|
Моше ФейглинФерма и стадо
Общественная поддержка Шая Дроми – фермера, который
выстрелил в грабителя, забравшегося на его ферму – выходит за
пределы политических лобби. Все понимают, что Дроми – положительная
фигура, что он положительный персонаж в этой истории, а полиция,
которая не только арестовала его, но еще и решила предъявить ему
самое суровое из возможных обвинений – обвинение в преднамеренном
убийстве (вместо "причинения смерти в результате самозащиты") – это
сторона, достойная порицания, а то и вовсе преступная. "Сильная по
отношению к слабым". Единицы, поддерживающие позицию полиции,
это, разумеется, представители арабского общества, которые честно
выполняют свои обязательства перед избирателями – защищают их
интересы. По крайней мере, с общественной поддержкой Дроми повезло
(и, разумеется, хорошо, что так): на его счастье, его ферма
находится в Негеве, а не в районе Ицхара , потому что в последнем
случае ему пришлось бы забыть о свободе до прихода Мессии.
"Наши информаторы посылают нам на мобильники сообщения:
"Они вышли на работу"', - рассказал мне фермер с юга. – "Мы знаем,
что они идут, и ничего не можем поделать". Они не выходят грабить,
они выходят "на работу". Культура, продуктом которой они являются,
не делает существенного различия между обычной работой днем и
"работой" ночью. "Это несчастный человек, - говорит в интервью
уважаемый арабский лидер об убитом грабителе, – у него не было
другого выхода, только так он мог зарабатывать себе на жизнь…"
Речь идет о мусульманской культуре, в которой право на
собственность принадлежит тому, кто сильнее. В постмодернистском
Израиле парадоксальным образом сила на стороне "несчастных", и
кое-кто очень хорошо это усвоил. Амир Перец жалуется на Гайдамака,
который "присвоил себе нашу нужду", то есть – присвоил источник
силы Переца. Тот бедуин, который забрался на ферму Шая Дроми, был
одновременно "не нашим" и "слабым" – огромный козырь в перевернутой
с ног на голову ценностной системе, навязанной израильскому
обществу. Этот козырь дает бедуину право на собственность
еврейского фермера. У него нет никакой проблемы позвонить тебе и
предложить купить у него автомобиль, который он у тебя же угнал. Он
вправду и с чистым сердцем уверен в том, что этот автомобиль сейчас
принадлежит ему.
Культура, в которой право на имущество приобретает
сильнейший, столкнулась в Израиле с культурой, в которой право на
имущество – не ценность сама по себе, а следствие абстрактных идей:
свободы, равенства и пр. Этот подход – продукт европейской
ментальности, представлений о "неправедном богаче" классического
католицизма. Герой европейских легенд благородный разбойник Робин
Гуд грабит богачей и помогает беднякам. Никому не придет в голову,
что этот "герой" – обычный преступник. Шай Дроми поступил
правильно, заведя ферму подальше от стран с такой ментальностью.
"Несчастный" бедуин, который залез к нему ночью "зарабатывать на
жизнь", удостоился бы там большего понимания, чем
фермер-собственник.
В противовес социалистическо-католическим взглядам,
которые выбрала в качестве ориентира израильская судебная система,
существует в свободном мире другая идейная база, представленная в
основном в США. Она основана на ценностях, поднятых на щит
кальвинистским протестантизмом. Кальвин и Лютер восстали против
старого католицизма и провозгласили возвращение к истокам, к
ценностям "Ветхого Завета" – ТАНАХа. Там, в вечной еврейской Книге,
запрет грабежа непререкаем, и право на собственность – освященная
ценность. Человек создан по образу и подобию Творца, и выражается
это, прежде всего, в его способности творить, создавать. Поэтому и
отношение к имуществу – к тому, что человек себе создал праведным
путем – почти как к чему-то священному. Праотец наш Яаков
подвергает свою жизнь опасности и возвращается, чтобы спасти
"маленькие кувшины" (см. мидраш на Берешит 32:25 – прим.
перев.). Протестантизм пошел еще дальше: он заявил, что
богатство свидетельствует о праведности. Если ты ведешь себя
достойно и живешь в достатке, это признак того, что Господь тебя
любит. Для нашей темы важно то, что в США и других странах с
подобной ментальностью Шай Дроми мог бы спать спокойно, в своей
кровати, а не в овечьем загоне. "Несчастному" бедуину и в голову не
пришло бы пойти на верную смерть ради "заработка", а если бы он
все-таки на это решился, то никто бы и не подумал арестовывать Шая.
В США личная свобода индивидуума подкреплена правом на имущество, а
не только абстрактными ценностями. До какой степени эта
ментальность там укоренилась, свидетельствует тот факт, что право
на ношение оружия закреплено законодательно, и закон этот принят не
ради возможности самообороны, а для того, чтобы существовал
противовес государственной системе и армии – именно так. Порядочный
человек – сам себе царь, и государство не сует нос в его дела,
если, конечно, он не мешает окружающим.
Интересно, что волны мусульманской экспансии,
захлестывающие Запад, обходят стороной страны, базирующие свою
идеологию на кальвинизме, и совершенно затапливают страны с
католическим мировосприятием. Этакое естественное притяжение минуса
к плюсу…
Сочувствие израильтян к Шаю Дроми, выходящее за
секторальные и прочие рамки, проистекает из естественного чувства
справедливости, которое основательно закреплено в нашей еврейской
культуре. "Если вор придет через подкоп – нет ответственности за
его кровь", - сказано в Торе. Как не верти эту фразу из Торы, ее
простой смысл в том, что право на собственность перевешивает
опасность для жизни вора. Однако политический режим современного
Израиля не ориентируется на нашу еврейскую культуру. Аарон Барак
очень следил за тем, чтобы ни в одном из своих решений не
цитировать в качестве аргумента еврейские источники. Израильская
"справедливость" – это справедливость монахов-католиков. Рай для
грабителей и ад для созидателей.
"Араб – это не дитя пустыни, - писал в своем отчете
первый британский наместник о своих впечатлениях от Святой Земли. –
Он отец пустыни, он ее порождает…" Израильский рай постепенно
превращается в пустыню. Наши мудрецы говорили: "Не мышь крадет –
дыра крадет…", то есть дыра приглашает мышь к краже. В том, что с
нами происходит, более виноваты не арабы, а культура "дыры",
которую израильский режим навязал евреям.
Перевод Ш. Бродской
"Макор Ришон", 02.2007
Cтатьи Фейглина
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|