|
Рав Элиягу Эссас День освобождения Иерусалима
"Иерусалим, ты — город, построенный, чтобы объединить в себе все". Так назвал (в 122-м Псалме) столицу еврейского народа и его государства царь Давид.
Что же объединяет в себе Иерусалим и чем он сущностно отличается от других городов и столиц?
Начало — еще до всех начал...
В 2085 году по еврейскому летоисчислению (почти 3700 лет тому назад) шли из Беэр-Шевы на север два человека, отец и сын. Они шли, чтобы выполнить непонятный и страшный приказ Всевышнего. Авраам (отец) должен был принести в жертву Ицхака (своего сына) на горе, которую укажет ему Всевышний.
На третий день пути Авраам поднял глаза и увидел — вот она, гора, о которой говорил ему Творец мира. На ее вершине Авраам увидел... Храм, здание бело-золотистого цвета. Он увидел удивительный, неземной огонь и дым, поднимавшийся столбом к небу.
Авраам спросил сына: "Что ты видишь?" Ицхак ответил: "Храм. И огонь, и дым".
Они были не одни, отец с сыном, их сопровождали еще два человека. Но только Авраам и Ицхак были евреями. Единственными в то время евреями на земле. Авраам спросил своих спутников: "Что вы видите?" Те отвечали: "Горные вершины". И больше ничего.
Они были близки Аврааму, эти два человека. Но они увидели только то, что было видно всем. Вершины гор.
А Авраам и Ицхак увидели Иерусалим. Города еще не было, но его небесный образ уже существовал — а ведь Иерусалим объединяет небесное и земное.
И тогда Авраам сказал сопровождающим: "Оставайтесь здесь, а мы пойдем дальше..." И они пошли вдвоем, отец и сын. Дойдя до вершины горы, на которой он увидел Храм, Авраам построил жертвенник, положил на него Ицхака, взял в руки нож и... услышал Голос Всевышнего:
"Теперь Я вижу, что ты — тот, от которого может пойти [еврейский] народ. Ибо даже единственного сына [который дороже тебе, чем ты сам] ты не пожалел, выполняя Мой приказ и ради Моего Имени".
2128 год. Два молодых человека, близнецы Эсав и Яаков, внуки Авраама, сыновья Ицхака, обсуждают, кому предстоит унаследовать традицию, начавшуюся с Авраама и переданную Ицхаку. Еврейскую традицию, образ жизни — все то, ради чего существует еврейский народ.
Эсав появился на свет на несколько мгновений раньше Яакова и потому считался первенцем. Он должен был сделать выбор. Оба они, Эсав и Яаков, увидели где-то там, на севере от Беэр-Шевы, далеко за горизонтом, на вершине горы... Храм. И огонь и дым. На свете не было ничего прекраснее этого Храма. Но и ничего ответственнее служения в нем. Этот Храм — место служения Творцу мира, а служить Ему можно только в точном соответствии с Его волей. Эсав же хотел владеть миром, а не служить его Творцу. Пусть только "земным" миром, но — владеть. А служение, Храм, огонь и дым, пусть даже и уходящие в Небо, — все это Эсав охотно отдал Яакову.
Так и случилось. Потомки Эсава основали Древний Рим, величайшую из империй, распавшуюся затем на десятки государств, создали за тысячу лет мощную и гибкую идеологию, давшую множество различных интеллектуальных ростков, "национальных по форме и идолопоклоннических по содержанию". Казалось, они покорили мир. Их власть распространилась от Атлантики и до Урала, а затем и дальше — до Тихого океана. На Северную и Южную Америку, на Африку и Австралию.
Все, казалось бы, шло согласно плану Эсава. Однако было и маленькое "но". Потомки Яакова продолжали владеть Иерусалимом (и Храмом). Всего несколькими квадратными километрами. Что это в сравнении с миллионами (а сегодня — десятками миллионов) квадратных километров, на которые распространилась власть потомков Эсава. Однако Эсав знал с самого начала, что он не может полностью, безраздельно владеть материальным миром, если Яакову будет отведена в нем тихая обитель, где он сможет заниматься духовными вопросами. Нет, Эсав знал, что есть место, объединяющее в себе духовное и земное. Место это — Иерусалим. И пока Иерусалим принадлежит Яакову, Эсав никогда не сможет считать себя "хозяином", господином мира.
Треугольный фундамент...
