|
Моше ФейглинПесах – праздник свободы!
Закон о "хамеце" или кто устанавливает законы?
Признаюсь, единственное, чего мне хотелось, когда я, наконец,
приземлился в Израиле – это добраться до дома и завалиться спать.
Но не успел я сойти с трапа самолета и включить «мобильник», как
выяснилось, что этим моим планам не суждено сбыться: вместо того,
чтобы ехать домой, придется мчаться в студию Второго канала и
давать интервью о моей встрече с Джонатаном Поллардом. Вскоре я уже
сидел среди остальных гостей канала, дожидавшихся своего выхода в
эфир, а рядом со мной сидел адвокат, с беседы с которым должна был
ни мало, ни много начаться главная информационная программа канала.
Вот так я, совершенно случайно узнал о тех страстях, которые кипели
в Израиле в мое отсутствие вокруг «закона о хамеце».
Как выяснилось, незнакомый мне адвокат (я так и не запомнил его
имени) представлял интересы группы предпринимателей, свободно
продававших квасное в дни прошлогоднего Песаха, вследствие чего
мэрия Иерусалима и возбудила против них судебный процесс, обвинив
их в нарушении закона, запрещающего торговлю квасным в пасхальную
неделю. И вот теперь этот господин был приглашен в качестве
главного героя дня, в честь своей «грандиозной победы» в суде, а
точнее – победы его клиентов. «Суд просто решил, что данный закон
можно трактовать не столь узко, как его трактовали до сих пор, и
полностью оправдал ответчиков» - скромно поведал он публике.
- Но не кажется ли вам опасным то, что суд, по сути дела, отменил
закон, принятый Кнессетом? - спросила у адвоката телеведущая Сиван
Раав-Меир. – Не создаем ли мы таким образом опасный прецедент?
- О, нет никаких проблем! – ответил адвокат и пустился в изощренные
рассуждения, суть которых сводилась к тому, что суд вправе вести
себя так, как сочтет нужным и, соответственно, принимать те
решения, которые он считает нужными.
Признаюсь, вслушиваясь в это интервью, я чувствовал, как с каждой
минутой мне все труднее и труднее сдерживаться. Мне хотелось
немедленно вмешаться в разговор, но я понимал, что, подняв шум, я
отвлеку внимание общества от той проблемы, ради которой я,
собственно, и прибыл в студию – проблемы Джонатана Полларда, и
потому я велел самому себе сидеть тихо и заткнуться.
Лишь потом, когда мы оба с этим адвокатом смывали наложенный на нас
перед эфиром грим, я позволил высказать ему в лицо все, что я думаю
о его победе.
- Знаешь, - сказал я, - ты, наверное, будешь удивлен, но по вопросу
«закона о хамеце» я согласен с тобой «на все сто». Но я никогда не
смогу смириться с тем решением, которое принял по данному вопросу
суд.
- Что ты имеешь в виду?! – искренне удивился он.
- Я имею в виду, что чем меньше будет у нас законов, связывающих
между собой государство и религию, тем лучше, - ответил я. – Я
предпочитаю, чтобы у нас вообще официально не было законов,
подобных «закону о хамеце», и с этой точки зрения я поддерживаю
именно торговцев квасным, а не столичную мэрию….
- Но, продолжил я, - почему суд ограничивается лишь тем, что
отменяет законы, установленные Кнессетом?! Может быть, их
превосходительствам господам судьям давно уже пора передать право и
устанавливать законы?! В самом деле, кому он нужен, этот парламент,
выборы, предвыборная кампания и все, что с этим связано?!
На том мы и расстались. Правда, когда он спросил меня, куда я
сейчас направляюсь, я искренне предложил ему дать "тремп" до Карней
Шомрона, но он почему-то вежливо отказался…
Чем больше религиозного, тем меньше еврейского?
Вся эта история с «законом о хамеце» кажется мне не случайной, а
весьма симптоматичной. Я глубоко убежден, что введение религиозных
заповедей в качестве государственных законов – дело гиблое и
заранее обреченное на провал. Я хорошо помню, как в дни моего
детства улица Герцля – главная улица Реховота – была закрыта для
проезда транспорта по субботам. Сегодня число религиозных депутатов
в Кнессете по сравнению с теми днями удвоилось, число религиозных
законов – тоже, но зато на улице имени автора книги «Еврейское
государство» в субботу работают десятки магазинов, а еврейский
характер Израиля вызывает сомнения у все большего и большего числа
людей. И отсюда следует однозначный вывод о том, что чем больше
политизируется религия, чем больше мы принимаем «религиозных
законов», тем больший ущерб наносим иудаизму и самому еврейскому
характеру Государства Израиль.
