|
Зеэв Фарбер
Рецензия на книгу Михаила Штеренсиса «История Государства Израиль»
По прочтении книги у меня создалось впечатление что эта книга
могла быть написана агитатором из ООП или пропагандистом из ЦК
КПСС, но не израильским евреем. Так Ицхак Шамир называется
в ней «старым террористом» (стр. 553), Бен-Гурион «агрессивным»
(стр. 233), чье место на шкале «диктаторских поползновений»
«намного-намного ближе к полюсу Де Голля, чем к полюсу Гитлера»
(стр 271). Моше Даян, чьи сражения изучаются во всех военных
академиях мира, и другие командиры ЦАХАЛа иронично называются «еврейскими
стратегами» (стр. 258).
Челночная дипломатия выдающегося дипломата современности Генри
Киссинжера, которая привела к миру с Египтом, называется в книге
«модернизированной гешефтоманией времен Шолома Алейхема» (стр.
428). Соглашение с Германией о репарациях - это «гешефт Бен-Гуриона»
(стр. 216).
А как в книге Штеренсиса оценивается Арафат? Это «палестинский
Гарибальди» (стр. 524)!
А вот что пишет Штеренсис о палестинских беженцах: «Эти люди
оставили Израилю добра, по подсчетам экспертов ООН, на 120
миллионов фунтов по ценам 1947 года, а фунт тогда стоил 5 долларов,
а доллар тогда стоил в десять раз дороже чем теперь. То есть, для
новых репатриантов не только дома, но и столы и стулья и кровати, и
кувшины, и чилимы уже были готовы. Но дальше начинаются загадки
истории. США и ООН предложили Израилю впустить арабских беженцев
назад, раз война закончилась. Последовал отказ» (стр. 204-5).
А в чем, по мнению Штеренсиса, причина арабского погрома 1929 года? В 1928 году население
подмандатной территории состояло из 20% евреев и 80% арабов и «в
сердцах арабов поселился страх, что евреи отнимут у них землю. В
1929 году арабы дозрели до очередного мятежа, и большинство
историков полагает, что это был жест отчаяния» (стр. 101).
Предлогом погрома, по мнению автора, послужило то, что евреи
поставили ширму у Стены Плача между женской и мужской половинами.
20 евреев было убито в Цфате, 7 под Хайфой, 67 евреев убито в
Хевроне.
А что пишет автор о сионистской идее? «К концу 1986 года страна
задолжала миру 19 миллиардов долларов, из них 10 миллиардов США и
5.5 миллиардов мировому еврейству. Если бы сбылась мечта Герцля и
все евреи приехали жить в Израиль, то кто бы дал эти пять с
половиной миллиардов?» (стр. 597). К сожалению автор не знал, что и
израильские евреи дают в долг государству Израиль, приобретая
государственные облигации, и что они занимаются и
благотворительностью.
Ошибок в книге много, больше чем полезной информации. Так автор
утверждает, что обсуждалась мысль, «что возможно Декларация
Независимости может стать конституцией Израиля, так как она
провозглашает неоспоримые демократические принципы» (стр. 197).
Если бы г. Штеренсис дал бы себе труд прочесть Декларацию
Независимости, он бы знал что демократия в ней даже не
упоминается. Автор мог бы привести текст Декларации Независимости
в приложении к своей книге, вместо речи Громыко в ООН и вместо соглашения между
Ватиканом и Государством Израиль. Но автор сделал свой выбор и этот
выбор показателен. Рехавам Зееви получил прозвище «Ганди» еще в
Палмахе, за внешнее сходство со знаменитым индийцем, а не «за свою
политическую активность», как пишет автор (стр. 251). Жители
Западного Берега сохранили иорданское гражданство и их иорданские
паспорта служат им и сейчас в их заграничных поездках, в отличие от
того, что пишет об этом Штеренсис в своей книге (стр. 399).
Список ошибок и несуразностей можно продолжить. Но в завершение
обратимся к эпилогу книги, озаглавленному «Надежды и перспективы». В нем
из всех организаций репатриантов упоминается только одна -
«Конгресс бухарских евреев». Конгресс бухарских евреев, по мнению
автора, является подлинным образцом общественной организации, а
«пожертвования бизнесменов бухарских евреев, в какой бы стране они
не находились, как Льва Леваева (Израиль) и Бориса Давида Кандова
(Австрия), помимо чисто финансовой поддержки, подали молодым
моральный пример взаимопомощи в истинно еврейском духе» (стр. 708).
Почему такие дифферамбы мало кому известному Борису Кандову? Ответ
на этот вопрос содержится в самой книге, в разделе
«Благодарности»: «Данный проект (имеется ввиду написание книги –
З.Ф.) был осуществлен благодаря заинтересованности и щедрой
финансовой поддержке президента и владельца компании Agrotec
H.m.b.H., Austria, г-на Бориса Кандова, Президента Конгресса
бухарских евреев» (стр. 12)."Вести", 11.2003
Автор - адвокат, член амуты "Еврейское большинство Израилю"
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|