И еще одну тайну знал сын Ицхака Эсав (знал ее и сводный брат Ицхака Ишмаэль, от которого повели свой род арабские племена). Он знал, что существование человечества имеет смысл, только если в жизни проявляются и действуют три взаимосвязанных понятия: высшая справедливость - "дин"), вневременная истина - "эмет") и настоящий — а не поверхностный — мир - "шалом").
И если к таким понятиям, как эмет и шалом, потомки Эсава и Ишмаэля могли относиться "беззаботно", считая их как бы философскими и отвлеченными, то в том, что касается понятия дин, они все время ощущали постоянное внутреннее беспокойство. Ибо если есть дин, то земным наслаждениям и упоению властью — пусть и над большой частью человечества — придет конец. Ведь они-то хорошо знали, что их путь к власти был сплошным отрицанием принципов справедливости.
Место, в котором объединяются эти три понятия — дин, эмет и шалом, — называется - Иерусалим.
Почему же Эсав согласился с разделом сфер влияния, согласно условиям которого он получил весь "земной" мир, а Яаков — "духовные" сферы, пусть малоинтересные для Эсава, зато вполне способные "портить ему настроение"?
Дело в том, что он надеялся, что Иерусалим недолго будет находиться в руках Яакова или его потомков (то есть недолго будет еврейским), треугольник дин, эмет и шалом будет разбит и о справедливости на земле можно будет забыть.
Были ли надежды Эсава иллюзорны? Ему они представлялись реальными. Ибо Эсав твердо решил убить брата своего, Яакова.
А когда он понял, что это ему не удастся, то завещал это убийство своим .потомкам. Это "завещание" и стало корнем возникающего в каждом поколении нового плана "окончательного решения еврейского вопроса" (см. "Пурим"), а также удивительную устойчивость единого фронта народов и стран, "не признающих" (по сей день!), казалось бы, очевидный факт, что Иерусалим является центром еврейского народа и столицей Израиля.
Город Давида...
Много лет прошло с тех пор, как Авраам увидел образ ??? ???? (бейт микдаш) — Храма, стоящего на горе Цион, — а Яаков стал наследником духовной традиции Авраама и Ицхака. Евреи прошли через горнило египетского рабства, продолжавшегося 210 лет, 40 лет провели в пустыне перед вступлением в Эрец
Исраэль, Землю Израиля, сотни лет осваивали эту страну, боролись с набегами чужеземных армий и, главное, вели очень непростую борьбу во внутренней, духовной сфере со столь легко проникающим в душу и, вроде бы, облегчающими жизнь идеями, мировоззрениями, "измами", которые, будучи "добавленными" к Торе (а то и просто заменяя ее) должны были помочь, как следует устроить духовные и материальные дела. Они падали и поднимались, отступали и вновь побеждали. Они укреплялись на своей земле, а она становилась, если можно так выразиться, все более и более еврейской.
Но удивительное дело: в самом центре этой земли находилась крошечная территория, всего несколько квадратных километров, на протяжении сотен лет окруженная еврейскими поселениями, которая на тот момент еще не принадлежала евреям!
2891 год (869 г. до н.э.). Город Хеврон. Старейшины всех колен Израиля пришли к Давиду и сказали ему: "Вот, мы — кость твоя и плоть твоя... И сказал Всевышний тебе:
"Ты будешь пасти народ Мой, Израиль, ты будешь главою Израиля..." — и помазали Давида на царство над Израилем" (Танах, Книга Шмуэля, II, гл. 5).
Почему же это событие произошло в Хевроне, а не в Иерусалиме, нашей столице? Потому что именно Иерусалим и был той точкой в центре страны, которая еще не контролировалась нашим народом. Согласно законам Торы завоевание Иерусалима, этого особого города, созданного Всевышним для того, чтобы стать сердцем еврейского народа, задолго до того, как этот народ появился, — завоевание этого города должно было стать последним, завершающим этапом четырехсотлетнего периода врастания еврейского народа в свою землю. Тора установила условие, выполнив которое, евреи смогут (и должны будут) вступить во владение Иерусалимом. Условие это — помазание царя из колена Иегуды, который будет признан всем народом и станет править в строгом соответствии с законами Торы. Это условие и было выполнено в 2891 году по еврейскому летоисчислению, когда Давид стал царем с согласия всего народа.
И первым же его шагом стало овладение Иерусалимом.
2928 год. Сын царя Давида, царь Шломо (Соломон), завершает строительство Иерусалимского Храма. Город превращается в духовную столицу мира. Одна за другой его навещают делегации со всех концов света, жаждущие познакомиться с удивительным народом и его мудрым правителем. Эти делегации посещали Храм, знакомились с его необыкновенной структурой, сверхъестественным функционированием, становились свидетелями обсуждения законов Торы, наблюдали, как разбирают судебные дела царь Шломо и Высший раввинский суд при его дворе, знакомились с государственной, экономической и социальной жизнью еврейского народа. Это приводило ко все большему осознанию народами мира огромной, "нечеловеческой" мудрости Торы, подводило к признанию Творца.
Вскоре процесс этот был прерван.
Мы не можем сейчас сколько-нибудь детально описать и, главное, проанализировать еврейскую историю. Иерусалимский Храм существовал 410 лет. Затем наступил самый трагичный день нашей истории.
3338 год, девятый день месяца Ав. Храм разрушен и сожжен. Разрушен и весь город. Оставшиеся в живых евреи уведены в плен, началось Вавилонское изгнание, длившееся 70 лет.
Но евреи вернулись и отстроили Храм, вокруг него опять вырос город. Иерусалим снова стал столицей еврейского народа. Снова были периоды удач и трудностей, побед и поражений. И опять в день Девятого Ава, теперь уже 3828 года (68 г. н.э.), Храм был разрушен и сожжен, а город уничтожен. На этот раз — римлянами, прямыми потомками Эсава.
Казалось, сбылись надежды непримиримого врага Яакова и его потомков. Евреи были изгнаны со своей земли, Иерусалим разрушен, а с ним и фундаментальный треугольник — дин, эмет и шалом. Теперь осиротевшим миром можно будет управлять безнаказанно.
Но и на этот раз Эсав ошибся.
Если забуду тебя, Иерусалим...
Евреям запретили возвращаться и отстраивать Иерусалим. Затем большая часть нашего народа (вернее, большинство оставшихся в живых после войн с римлянами) была изгнана из Земли Израиля.
Но Землю эту, и особенно Иерусалим, они унесли в сердце. Слова-клятва из 127 псалма царя Давида:
"Им эшкахех Йерушалаим, тишках йеми-ни" — "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука" — были не просто словами, но неотъемлемой частью еврейской жизни. Каждый еврей, где бы он ни находился, должен был знать, с какой стороны от него находится Иерусалим. Трижды в день во время тфилы, молитвы, он становился лицом к Эрец Исраэль, лицом к Иерусалиму. Во время любого, самого радостного праздника евреи вспоминали о Храме, лежащем в руинах. Четыре дня в году были объявлены траурными (в эти дни, в частности, нельзя ни есть, ни пить) в память о четырех трагических эпизодах, связанных с разрушением Иерусалима; в один из этих четырех дней — Девятого Ава — пост продолжается 26 .часов.
Но это еще далеко не все. В соответствии с основными принципами устройства мироздания движения наших сердец и наши действия вызывают симметричные изменения в высших, духовных ("небесных") сферах. Эти принципы изложены в Торе и подробно разбираются в Талмуде. Всевышний одарил нас чудом, о котором рассказывает Устная Тора — Талмуд и Мидраши: никогда Присутствие Всевышнего — Шхина — не покинет Иерусалим, никогда не оставит единственный уцелевший остаток стены, окружавшей Храм (евреи называли его "Котель Маарави" - Западная Стена, — а неевреи — Стеной Плача). Нижние ряды камней Западной стены, Котеля, не будут разрушены никогда — в знак ощутимого, явного присутствия Всевышнего в Иерусалиме.
Мы, конечно, понимаем, что Творец мира "находится" (если так вообще можно сказать) всюду и везде. Однако местом, где Он присутствует явно, которое Он охраняет от разрушений, стал этот остаток Храма. Его не смогли уничтожить никакие бедствия, никакие войны, проносившиеся по Эрец Исраэль, — хотя их было по меньшей мере несколько десятков. Всевышний выбрал для себя Иерусалим.
Об этом-то и забыл Эсав, равно как и его потомки и последователи. Неуничтожаемость еврейского народа, его неразрывная духовная связь с Иерусалимом, с одной стороны, и проходящее через всю историю Присутствие Всевышнего в Иерусалиме — с другой, стали гарантией того, что миром всегда будет управлять тройственная основа бытия — дин, эмет и шалом — находящая свое выражение в "идее" Иерусалима:
Иерусалим, город, построенный, чтобы объединить в себе все.
Годы безлюдья и запустения...
"Каким одиноким стал город, [некогда] многолюдный". Так описал пророк Ирмеягу жизнь Иерусалима во времена, когда он не принадлежит еврейскому народу.
Вспомним теперь эти 1900 лет, годы отчуждения. В истории города они делятся на пять основных периодов. Ради удобства округлим некоторые цифры:
1. Христианский период. Более 500 лет. Метрополия — Римская, потом Византийская империя.
2. Мусульманский арабский период. Около 500 лет. Главная метрополия — Багдадский халифат.
3. Христианский период. Около 200 лет. Полунезависимое княжество крестоносцев, находившееся в вассальной зависимости от больших западноевропейских государств.
4. Мусульманский мамелюкский период. 300 лет. Метрополия — Египет.
5. Мусульманский оттоманский период. 400 лет. Метрополия — Турция.
Все эти периоды очень похожи один на другой: новые хозяева не проявляли к Иерусалиму ни малейшего интереса. Некоторые официальные арабские хроники, описывая очередной налет на Восточное Средиземноморье, даже не упоминают о захвате Иерусалима — о нем мы узнаем из других источников, — отмечая при этом захват других городов, расположенных в Эрец Исраэль. В то же время каждая чужая власть пыталась обеспечить принципиальные, "идейные" аспекты своего владычества. Христиане строили церкви, а мусульмане — мечети (в том числе и на том месте, где стоял Храм). При этом мусульмане старались уменьшать "количественное и качественное" присутствие христиан, разрушая церкви или ограничивая их деятельность, а христиане отвечали мусульманам тем же. Во времена 200-летнего правления крестоносцев они попросту разрушили почти все мечети и построили на их месте церкви (эту "операцию" они провели и с мечетью Омара, стоящей на Храмовой горе); в более поздние времена, особенно в 19-м веке, они начали оказывать политическое и военное давление на Оттоманскую империю с целью обеспечить свои интересы. В этом деле соревновались между собой католики и православные, лютеране и англиканцы. Однако Иерусалим при этом обычно не имел даже статуса "райцентра", а входил в состав какой-либо маленькой второразрядной провинции (скажем, с центром в городе Рамла).
Лишь по одному вопросу все страны, владевшие Иерусалимом, проявляли единодушие: город не должен быть еврейским. Разумеется, свою решимость не допускать в Иерусалим евреев захватчики проявляли по-разному.
Христиане вообще — категорически — запрещали евреям селиться в Иерусалиме. Даже когда мусульмане разрешали ограниченному числу евреев жить в городе, христианские священники требовали от своего руководства в Европе оказывать давление на мусульманские власти и даже запрещали торговым кораблям брать на борт евреев, желавших перебраться из Европы в Израиль. Таким образом, англичане, не позволявшие евреям приезжать в Израиль в 30—40-х годах нашего века, вовсе не были первыми, кто "блокировал" нашу землю от нас, евреев.
Мусульмане в начале каждого исторического периода вдохновлялись идеей расширения города, не в последнюю очередь для того, чтобы "растворить" живущих в нем христиан, разрешали небольшому числу евреев (до нескольких сотен человек) поселиться в городе. Однако затем "жадность брала верх" и евреев облагали такими налогами, что даже помощь собратьев из других стран не помогала, — в городе могли оставаться лишь единицы.
Ну и конечно, не обходилось без погромов: периодически арабы поджигали вновь отстраиваемые синагоги и ешивы, громили еврейские кварталы — короче, обычная история. Продолжалась она долгих 1900 лет.
Только учитывая все это, можно должным образом оценить величайшее мужество и преданность Иерусалиму тех евреев, которые, несмотря ни на что, приезжали сюда и устраивали здесь свою жизнь.
Важно отметить, что какое-то, пусть небольшое число евреев жило в Иерусалиме практически всегда (за исключением, может быть, нескольких особо мрачных лет христианского владычества). В У11-Х вв. в Иерусалиме действовал раввинский суд. В середине XIII в. во главе общины встал один из величайших комментаторов Торы и Талмуда Рамбан (рабби Моше бен Нахман), а в конце XV — рав Овадия из Бертиноры, комментатор Мишны. В это время в Иерусалиме проживали немногим более 200 еврейских семей.
Для Оттоманской империи Иерусалим продолжал оставаться второстепенным городом, и поскольку центральные власти были далеко, а местные — арабские шейхи — легко подкупались, все больше и больше евреев, давая взятки, получали возможность поселиться в Иерусалиме — легально и не совсем.
В середине XIX в. евреи уже были большинством в Иерусалиме, а к концу века двое из каждых трех жителей города были евреями (30 тысяч евреев и 15 тысяч мусульман и христиан различного толка).
Первые ростки будущего...
Параллельно с численным ростом еврейского населения произошли качественные изменения в характере города. Из года в год на его карте появлялось все больше новых районов. Вначале это было связано, в основном, с "психологической перестройкой" — ведь Иерусалим развивался лишь внутри стен Старого города, — но с конца XIX века новые районы за его стенами стали появляться буквально как грибы после дождя: Мишкенот Шаананим, Махане Иегуда, Меа Шеарим, Шаарей Цедек — это лишь некоторые из названий кварталов, построенных в 1870-1890 годах.
Итоги первой мировой войны, в первую очередь разгром Оттоманской империи, резко измененили положение Иерусалима. С декабря 1917 года город стал управляться британской военной администрацией, а вскоре, получив от Лиги Наций мандат на управление всей территорией Палестины (так неевреи называли территорию Эрец Исраэль), англичане сделали Иерусалим административным центром всей подмандатной территории.
Вскоре относительно нейтральная политика Великобритании сменилась проарабским курсом, иногда граничившим со злостным антисемитизмом. Вот характерный пример.
Несмотря на то, что евреи составляли почти три четверти населения Иерусалима, англичане всегда назначали мэром города араба, а городской совет состоял из шести арабских и шести еврейских депутатов. Это приводило к тому, что все планы быстрого развития города, неизбежно укреплявшие в нем еврейские позиции, срывались горсоветом.
Однако остановить рост еврейского Иерусалима арабам не удалось — ни административными методами, ни погромами (страшные погромы имели место в 1920, 1929, 1933 и 1936 годах; затем, по сути, началось непрерывное кровопролитие). Административные центры Сохнута и ВСО, учебные заведения, больницы, десятки новых кварталов — все это стало частью Иерусалима еще до провозглашения независимого государства.
Только в 1948 году был положен конец росту Иерусалима как единого центра еврейского народа. Через несколько часов после провозглашения независимого еврейского государства (в день, назначенный ООН) войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в Израиль. Через несколько дней египетские и иракские войска стояли в пригородах Иерусалима, присоединившись к иорданским войскам, яростно атаковавшим еврейские кварталы города.
Только мужество и героизм почти безоружных еврейских бойцов (и вообще всех жителей Иерусалима) позволили сохранить западную часть города в еврейских руках. Однако ряд кварталов пришлось уступить, в том числе и еврейский квартал Старого города. Все они были немедленно и самым варварским способом разрушены иорданцами. Даже старинное еврейское кладбище на Масличной горе (Гар га-зейтим) было осквернено, а надгробные плиты использовались как строительный материал при возведении казарм Арабского легиона (ударных частей иорданской армии, вооруженных и обученных англичанами).
Перемирие 1948 года застало Иерусалим разделенным на две части — восточную, израильскую, и западную, иорданскую. А в декабре того же года Иордания объявила об аннексировании "части Палестины, контролируемой иорданскими войсками", в том числе и Восточного Иерусалима, объявленного "второй столицей Иордании" (!)
В течение следующих девятнадцати лет Иерусалим представлял собой два разных города. Практический интерес арабов к Иерусалиму тут же угас (где был он в предшествующие столетия?), и восточная часть города почти не развивалась.
Западная часть Иерусалима ускорила свое развитие. Здесь были построены здания правительственных учреждений, в том числе Кнессет, интенсивно возводилось жилье для новых иммигрантов — олим. Кроме того, в городе появились новые религиозные кварталы, в которых видное место занимали центры изучения Торы — ешивы, — а суббота праздновалась не только в домах, но и на улицах — там царила субботняя атмосфера, наложившая сугубо еврейский отпечаток на жизнь города.
Война и освобождение...
И вот мы подошли к рассказу о последнем этапе 1900-летней истории возвращения евреев в Иерусалим к моменту, когда Иерусалим был возвращен еврейскому народу.