Куда предпочтительнее было, если бы у нас в стране вообще не было
бы религиозных партий. Большинство израильского общества и без того
чувствует себя тесно связанным с еврейской традицией. Согласно
опросу, проведенному сайтом ynet, лишь 20% еврейского населения
Израиля определяют себе как «однозначно светские». Все остальные
идентифицируют себя либо как «соблюдающие традиции», либо как
«религиозные», либо как «ультраортодоксы». Отсюда становится ясно,
что большинство израильского общества и без всякого закона не
приемлет открытой продажи квасного в Песах. Как ясно и то, что
большинство общества хочет в пасхальные дни наслаждаться особой
атмосферой этого праздника, а если кому-то из тех, кто не следует
традициям, в это время захочется все же полакомиться питой, он не
станет делать это демонстративно, чтобы не раздражать большинство.
Но совсем иное дело, когда религиозная заповедь возводится в закон,
когда запрет на продажу квасного в Песах утверждается Кнессетом. В
этот момент и возникает ощущение религиозного засилья, и одна часть
общества начинает себя неминуемо чувствовать в конфронтации с
другой. И с этого момента публичное поедание питы на бульваре в дни
Песаха становится фрондой, своеобразной «светской заповедью»; с
этого момента этот акт должен продемонстрировать обществу, что я –
свободный человек, и ваши религиозные законы мне – не указ.
Вот почему я против того, чтобы существовали религиозные партии.
Против, хотя бы потому, что не желаю, чтобы сторонники этих партий
ассоциировались бы у израильтян с «образом врага». И против, хотя
бы потому, что для меня очень важно, чтобы каждый израильтянин
понял: сохранение еврейского характера государства – это его личная
проблема и личная задача, а отнюдь не только задача и проблема
глубоко религиозных евреев! И я убежден, что осознание этой просто
истины поможет сохранению еврейского характера государства куда
лучше, чем любые законы. Вспомним, что, согласно все тому же
опросу. 80% евреев Израиля считают себя прежде всего евреями, а уже
затем – израильтянами.
Единство без принуждения
И в тот самый момент, когда ответственность за сохранение
еврейского характера государства ляжет не только на религиозных, но
и на все общество, у нас и появится еврейское государство.
К нашему счастью, у нас в стране пока нет закона, обязывающего
вставать, когда звучит сирена в память павших воинов. Потому что,
если бы это действие было бы возведено в ранг закона, я отнюдь не
уверен, что вставал при звуках этой сирены… Но, когда звучит
сирена, мы встаем и замираем в молчании, потому что это уже стало
нашим культурным кодом, и нет никакой необходимости в узаконивании
этого культурного кода. И потому мне хочется, чтобы человек,
торгующий квасным в Песах или открывающий магазин в субботу
чувствовал себя так же, как человек, бодро шагающий по Дизенгоф в
тот самый момент, когда звучит сирена и вся страна замирает в
траурном молчании. Таким образом, я хочу, чтобы заповеди иудаизма
стали бы нашим культурным кодом, без всякого религиозного диктата.
И это – не законодательный, а образовательный процесс, который
может растянуться на несколько поколений.
Но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы в стране не на
словах и на деле установилась власть еврейского большинства.
Сегодня, увы, страной правят те, кто непонятно на каких основаниях
твердо уверовал в то, что он является самой просвещенной и
передовой частью нашего общества, а потому стоит выше и закона, и
демократии. Они правят обществом посредством БАГАЦа, СМИ и
академических кругов, и следствием их правления становится то, что
мы теряем как еврейский, так и демократический характер нашего
государства.
Ну, а что касается продажи хамеца… Как это ни странно прозвучит,
разрешение торговать квасным в Песах, отнюдь не увеличит объем его
продажи в эти дни. Напротив, думаю, торговля квасным в дни
праздника уменьшится, что отнюдь не сделает наше общество более
свободным. А ведь суть Песаха как раз и заключается в том, что это
– праздник свободы, не так ли?!
С праздником!
NRG 13.04.2008
Перевел Петр Люкимсон
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|