|
Моше Фейглин
Какая дорога ведет к Храму?
Просматривая распространяемые в субботу по синагогам странички с комментарием к недельной главе Торы, я не перестаю удивляться парадоксам нашего религиозного мира. Взять хотя бы ту рекламу, которую размещают в таких флайерах их издатели. Чего стоят, к примеру, призывы к религиозным евреям… провести тот или иной еврейский праздник за рубежом. С точки зрения Галахи - еврейского религиозного законодательства - еврей вообще не имеет права в дни праздников покидать Землю Израиля, но это, похоже, нисколько не смущает ни рекламодателей, ни издателей.
Ну, а апофеозом подобной рекламы является виденное мной собственными глазами объявление, приглашающее провести пасхальный седер… в Египте. Причем тем, кто пожелает купить этот туристический пакет, гарантировался "Песах кошер вэ-самеах" - празднование первой ночи Песаха по всем правилам, с самым высоким уровнем соблюдения кашрута и в сопровождении ортодоксального раввина. Как вам эта замечательная идейка - отправиться праздновать Песах в Египет, чтобы поблагодарить Бога за то, что он вывел нас из этой страны?! И если это не парадокс, то что это?!
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что многие религиозные евреи живут сегодня в мире Закона (Галахи), а не в мире Торы, и уж тем более не в реальном мире. Впрочем, если бы дело ограничивалось только религиозными евреями! Нет, проблема эта общенациональная, ибо той же болезнью болен сегодня и светский Израиль. К примеру, Эхуд Ольмерт не подает в отставку, и никто от него этого особенно и не требует, хотя все в Израиле знают, что премьер окончательно проворовался и давно не соответствует своей должности. Но Ольмерт продолжает оставаться в своем кресле по той простой причине, буква действующего в Израиле закона (или, если хотите, Галахи) не требует от него ухода в отставку.
Что же с нами произошло?! В какой момент выражение "кошерно, но воняет!" утратило для нас свой изначальный, подлинный смысл?! Когда мы все - и светские, и религиозные - настолько утратили чувство обоняния, что перестали ощущать запахи нашей политической кухни и, даже не особо морщась, поглощать и переваривать протухшее и давно уже несъедобное варево?! Главным для нас стало, чтобы все было "кошерно", все в соответствии с галахой или законом - выбор термина зависит от вкуса каждого.
Вот только можно ли считать такой подход правильным?
Да, обществу - как религиозному, так и светскому - нужно "удостоверение о кошерности", нужна твердая законодательная (или галахическая) база. Но все законы имеют смысл лишь в случае, когда в обществе существует культура их восприятия, позволяющая понимать не только букву, но и сам дух законодательных актов или галахических постановлений. Если же сухой закон или столь же сухая Галаха пытаются заменить чистой формальностью национальную культуру их восприятия, объявить последнюю ненужной, то у такого общества возникает проблема - и большая проблема!
Я мог бы привести еще немало примеров полного отстранения современного религиозного еврейства от Торы, а значит, и от самих корней нашей духовной культуры и подлинного иудаизма. Но, пожалуй, самым ярким примером такого отстранения является в наши дни отношения части ортодоксального еврейства к статусу Храмовой горы.
Согласно классической Галахе, посещение Храмовой горы - одна из величайших заповедей, к исполнению которой должен стремиться каждый еврей. Да, конечно, исполнение этой заповеди должно осуществляться в соответствии с определенными галахическими требованиями, нарушение которых категорически запрещено - так же, как, к примеру, запрещено есть мясо кошерного животного, забитого некошерным способом. Однако мне совершенно непонятно, на каком основании группа раввинов заявила, что в наши дни еврею запрещено всходить на Храмовую гору в любом случае?!
А ведь данное заявление имело огромные, можно сказать, катастрофические последствия. Запретив евреям посещать Храмовую гору, эти раввины, по сути дела, вычеркнули, стерли ее из сознания значительной части религиозного общества. Эта часть религиозного общества, в свою очередь, оказала влияние на сознание светских израильтян - и именно вследствие этого "выпадения" Храмовой горы из общественного сознания Израиль и утратил де-факто свой суверенитет над ней.
Между тем, разве все наши молитвы не наполнены мечтой о возвращении на Храмовую гору и восстановлении Иерусалимского Храма? Разве почти треть всех заповедей Торы так или иначе не связаны именно с Храмовой горой?! Величайшие раввины и духовные учителя нашего народа, начиная с Рамбама, жившего почти тысячу лет назад, и вплоть до наших современников рава Шломо Горена и рава Цви Иегуды Кука, совершали восхождение на Храмовую гору и подробно описывали пережитый ими при этом восторг в своих книгах и письмах.