Но чтобы оценить величие чуда — проявления руки Всевышнего, решившего судьбу Иерусалима, — отметим хотя бы несколько фактов.
1. К июню 1967 года на границах Израиля стояли армии коалиции арабских государств, превосходившие — суммарно — во много раз Армию Обороны Израиля и по численности, и по всем без исключения видам вооружения.
2. Официально объявленной целью коалиции было "уничтожение еврейского государства и его населения" ("сбросить евреев в море").
3. Через несколько минут после начала войны с Египтом (5 июня 1967 г.) правительство Израиля призвало короля Хусейна не начинать военные действия.
4. Король Хусейн должен был знать, что ВВС Египта уничтожены в первые же часы войны и ему по чисто военным причинам следует прислушаться к призывам Израиля.
5. Необъяснимым образом, доверившись лживой информации египтян, сообщавших об успешном продвижении их войск к Тель-Авиву, Хусейн отдал приказ о начале войны с Израилем. Иорданские войска, расположенные в Восточном Иерусалиме, перешли границу и двинулись на еврейские кварталы города...
6. Главные силы израильской армии вели бои на египетском фронте. На севере нависла угроза прорыва сирийцев. Перейдя реку, Иордан на широте Нетании и угрожая самому узкому месту тогдашнего Израиля, с востока на запад двигались иракские дивизии, которые должны были рассечь Израиль на две части.
В этих условиях для операции по защите западного Иерусалима почти не было сил. И однако...
Прошло двое суток. По Старому городу двигаются к его сердцу — Котелю — израильские войска.
После двух дней тяжелых боев и удивительных приключений, каждое из которых было маловероятным, но все-таки возможным (впрочем, вместе они представили собой совсем уже невероятную событийную цепь), весь еврейский мир, затаив дыхание у радиоприемников, ждал сообщения: "Мы у Котеля".
Это сообщение пришло в среду, 7 июня. По нашему календарю — 28-го Ияра. Теперь в нашу историю вошла новая дата: 28 Ияра 5727 года. День объединения и освобождения Иерусалима, Йом шихрур Йерушалаим. Многие советские евреи помнят это сообщение, мгновенно облетевшее весь мир и ставшее удивительной радостью даже для тех, кто был далек от еврейских традиций. Это сообщение способствовало росту еврейского самосознания, стало вкладом в борьбу за открытие границ СССР для алии в Израиль.
После войны...
Объединенный Иерусалим стал столицей еврейского государства. Теперь он смог расти на север, юг и восток. Новые районы — Рамот, Неве Яаков, Гило и Талпиот Мизрах — стали домом для десятков тысяч новых олим и израильтян-"ватиким". Вокруг Иерусалима строятся поселения, которые вскоре тоже станут частью расширяющейся столицы.
Об обычаях празднования Дня освобождения Иерусалима...
Слишком мало времени прошло с тех пор, чтобы мы могли в полной мере оценить событие такого гигантского масштаба, как воссоединение Иерусалима, в духовном смысле — "столицы мира", со своим народом. Возможно также, что должны произойти другие значимые события, которые помогут осознать логику исторического явления, выпавшего на долю нашего поколения.
Поэтому еще не могли сложиться и широко войти в жизнь обычаи празднования этого дня.
Однако сам смысл его подсказывает, что посещение Иерусалима 28 Ияра, изучение соответствующих мест в Танахе, Талмуде, Мидрашах и исторических воспоминаниях — неплохой способ провести День освобождения Иерусалима.
Во многих синагогах утром читают праздничный Галлель. Иногда его читают с благословением (как в другие праздники).
Немного о будущем...
В этот день хорошо поразмышлять о будущем с "иерусалимской точки зрения". О будущем нашего народа и Иерусалима. Ибо они объединены одной судьбой. Что же объединяет сам Иерусалим?
Теперь мы знаем, — он объединяет в себе будущее нашего народа с его прошлым. Картина Иерусалима, которую видели Авраам и Ицхак; город, построенный Давидом; Храм, завершенный Шломо; мудрое учение, развитое нашими учителями и осветившее мир, — все это не прошлое. Вернее, не только прошлое. Это — фундамент, на котором строится наше будущее. Так предсказано в Торе — и так будет.
Пусть же все это осуществится еще в нашем поколении.
evrey.com, 18.05.2009
Еврейские праздники
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|