|
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши гости
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наш e-mail
|
|
Раиса Эпштейн
ВЛАСТЬ НАД СОЗНАНИЕМ
Я не думала, что это произойдет так скоро.Более того, я надеялась, что это не произойдет вообще. Мощь открывшейся правды казалась столь убедительной. Кризис утопического мировоззрения представлялся столь необратимым.Но может быть, дело именно в этом. В том, что правда оказалась слишком тяжелой,слишком невыносимой для того чтобы согласиться жить с ней. Чтобы быть готовыми принять ее.
В сущности, все эти больше или меньше прозревшие Маргалиты, неплохие в общем-то люди, сомневаться в искренности которых у меня нет никаких оснований, все это время ждали, чтобы вот-вот пришел кто-нибудь снова закрыть им глаза, снова укачать их сказкой о возможном мире. Ведущий «Политики» анализировал варианты вполне добросовестно. Несколько раз он приглашал в свои программы бригадного генерала в отставке Эфи Эйтама (Файна), корректно и внимательно выслушивая его политически не корректные предложения. Но и Йоси Сарид появлялся в его студии не реже, снова и снова, как заклятье, повторяя свои отточенные формулы, сложенные так, чтобы плотно, без зазоринки, быть вогнанными в сознание и подсознание масс.
Массы, в мозги которых следует внедрить формулы Сарида, - это не только «простые люди», и может быть, в первую очередь не они. В первую очередь это как раз интеллигенция, просвещенный и прогрессивный слой левой элиты, вдруг начавший испытывать сомнения в непоколебимой истинности религии «мира», составлявшей всегда мировоззренческую ось самого его существования. Кардиналы и епископы церкви «мира» просто обязаны были найти решение для преодоления этого религиозного кризиса. Сегодня уже вполне ясно,что они нашли его.
Идеологическое ядро религии «мира», как она сформировалась сразу же после победы Израиля в Шестидневной войне, выражено в принципе «территории в обмен на мир». Это значит, что связанные с глубиннейшими пластами еврейской истории земли,возвращенные нами вследствие этой войны, с самого начала стали в этой религии инструментом торговли с арабским миром. Для того, чтобы придать этой грязной торговле пристойное идейное оформление, интеллектуалы радикальной левой уже тогда начали сочинять историю палестинского народа, якобы связанного всеми своими корнями с этой землей .
Безусловно, не все верили тогда, как не все верят сейчас, что это их, палестинцев,территории. Не все отрицали тогда, как не все отрицают сейчас, историческую связь государства Израиль с землями Иудеи и Самарии, с Иерусалимом, с Храмовой Горой. Многие говорили и говорят:
- Да, это наша земля, наш Иерусалим, наши святыни. Но здесь живут два народа, так сложилось исторически. И потому надо поделиться. Мы возвратим им завоеванное вследствие Шестидневной войны, и они в конце концов согласятся с нашим присутствием на остальной части Палестины, внутри зеленой черты.Рано или поздно этот исторический компромисс состоится. Он не может не быть достигнут потому что это не может быть никогда. Потому что так утверждает религия «мира». Потому что она говорит это: Мир неотвратим, и альтернативы миру нет.
***
Интифада Эль-Акса нанесла тяжелый удар этой ни на чем не основанной вере не потому, что в центре происходящего оказались Иерусалим и Храмовая Гора, а потому что эта лава бешеной ненависти к евреям выбросила на поверхность бескомпромиссное требование «права на возвращение» и взорвалась жестоким бунтом израильских арабов.И то и другое нанесло удар религии «мира» потому, что оно касалось не «оккупированных территорий», а «маленького Израиля». Нашего, родного, мапайного и мапамного. Израиля израильтян, а не Израиля евреев.Израиля сабр, а не Израиля поселенцев.Нашей Уганды, а не нашей Эрец Исраэль.
Интифада Эль-Акса нанесла тяжелый удар религии «мира» потому, что она показала: откупиться от арабских требований продажей поселений и жертвопроиношением поселенцев не удастся. Палестинцы не удовольствуются одними лишь «территориями». Они хотят всего. Все-го.
Но религии, как известно, так просто не умирают . Они и в самом деле могут переживать кризисы. Однако верующий человек , если он не потерял потребность в вере,способен удовольствоваться даже малым для того, чтобы вновь восстановить ее.Тем более что есть охотники эту веру поддержать и даже разжечь.Разжечь в самих себе.И особенно - в других.
Эхуд Барак, кажется, в своей прощальной речи сказал, что израильское общество еще не дозрело до горькой правды, которую он обнажил. Но оно еще созреет, общество наше. И тогда-то мы сможем сделать «мир» на базе его, Барака, предложений и достижений. Это заявление ,сделанное на волне энтузиазма от победы Шарона (25% преимущества в пользу нового премьера, то есть 25% против предложений и достижений Барака), многих тогда насмешило. Многих, но не меня. Я думала о том, что предложенная Шароном платформа отказа от постоянного урегулирования и возвращения к промежуточным соглашениям,являющаяся по существу программой возвращения к Осло, несет в себе опасность стирания эффекта того, что действительно обнажила политика Барака. Стирания эффекта открывшейся правды о том, что несут
нам соглашения с одним из глав международного терроризма Ясером Арафатом.
Я думала и о том, что мы не умеем учиться на ошибках прошлого. Динамика соотношения топчущейся на месте правой власти и закулисной возни левой оппозиции, подготавливающей новые рывки в направлении реализации своей идеологии, может воспроизвестись и сейчас. Время показало, что мои опасения были оправданы. Все происходит именно так. Те , кто все еще наслаждаются реакциями ЦАХАЛа или заняты отслеживанием отношений между Шароном и Пересом, могут пропустить главное. Главное варят на своей кухне Йоси Бейлин с его старой компанией, а также Йоси Сарид и Бен- Ами.Они не возвращаются к Осло и не топчутся в старых сенях. Они уверенно идут вперед. Сделанное при их участии и при их мощном на него давлении Бараком они используют для очередного рывка.Дальше. Выше. К новым победам. Навстречу миру с врагом, которого они уверенно обещают снова превратить в «друга».
Недавно их деятельность продемонстрировала свои первые плоды. Известная журналистка озаглавила свою статью на эту тему так:
«Левая возвращается к жизни».
«Истинный смысл конференции коалиции мира, состоявшейся во вторник 8 мая...состоит в том, что левая, наконец, очнулась.После месяцев шока и немоты лагерь мира просыпается и объединяется вокруг требований замораживания поселений, принятия иордано-египетской инициативы и выводов комиссии Митчела.Они требуют,чтобы Израиль тотчас же возвратился к столу переговоров. Политическая программа, относительно которой у них есть полное согласие, - это предложения Клинтона: отказ от почти 100% из территорий Западного Берега и раздел Иерусалима.
То важное, что произошло с этим лагерем после власти Барака – это отмена табу. Левые могут теперь говорить, наконец, во весь голос всю правду о том, чего они действительно хотят».
И все-таки подлинным признаком «возвращения к жизни» израильской радикальной левой является не сама конференция «Союза голубей», а зафиксированный в ней огромный успех, достигнутый как закулисной, так и явной для всех деятельностью ее политических представителей. В результате этой деятельности не только арабский мир и европейцы, но и американцы приняли выводы комиссии Митчела, ставящие знак равенства между палестинским насилием и фактом существования еврейских поселений. На сегодняшний день их почти приняло и правительство национального единства Израиля. Чтобы закрепить победу и обеспечить условия ее реализации, израильские «голуби» концентрируют сейчас свои усилия на том, чтобы произвести соответствующий ей поворот в общественном сознании. Впрочем, для них достижение этого поворота не только средство, но, может быть, в первую очередь самоцель.
***
Религии бывают разные. Есть провозглашающие любовь. Есть опирающиеся на ненависть.Есть относящиеся к реальности такою какова он есть, призывающие любить тех, кто достоин любви, и ненавидеть тех, кто ненависти заслуживает. Такова религия иудаизма.Религия же «мира» больше похожа на ту, которая декларирует всеобщую любовь, будучи готовой убивать ради нее и даже сжигать на кострах. Религию ненависти восстановить после кризиса и болезни совсем не тяжело. Все, что для этого надо – это предоставить объект для ненависти. Остальное придет само собой.
И здесь мы подходим ко второму, этическому моменту кризиса религии»мира».Чтобы не запутаться в этом вопросе, вспомним, что религия любви, каковою является израильская религия «мира»,вся целиком стоит на ненависти. Ненависти к этим странным существам, называемым ею муравьиным словом «митнахлим», что на русский переводится в этом муравьином смысле не вполне адекватным (то есть муравьиных ассоциаций не вызывающим) словом «поселенцы».
Эта ненависть совсем не случайна, и как уже сказано выше, воплощенный в ней этический компонент религии «мира» невосредственно связан с компонентом идеологическим.
Первородный грех поселенцев состоит в том, что они смели поселилиться на еврейской земле, предназначенной хозяевами государства Израиль для торга, для обмена, для служения средством достижения их «мира». И потому поселенцы, эти муравьи-митнахлим, ставшие помехой миру, - не могут быть определены в религии «мира» иначе как тотально безнравственные существа.Они не только «враги мира», но и враги нравственности, этому «миру» просто напросто тождественной.
Без ненависти к поселенцам нет и не может быть религии «мира». Ненависть эта является ее неотъемлемым структурным компонентом, ее формообразующим ядром. Не случайно поэтому то обстоятельство, что одним из центральных компонентов кризиса религии стало ослабление, и может быть даже сползание на нет этой ненависти. Оно было обусловлено тремя обстоятельствами. Первое состоит в том, что интифада началась не из-за поселенцев, а из-за Иерусалима и неудовлетворенного требования права на возвращение палестинских беженцев в «маленький Израиль». Второе заключается в том, что несмотря на все, почти не скрываемые попытки священников религии «мира» оставить арабский террор за линией «зеленой черты», он нагло и неожиданно сквозь нее прорвался. Не только теракты в Хедере и Нетании, но и осмеянные миротворцами катюши в сторону Ашкелона видятся сегодня в качестве вполне реальной возможности. Всякий разумный человек делает из этого вполне логичный вывод: проблема не во «врагах мира», поселенцах, а в подлинных врагах, которых религия «мира» превратила в «партнеров».
Третье обстоятельство является в нравственном смысле самым главным, но оно же и самое опасное, самое разрушительное для религии ненависти, религии «мира».Оно является самым опасным для нее потому что разрушает ненависть, противопоставляя ей сочувствие и любовь.Оно разрушает миф человеконенавистнической религии «мира» о ее высокой нравственности, противопоставляя ему подлинную нравственность, не имеющую ничего общего с ним. Оно заключается в сочувствии, человеческом участии, милосердии и просто добром отношении остального общества (и что особенно опасно для религии «мира»- немалого числа людей с левыми взглядами) к демонизированным священниками религии «мира» поселенцам. Поскольку же без их дегуманизации и демонизации религия «мира» просто не может существовать, ее священники обязаны сделать все, чтобы эту дегуманизацию и демонизацию вернуть.
Мне думается, это совсем не случайно – что атака началась и достигла своей вершины в разгаре чудовищных убийств, потрясших страну – убийства Асафа Гершковича и потом убийства-линча несчастных подростков из Текоа. Врага надо прикончить в зародыше. Человечное и доброе отношение к евреям, поселившимся не там, где разрешает Сарид, надо погасить точным и хорошо нацеленным ударом в самом пике его проявления. В морально здоровом обществе антипоселенческая кампания левых радикалов, развернутая именно в эти дни, вызвала бы отвращение к тем ,кто ее осуществляет, и сопровождалась бы мощным моральным протестом против этой бесчеловечной деятельности. У нас же ничего такого не произошло и не могло произойти. И это еще одно свидетельство того, что мы очень больное общество. Настолько больное, что я даже не знаю, можно ли еще его излечить.
Успех тайной деятельности левых по убеждению американцев вернуться к давлению на Израиль дал безусловно спланированный заранее внутренний эффект. Американцы требуют заморживания поселений как условия прекращения палестинского насилия,- слышит израильтянин, которому давно вбито в голову, что США – наш единственный и верный друг. И вот он, еще вчера глубоко сочувствовавший жителям Псагот и Нецарим, начинает испытывать снова подступающее чувство неприязни:
- Какого дьвола! Мало того, что я хожу туда на милуим, мало того,что им дают причитающиеся мне деньги, так еще из-за них, именно из-за них, палестинцы делают теракты возле моего дома, внутри зеленой черты.
И он уже забыл, этот простодушный израильтянин с сознанием как чистая доска, на которой рука Сарида пишет нужный текст,что теракты возле его дома начались совсем по другой причине. Он уже забыл про Иерусалим. Он уже забыл про Кемп-Дэвид-2 и Таба, про все, что Барак обещал, а палестинцы почему-то не взяли. Он, добродушный израильтянин, тоже требует заморозить поселения и поселенцев. Может быть, даже эвакуировать их насовсем. Ведь тогда палестинцы прекратят насилие и наступит долгожданный мир.
И вот уже журналисты, которые еще вчера и позавчера неподдельно сочувствовали жителям Офры, Кфар-Даром и даже Хеврона, и потому выглядели совсем непохожими на себя, уже берутся, засучив рукава, подсобить усилиям Бейлина и Сарида, и впечатывают, еще глубже, еще прочнее впечатывают, врубают в наше сознание и подсознание эту чудовищную , эту дьвольскую, эту так хорошо продуманную и так профессионально отработанную симметрию, это уравнение кровавого палестинского террора и факта существования еврейских поселений и самой жизни евреев здесь, на исторической еврейской земле.
И вбивается, вдалбливается в сознание и подсознание граждан и властвующих политиков указ уже встающей на ноги религии «мира», предназначенный, как всегда в ней, оправдать убийцу- врага и обвинить жертву.И теперь, на этом заранее подготовленном фоне, уже может появиться в «Ха-Арец» статья професора Еврейского университета Зэва Штрейнхела, публикация которой даже в этой газете была бы немыслимой еше несколько недель назад. Того самого Штрейнхела, который в начале 90-х годов, еще до Осло, призвал к гражданской войне против поселенцев. Маарив, сообщивший тогда об этой миротворческой инициативе, вышел с огромным заголовком: «Подняться с танками на Офру!» . Главную идею своих предложений уважаемый профессор сформулировал следующим образом: «...гражданская война,которая очистит атмосферу в Израиле от еврейского фашизма».
И все же, как ни ужасно то, что было сказано этим страшным человеком в ту пору, оно выглядит безобидной болтовней по сравнению с тем, что он пишет в своей нынешней статье. Отличие обусловлено не только изменением содержания, но и изменением обстоятельств. Ведь то, что Штрейнхел пишет сегодня, говорится после всего, что мы видели и пережили за годы, прошедшие с момента его прежнего заявления, и главное – в разгаре того, что мы переживаем сейчас:
«У многих в Израиле, может быть даже у большинства, нет сомнения в легитимности вооруженного сопротивления палестинцев на территориях. Если бы они были чуть поумнее, они бы сосредоточили свои усилия на борьбе против поселенцев, не убивали бы женщин и детей, не стреляли бы по Гило, по Гахаль-Оз и по Сдерот, не подкладывали бы свои взрывные устройства с западной стороны зеленой черты. Таким образом они бы сами точно прочертили тот профиль решения проблемы, которое так или иначе будет достигнуто в будущем: уточненная зеленая черта будет международно признанной границей, и территории будут обменены, чтобы компенсировать палестинцам потери той части земли, которая уже аннексирована Израилем».
Кажется, не может быть более точного и более откровенного выражения кровавой сути «мира» с Арафатом и его камарильей. Но еще больше выражает статья ведущего профессора главного университета Израиля, и – что еще существеннее - отсутствие какой-либо публичной реакции на нее как со стороны левых, так и со стороны правых политиков, степень нравственного падения израильского общества, степень его дегуманизации, ставшей неизбежной именно потому, что он, Израиль, дал не только политическую, но и этическую легитимацию своре убийц.
До недавнего времени еще могло казаться, что прозрение общества происходит, и политики вот-вот зафиксируют его своими действиями. Однако вместо столь ожидаемого поворота пришел совсем другой.Поворот совершили левые радикалы, заинтересованные в сохранении легитимации Арафата как партнера Израиля, поскольку без такой легитимации им самим не может быть места и какого-либо статуса ни в политике, ни в общественной жизни. Правые же политики, не решившиеся отказаться от Осло, именно по этой причине не смогли или не захотели совершившемуся повороту помешать.
Поворот не является только политическим. Он протекает в нашем сознании и наших душах. На первый вгляд, ответственность за него несут лишь те, кто поставили себе целью стереть эффект прозрения общества, связанный с взрывом интифады Эль-Акса, возведением поселенцев на эшафот нашей ненависти и превращением их в разрешенную жертву палестинского нацизма.Но в действительности – ответственность лежит и на обществе, на нас.
Ибо это и по нашей вине возвращается пошатнувшаяся - было в ужасе от самой себя религия «мира», религия ненависти.Ослабевшая было ее власть над нашим сознанием и над нашей жизнью возвращается потому что мы даем ей завладеть собой. Она приходит, потому что мы позволяем ей вернуться. Она не посмела бы снова поднять голову, если бы мы изгнали ее из нашей жизни раз и навсегда.
Мы тоже осуществляем поворот, о котором идет речь – своим равнодушием, своими играми в политику, своей слепотой и глухотой безумцев, пляшущих над разверзающейся бездной. Она разверзается не только под ногами поселенцев.Заклинания Штрейнхейлов не помогут. И даже если мы очень захотим убежать от тяжелой правды, она догонит нас. Если израильское общество предаст жителей Иудеи, Самарии и Гуш-Катифа, это не поможет ему спасти себя.Если манипуляторы над нашим сознанием и впрямь достигнут своей цели, то виновными в этом будут не только они, но и мы. Мы все. Это будет нашим общим нравственным преступлением, прощения которому нет и не может быть.
Еще не поздно. Нашу национальную совесть и нашу жизнь еще можно спасти.
***
Уже после того, как я закончила эту статью, сообщили о террористическом акте в Нетании. Его тяжелые последствия еще будут обсуждены. Вокруг них будет еще намотано много-много нужных и ненужных слов. Кто-нибудь наверняка скажет, что случившееся «является доказательством» такой-то и такой-то политической позиции. Мне подобная логика представляется циничной, если не кощунственной. Зверские убийства ни в чем не повинных граждан не могут быть доказательством ничему.
Я не вижу смысла и в высказывании претензий к «голубям мира», от Сарида с Захавой Гальон и до профессора Штрейнхела. Единственное, что я могу сейчас добавить к сказанному в статье– это моя надежда на то, что родственники, друзья и знакомые убитых в Нетании, раненные в этом чудовищном теракте и руководители города не скажут, как сказал мэр Сдерота после упавших возле города минометных снарядов: «Мы требуем от главы правительства Шарона, чтобы в таких местах, как наше, эти вещи были тотчас же прекращены. Потому что мы не какое-то-там поселение за зеленой чертой ».
«Вести-2» 24.05.2001
|
|
|