|
Моше ФейглинНе забыть бы, как помнить…
Похоже, мы дожили и до того, что День памяти павших воинов в
общественном сознании больше никак не ассоциируется с понятиями и
подвиге и героизме. Из дня отдачи почестей павшим воинам и
признания их заслуг перед нацией День памяти превратился
исключительно в день слез и скорби, и нет в нем того величия и той
святости, которые так остро ощущались в совсем недавнем прошлом.
Воинов, павших с оружием в руках за Израиль, сегодня помещают в
один ряд с жертвами террора, а вскоре, глядишь, вместе с ними будут
поминать и тех, кто в дни службы в ЦАХАЛе стали жертвами
автокатастроф или погиб в результате несчастного случая…
Я прекрасно понимаю, какой сложной, деликатной темы сейчас касаюсь.
В конце концов, могут заметить мне, людям все равно, при каких
обстоятельствах они потеряли самого близкого и дорогого им человека
- боль утраты не подлежит измерению, и тот, кто потерял сына в
результате автокатастрофы, скорбит по нему не меньше того, чей сын
пал смертью храбрых на поле боя. И тот, кто бросит мне в лицо эти
слова, будет, безусловно, прав.
Но всем сердцем сопереживая его горю, я все же позволю себе
высказать мысль, которая многим может показаться кощунственной: нам
ни в коем случае, никогда нельзя приравнивать наших павших воинов с
теми, кто стал жертвой теракта или погиб при каких-либо иных
трагических обстоятельствах.
Нельзя – потому что в этом случае мы выхолащиваем саму суть Дня
поминовения павших воинов.
Ибо ошибается тот, кто считает, что День поминовения – это день
траура. Нет, День поминовения – это, прежде всего, день, когда,
повторю, мы отдаем дань памяти и высказываем нашу вечную
благодарность тем, кто пожертвовал своей жизнью ради еврейского
народа, то есть ради нас с вами. Это день, когда мы публично
выражаем свое преклонение перед их героическим подвигом и тем самым
подчеркиваем свою верность тем идеалам и тому духовному наследию,
ради которых они пошли на смерть; свою безмерную благодарность их
родителям, подарившим стране и народу столь достойных сыновей и
дочерей.
Таким образом, День поминовения – это отнюдь не еще один День
Катастрофы, нет! И не горечь и слезы, а гордость и признательность
- именно гордость и признательность, несмотря на боль! - должны в
этот день владеть нашими сердцами.
К сожалению, в наши дни это общественное значение Дня поминовения
начинает сознаваться нашим обществом все меньше и меньше, а его
глубинный, подлинный смысл уже мало кого интересует. Что ж, меня
это и не удивляет. После того, как БАГАЦ, по сути дела, объявил
день провозглашения независимости Израиля днем арабской катастрофы;
после того, как усилиями наших интеллектуалов в израильском
обществе возникла чудовищная путаница понятий и ценностей, мы
лишились четких представлений о том, что на самом деле является
истинным, а что ложным, что нравственным, а что – безнравственным.
Единственным подлинным, не поддающимся фальсификации чувством в
этой ситуации остается наша личная боль. И нам не остается ничего
другого, как доверять исключительно этой своей боли, ибо, как уже
было сказано, во всем остальном мы давно и безнадежно запутались.
Стремление к победе над врагом в наши дни едва не приравниваются к
варварству. Наши прежние представления о правде и справедливости
объявляются ошибочными, и нам усиленно пытаются навязать иную,
христианскую (точнее, псевдохристианскую) позицию по отношению к
нашим врагам – позицию жертвенного смирения.
И как следствие мы стали стесняться любого проявления нашей силы.
Военные парады в честь Дня Независимости давно уже отошли в
прошлое. «Единственный парад или марш, в котором в наши дни может
принять участие начальник генштаба – это марш из Аушвица в
Биркенау», - написал недавно редактор газеты «Макор ришон» Амнон
Лорд, и горе нашему обществу, если он и в самом деле прав. Все
миллионы, которые будут потрачены ведомством Рухамы Авраам в честь
Дня Независимости, окажутся выброшенными на ветер, если общество
забудет о высоком смысле и значении этого дня.
«Тот, кто ушел, уже не вернется», - поется в известной израильской
песне, и сами эти слова как бы уравнивают между собой всех мертвых,
делая второстепенным, неважным вопрос о том, при каких
обстоятельствах они ушли из жизни. Но я глубоко убежден, что в тот
момент, когда мы крадем у Дня поминовения его истинный смысл, мы
превращаем его в День забвения и предательства памяти наших героев.
Я убежден, что когда мы отделяем нашу личную боль и память от боли
и памяти общенациональной, эти память и боль становятся
исключительно нашим личным делом, и остальному обществу о них
помнить вроде бы как совсем необязательно. И, поверьте, все
вышесказанное отнюдь не является упражнением в риторике – нет,
плоды такого мышления мы сегодня пожинаем на практике. И это
поистине кровавая жатва.
Вспомните, что в эти самые дни многих наших сыновей посылают на
бессмысленную смерть в запутанных переулках Газы. Посылают,
воплощая в жизнь безумный военный план, рожденный на страницах
газеты «Ха-Арец» и поддержанный рядом политиков как от правого, так
и от левого лагеря. Согласно этому плану, нужно заново оккупировать
Газу, освободить ее от ХАМАСа и затем… передать Абу-Мазену.
Для чего это надо? «Сначала нам следует вернуть власть над Газой, а
дальше посмотрим…» - ответил на этот мой вопрос один депутат
Кнессета от правого лагеря, который, кстати, в свое время горячо
поддерживал так называемый план «одностороннего размежевания».
Причем никаких угрызений совести по поводу той своей позиции этот
господин не испытывает, как, впрочем, и большинство сторонников
пресловутого плана Ариэля Шарона. Выход из Газы, возвращение в Газу
представляются им исключительно тактическими шагами, а то, какую
кровавую цену приходится платить за эти шаги, их совершенно не
волнует. Ибо в обществе, не умеющем помнить своих героев; в
обществе, где девальвировалось само понятие памяти о павших, эта
цена не имеет никакого значения.
Исходя из тех же соображений наших солдат посылают и на связанные
со смертельным риском операции по захвату террористов, в ходе
ареста которых один раз уже погибли их товарищи. А спустя какое-то
время другие ребята отправятся рисковать своей жизнью ради ареста
все тех же террористов, которые вышли на свободу в рамках
очередного «жеста доброй воли» нашего правительства.
Таким образом, девальвация памяти о павших воинах, обесценивание
самых святых для любого общества понятий в итоге неминуемо
оборачивается девальвацией в этом обществе и ценности человеческой
жизни.
Вот почему так важно не забыть, как и о чем именно нам следует
помнить в день, который так и называется – День поминовения павших
воинов.
NRG - Zman.com 5.05.2008
Перевел Петр Люкимсон
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|