поселенцами на Голанских высотах]
от повторения судьбы жителей Ямита [города, созданного еврейскими поселенцами на
Синайском полуострове, эвакуированного в 1982 г.].
Пришло время, чтобы израильские руководители сказали своему народу правду:
никто из них не в состоянии добиться мира и не знает, как это сделать. Тому,
впрочем, есть весьма простое объяснение: Израиль и арабы подписывают мирные
соглашения не тогда, когда этого хочет Израиль, а тогда, когда этого хотят
арабы. Эмир Иордании Абдалла I, король Египта Фарук и президент Египта Г.-А.
Насер в разное время поддерживали ту или иную форму политического диалога с
еврейским государством, но так и не начали гласные и открытые переговоры о мире
с ним. Король Иордании Хусейн, например, вел переговоры с самыми разными
израильскими представителями еще с 1963 г. (вначале на территории
Великобритании, однако затем высокопоставленные израильтяне «прорубили окно» в
Амман, а Хусейн неоднократно посещал Иерусалим и Тель-Авив), однако решился на
подписание мирного договора лишь 31 спустя. Именно Анвар Садат вместе с
сирийцами начал в октябре 1973 г. войну, стоившую жизни более чем трем тысячам
израильтян, но с того момента, когда он заявил о своем стремлении к миру с
Израилем, до подписания мирного договора, предусматривавшего уход Израиля из
Синая, прошло менее полутора лет. Ясир Арафат возглавил ООП в 1969 г., однако
лишь в декабре 1988 г. он объявил о своем признании права Израиля на
существование (в границах, существовавших до начала Шестидневной войны).
Несмотря на то, что Я. Арафат на протяжении многих лет был и оставался лидером,
лично руководившим антиизраильской террористической деятельностью, с момента его
декларации о признании Израиля до подписания соглашений Осло, в рамках которых
Израиль передал под контроль Я. Арафата вначале сектор Газы и район города
Иерихон, а затем и все остальные арабские города на Западном берегу, не прошло и
пяти лет. Мирные договора с Египтом и Иорданией выдержали испытание временем, а
соглашения с палестинцами — нет, но и тут от израильских руководителей, по
большому счету, почти ничего не зависело.
Израильскому обществу стоит перестать тешить себя иллюзиями: до тех пор, пока
арабская сторона не хочет мира, его не будет, безотносительно к тому, на какие
уступки готов или не готов пойти Израиль. Гарантами же безопасности Израиля
являются не столько арабские лидеры, сколько руководители собственных силовых
структур. И, положа руку на сердце, следует честно сказать: они совсем неплохо
справляются с этой задачей.
Как следует из отчета, опубликованного 2 января 2006 г. Общей службой
безопасности (ШАБАКом), в 2005 г. палестинские боевики осуществили 7
терактов-самоубийств, унесших жизни 29 израильтян; всего же в террористических
актах погибли 45 граждан еврейского государства. Для сравнения: за тот же период
в автодорожных катастрофах в Израиле погибли 460 водителей и пассажиров. В конце
1990-х годов тогдашний министр транспорта Израиля Ицхак Леви инициировал
общественную кампанию «Убитый на дороге столь же дорог, как убитый в Ливане», и
эта кампания, вызвав волну общественного недовольства («как можно сравнивать
павших героев и случайных жертв несчастных случаев!»), была быстро свернута.
Сегодня на каждого жителя Израиля, ставшего жертвой палестинского террора,
приходится более десяти человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Израиль, истерзанный террором Израиль, неожиданно оказался вполне спокойным
государством, армия и спецслужбы которого вполне в состоянии гарантировать
населению более или менее высокую степень личной безопасности. Начиная с 2002 г.
численность израильтян, погибших в терактах, осуществленных палестинскими
террористами-смертниками, неуклонно снижалась: со 196 человек в 2002 г. до 144 —
в 2003, 60 — в 2004 и 29 — в 2005.
«Безопасность», о которой столько говорили, ради которой израильское
население призывалось согласиться на те или иные шаги, уступки и жертвы,
подкралась незаметно, нежданно-негаданно наступив сама собой. Нет, это, конечно,
не мир, но, положа руку на сердце, после масштабных террористических актов,
сотрясших Нью-Йорк и Мадрид, Лондон и Амман, Кашмир и Ирак, Москву и Беслан,
находящемуся в одном из самых неспокойных регионов мира Израилю едва ли стоит
гневить судьбу. С террором можно и нужно успешно бороться: израильские силы
безопасности доказали, что знают, как это делать. Достаточно сказать, что в 2005
г. израильские военные задержали 160 потенциальных террористов-смертников; не
удалось задержать лишь семерых.
Едва ли в обозримой перспективе Израиль ждет новый мирный договор с
какой-либо арабской страной или с палестинцами. Однако отсутствие мира еще не
означает отсутствия безопасности. Руководство, если оно действительно будет
сильным, сможет и дальше обеспечивать израильтянам высокую степень личной
безопасности, предоставляя руководителям силовых структур широкие полномочия
действовать, исходя из своих профессиональных возможностей. Добиться большего —
не в силах израильского правительства, и чем скорее прекратится бессмысленная
демагогия о грядущем мире, тем более адекватные решения смогут принимать и
политические элиты, и широкие слои израильского общества.
Институт Ближнего Востока,
02.2006
Другие статьи о демократии и праве
Выборы 2006
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|