Неужели они были меньшими знатоками Торы и меньшими праведниками, чем те, кто утверждает, что нога еврея не должна касаться Храмовой горы?!
К тому же и сегодня есть немало раввинов, убежденных, что евреям можно и нужно посещать Храмовую гору - хотя бы для того, чтобы отдать дань святости этого места и еще раз напомнить самим себе, что нет и не может быть утешения еврейскому сердцу, пока Храм лежит в развалинах…
Так почему же большинство религиозных евреев решило следовать запрету на восхождение на Храмовую гору? Почему они готовы участвовать в демонстрациях против прокладки новой очереди скоростной автотрассы через старое еврейское кладбище, и вместе с тем им нет совершенно никакого дела до судьбы нашей главной святыни?!
Речь идет о том же самом парадоксе, или, если угодно, той же национальной болезни, которая порождает на свет рекламные объявление с приглашением провести Песах в Египте. После того, как был разрушен Храм и мы потеряли свою государственность, величайшие учителя нашего народа сумели создать новую духовную культуру восприятия Торы - культуру, призванную помочь нашему народу выжить в галуте. Благодаря этой культуре мы сумели сохранить свою национальную самоидентификацию, даже не имея своего государства - в рамках нашей семьи и нашей общины.
Но следует признать и то, что в рамках этой культуры понятия о нации и национальном суверенитете отошли на второй и даже на третий план. Почти никто (за исключением разве что Рамбама) из великих еврейских философов не занимался этими проблемами. Евреи привыкли жить одновременно в двух мирах - в религиозном мире с его чаяниями о возрождении государства и Храма, с одной стороны, и в реальном мире - с другой. После нашего возвращения в Эрец-Исраэль появилась возможность соединить эти два мира, но тут выяснилось, что многие религиозные евреи не в состоянии этого сделать, так как не готовы отказаться от галутной культуры и связанных с ней представлений. По сути дела, они привезли галут в Эрец-Исраэль!
Храмовая гора мешает таким "религиозным" продолжать исповедовать свой галутный иудаизм здесь, в Стране Израиля. Самим своим существованием она требует от ответственных практических решений. Она представляет угрозу самой возможности вести привычный галутно-религиозный образ жизни, где выполнение заповедей оторвано от того, что происходит вокруг и никак не связано с суверенным национальным существованием на Земле Обетованной. Поэтому, как это ни парадоксально, самое большое сопротивление идее строительства Третьего Храма исходит именно от религиозных кругов страны.
Но еще один парадокс заключается в том, что у части светского населения Израиля существует та же проблема, но уже с другой стороны баррикад. Настроенные антирелигиозно, они тоже хотят, чтоб иудаизм оставался оторванным от национальной практики. Поэтому они также панически боятся любых разговоров о Храмовой горе и о Храме. Так же, как их религиозные соплеменники, они упорно пытаются вытеснить иудаизм из практической жизни и стереть Храмовую гору из нашего национального сознания.
При этом они боятся отнюдь не того, что если Израиль де-факто вернет себе суверенитет над Храмовой горой, то начнется глобальная война с арабским миром. Нет, это только повод, но никак не причина. Более того: убежден, что они прекрасно понимают, что именно восстановление нашей полной власти над Храмовой горой и принесет подлинный мир - поскольку будет означать, что мы и в самом деле вернулись на эту землю для того, чтобы реализовать наши вековые национальные чаяния, а не просто отобрать ее у арабов. Таким образом, возвращение евреям де-факто Храмовой горы, по сути, мгновенно нивелирует все те моральные доводы арабов, которыми они обосновали свое право вести войну с Израилем.
Описанная выше отключенность "религиозных" от действительности, выхолащивание из Галахи смысла и сведение ее к пустым ритуалам, современная оторванность иудаизма от жгучих проблем национальной жизни - все это мешает большинству так называемых "светских" евреев приблизиться к традиции своего народа.
Мне кажется, что если бы мы действительно осознали все значение Храмовой горы и для нашего народа, и для нашей страны, и для установления мира в регионе, то все мы - и светские, и религиозные израильтяне - давно бы не просто шли, а вприпрыжку бежали бы на эту гору, чтобы как можно скорее приступить к строительству Третьего Храма.
Перевел Петр Люкимсон
«zman.com», 7.09.2008
Другие статьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|