Моше Фейглин

Гражданский брак, упрощенный гиюр и проблемы вокруг них

Либерман не вызывает у меня особой симпатии. Меня ничуть не удивило сообщение "сильнейшего в правом лагере" (сделанное, понятно, уже после выборов) о его поддержке палестинского государства. Но в одном вопросе я не могу не согласиться с ним. Этот вопрос - гражданский брак.
Я не могу понять, в чем проблема. Зачем заставлять пары, желающие, чтобы государство официально признало связь между ними, лететь на Кипр, чтобы вернуться сюда в качестве женатой пары? Ведь кроме абсурда нынешней ситуации, и с точки зрения религии решение, предлагаемое в рамках "гражданского брака", предпочтительнее.
Проблема таких "светских браков" возникает при разводе. Поскольку непонятно, женаты ли они с точки зрения галахи (ведь они не женились в соответствии с еврейской галахой), то не очевидно как им следует разводиться. Если после такого брака не сделав еврейский развод (гет) они женятся снова, то может возникнуть сомнение, не являются ли их потомки законнорожденными.
А теперь представьте себе парня, который родился в результате такого брака, вырос и решил надеть кипу. Тех, кто женится на Кипре, абсолютно не интересуют все эти понятия. Но для их потомков это может оказаться совсем не простым испытанием - вдруг обнаружить, что кто-то считает их мамзерами (незаконнорожденными).
Вы скажете, кого волнуют эти глупости? И действительно, если уж вас не интересует, будете ли вы считаться евреями или нет, то совет жениться по закону Моисея и Израиля вас не затрагивает. Но если вам плевать на религию, но важна ваша национальная принадлежность, то было бы справедливо оставить право выбора вашим потомкам, точно так же, как ваши родители оставили его вам, а не навязывать им ущербный с еврейской точки зрения статус.
Но всё это - просто совет. Не об этом речь. В конечном итоге, идея гражданских браков разрешает эту проблему, поскольку вся идея гражданского союза в том, чтобы ничего не делать по галахе. Именно поэтому это называется "супружеским союзом", а не «хупой». Т.е. нет сомнений, что они не женаты по галахе, и поэтому ясно, что они не нуждаются в галахическом разводе («гете»), и их потомки чисты в плане законности рождения. Хотя с этим есть иные проблемы, но хотя бы самую тяжелую галахическую проблему - мы решили. Сколько я ни пытался рассматривать это решение с разных сторон, я не пойму, почему религиозные партии выступают против него. Может, кто-нибудь мне это объяснит?
И вообще, почему государство должно признавать или не признавать те или иные супружеские связи? Почему государство должно в это лезть? Мне скажут, что это необходимо потому, что государство выдает машканты и различные скидки в налогах тем, кто женат, и тем самым оно становится одной из сторон в этом деле. С точки зрения моего мировоззрения в вопросе отношений государства и гражданина, я не думаю, что в идеале это должно быть так. Действительно либеральное государство не должно нас воспитывать, не должно нас женить, не должно нас лечить. Оно должно нас защищать и обеспечивать судопроизводство (Как писал об этом Рамбам: "Царь ведет войны и судит".)
В израильской реальности ситуация обратная. Государство делает всё, кроме того, чем оно обязано заниматься. Оно берет над нами шефство и лезет нам в душу. Но две вещи оно абсолютно не делает - те самые вещи, которые оно обязано делать. Оно не обеспечивает безопасность и справедливый суд. Это прямо связано с бегством от еврейской самоидентификации - но об этом мы поговорим в другой раз.
В любом случае, пока мы не пришли к счастливому будущему, когда снова станем истинно свободным обществом и вернем евреям ответственность за их жизнь, нам надо справляться с нынешней реальностью, и гражданский брак представляется мне шагом в правильном направлении.
***
Многие репатрианты из бывшего Советского Союза приходят на мои лекции. Как-то в конце лекции обратился ко мне приятный парень и спросил:

- Почему я не могу пожениться тут?

- Кто тебе мешает? - спросил я.

- Я не считаюсь евреем, - ответил он.

- У меня нет никакой проблемы, чтобы ты женился, - сказал я.

- Но в раввинате меня не принимают.

- Ну, в самом деле, - сказал я, - ты не еврей, так чего же ты ожидаешь?

- Я не хочу ехать на Кипр, - продолжил парень.

- Знаешь что? - сказал я, - По мне, ты мог бы пойти в МВД, чиновник записал бы тебя и твою половину как женатую пару, ты получил бы официальный документ с сургучной печатью и красными ленточками. А еще лучше, чтоб государство вручало бутылку виски за свой счет... В этом случае ты был бы доволен? Ты получишь все права семейной пары, не будет никакой разницы между тем, что получишь ты, и тем, что получил я, когда женился.

Но репатриант остался недоволен.

- Все права я получаю и сейчас, - сказал он и добавил, - Ты не понимаешь. Я хочу чувствовать, как все, я не хочу быть гоем в обществе евреев.

- Так почему ты не проходишь гиюр? - спросил я.

- Потому что они делают проблемы. Я хочу, чтобы меня приняли таким, какой я есть. Или хотя бы облегчили гиюр.

- Смотри, - сказал я, - в вопросе брака я полностью с тобой согласен. Но то, что ты требуешь сейчас, просто несправедливо. Потому что сейчас ты уже не обращаешься к государству, чтобы оно признало тебя женатым - ты обращаешься к галахе. Ты понимаешь, что признание евреем - это галахический вопрос, а не гражданский? Ты, по сути, требуешь, чтобы страна изменила галаху ради тебя. Ты хочешь сидеть на двух стульях. Ты не признаешь галаху, но хочешь, чтобы галаха признала тебя... Это кажется тебе справедливым? Даже Сталин, который разрушал церкви, не пытался изменить само христианство.

- Так что ты предлагаешь мне? Когда работники Сохнута агитировали ехать в Израиль, они сказали, что если дедушка - еврей, то нет никаких проблем - я считаюсь евреем.

- У меня нет ответа. Тебя обманули. Надо наказать того, кто это сделал, но очевидно, что в данный момент решение не может возникнуть как результат светского давления на еврейскую галаху. Дать тебе израильское гражданство - это просто. Но записать тебя евреем вопреки галахе - это невозможно. Даже если найти раввинов, которые прогнутся (а понятно, что таких можно найти), в конце концов (и это уже происходит) тут появятся книги с родословными, и галахические евреи будут выяснять сами, на ком они женятся. Тогда здесь могут возникнуть два общества - одно еврейское, а второе - сомнительно еврейское. В конечном счете, все захотят быть записанными в книги ортодоксрв, поскольку станет ясно, что с точки зрения сути именно они устанавливают, кого считать евреем.
Я против насилия, любого насилия. Против религиозного давления на светских, и ни чуть не менее - против светского давления на религиозных. Я верю, что когда мы сумеем освободиться от насилия, то евреи сделают правильный выбор.

Перевод М.Брука

"zman.com", 9.04.2009




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  

TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria