|
Моше ФейглинДень независимости
В День Независимости принято читать праздничную молитву «Галлель»,
в которой благодарят Всевышнего за то, что Он вернул нас на нашу
землю и дал нам власть над ней. Еврейское государство на Земле
Израиля после 2000 лет перерыва - кто мог в это поверить еще 100
лет назад? Но в этом году праздник имеет специфический привкус - он
служит как бы кануном Судного Дня, он будит нашу совесть.
Независимость - это не так-то просто. Она подобна
сильнодействующему лекарству, про которое надо точно знать, когда
его принимать и в каких дозах, иначе оно может быть опасно. Ужасное
применение, которое нашло руководство этому подарку свыше, это
гораздо больше, чем просто ошибка в вопросе о безопасности
государства, гораздо больше, чем злодейство против десятков тысяч
евреев. Это до такой степени неправильное применение дарованному
нам свыше подарку - мощному государству - что оно грозит стать
чем-то большим, нежели просто потеря земли, имущества и
безопасности. Подарок свыше, цинично используемый руководством,
грозит лишить нас всех человеческого облика.
Когда известные раввины, генералы и общественные деятели объясняют
солдатам, что у государства есть право изгонять граждан из их домов
потому, что оно же их туда и вселило, это означает, что с
некоторыми из нас уже произошло превращение в бездумные винтики
государственного механизма - возможно, непреднамеренно, возможно,
неосознанно..... Следующей стадией, к которой неизбежно приведет
подобная логика, будет соображение, что поскольку государство
обеспечивает нам право на жизнь, то оно же может ее и забрать -
когда сочтет нужным... Сами того не замечая, утонченные
интеллектуалы, прекраснодушные раввины, и естественно, генералы в
вязаных кипах докатились до чудовищного деспотизма, характерного
скорее для коммунизма и фашизма. Что ж, подобные "просвещенные
взгляды" не мешают ( а даже способствуют) их личной карьере...
В этот День Независимости я прочел «Галлель» и попросил Всевышнего
не только за Гуш-Катиф, но и за душу народа. Я просил еврейское
государство, в котором свобода человека – это основополагающая
ценность. Государство - это средство, каким бы святым оно не было,
но ни в коем случае не цель. Государство – это всего навсего еще
один, хоть и мощный инструмент для исправления мира.
Борьба сегодня ведется за то, чем станет дарованное нам в 1948 году
государство: средством освобождения всего человечества, или
средством духовного и материального порабощения еврейского народа,
увековечивающим и всеобщее отчаяние ( как выразился Мухамед Дахлан,
"оказалось, что вы просто обычное государство"). Я радуюсь в День
Независимости - радуюсь чуду и обещанной нам победе. Победе свободы
над рабством, победе еврейского Израиля над "просвещенной"
диктатурой.
В качестве "праздничного подарка" я посылаю вам необычный отрывок.
Я подписываюсь под каждым его словом, хотя он и не мой. Я
предоставляю читателям самим выбрать подходящий заголовок.
Некоторых из читателей он, возможно, разозлит и немного испортит
праздничное настроение, за что заранее приношу свои извинения. Нам
приходится сейчас идти по узкому мосту, и лучше посмотреть в глаза
надвигающейся на нас огромной опасности. Я посылаю этот отрывок не
для того, чтобы испортить кому-то настроение, и не для того, чтобы
кого-то в чем-то убедить. Я посылаю этот отрывок для того, чтобы
заставить думать. Я не знаю, к каким выводам вы придете, но в этот
День Независимости есть многие, кто хотел бы, чтобы вы ни о чем не
думали, не делали ни каких выводов, а только исполняли приказы
сверху.
Зачем нам с вами эта самая Независимость? Может лучше поступимся
своей свободой, станем "как все" и будем выполнять приказы не
рассуждая? Или все же мы хотим быть свободными?
*****
ОТРЫВОК БЕЗ ЗАГЛАВИЯ
"Никто из них не думал, что с сегодняшнего дня можно будет
подслушивать их телефонные разговоры, распечатывать их письма,
залезать к ним в письменный стол…
Было странно сидеть в здании суда - в том же зале, на тех же
скамьях, вести себя так, как будто бы ничего не произошло. Те же
охранники стояли у дверей и следили за порядком. Даже судьи в
основном были те же… Партии исчезли - сначала левые, а потом и
правые. Впрочем, я и так ни в одной из них не состоял…
Хольц, однако, пытался меня убедить в том, что не надо говорить про
"убийство" в связи с организованным и тщательно соблюдаемым
бойкотом еврейских фирм. "Как это не говорить?!" - взорвался я, -
"Если кого-то целенаправленно ломают и отнимают у него все
возможности заработать себе на жизнь, он же в конце концов умрет от
голода, разве нет?! Ровно это я называю убийством, а ты?"
"Успокойся, успокойся", - сказал Хольц, - "Еще никто в Германии не
умирал от голода. Даже если еврейские фирмы будут разорены, они
всегда смогут получить социальную помощь от государства!" Самое
страшное было в том, как это было сказано - на полном серьезе, даже
без цинизма. "Я не уверен, что мне их жалко", - медленно произнес
я, - "Но я уверен, что те, кто пришел туда, вооруженные до зубов, и
убили беззащитных, вызывают у меня отвращение. Мне даже трудно
описать, до какой степени они мне отвратительны". "Однако", -
заметил Хольц, - "ты забываешь, что это социал-демократ первый
выстрелил в двух людей СА". - "Которые ворвались в его дом!" -
"Которые находились там при исполнении служебных обязанностей".
…Через четыре недели я, в армейских сапогах и униформе, каждый день
маршировал часами как часть дисциплинированной колонны... Над нами
развивался флаг - свастика, естественно. Когда мы проходили через
деревню, люди на обочинах выбрасывали руку вперед в приветствии или
быстро прятались в дома. Они делали это потому, что знали - иначе
мы, то есть я, будем их бить. Тот факт, что я сам, и еще некоторые
из нас, в недалеком прошлом сами прятались в подворотни при виде
этого флага, пока не были вынуждены за ним пойти, ничего не менял.
Сейчас мы шли под флагом, и мы были устрашением. Они салютовали
нам, или прятались…"
(Цитаты из книги - Себастьяна Хефнера "История простого немца:
1914-1933"; опубликована на иврите издательством
"Харгол" в переводе Шуламит Волков. Эта автобиографическая книга
немецкого интеллектуала, рассказывает - через личный взгляд автора
- как немецкое государство сумело без каких-либо трудностей
отобрать у своих граждан свободу. Рукопись книги была написана в
1939 году, еще до начала войны, и была случайно обнаружена
несколько лет назад).
"Вести", 19.05.2005
Перевод Ш. Бродской
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|