|
Моше Фейглин
Герцлийская конференция: никто не говорит о справедливости
Герцлийская конференция предоставила мне возможность посмотреть на "альтернативы", предлагаемые лидерами правых партий пути правительства Эхуд & Эхуд *. Из звучавших там речей, выяснилось, что и классические светские правые и правые религиозные находятся в плену концепции Осло и мыслят в тех терминах, которые она породила.
Биньямин Нетаниягу, как видно, хорошо проштудировал перед выступлением на конференции книгу Шимона Переса "Новый Ближний Восток". Решение, которое представил глава оппозиции, называется "экономический мир". Нетаниягу говорил о совместных промышленных районах, которые обогатят жителей Газы и лишат их желания воевать. Но это "решение" уже давным-давно опробовано. Пустующие промышленные районы Переса в Атарот и у КПП Эрез должны были давно показать главе оппозиции, что это неверное направление. Но, согласно пословице, "заключенный (чье сознание заковано в догмы) не может сам освободить себя из тюрьмы".
Еще во времена правительства Рабина тогдашний министр иностранных дел Шимон Перес вопрошал с трибуны Кнессета у главы оппозиции Биньямина Нетаниягу: "Какова ваша альтернатива?!" И уже тогда выяснилось, что у классических правых не было существенной альтернативы концепции Осло. В своем последнем выступлении на конференции в Герцлии Нетаниягу вновь подтвердил этот факт. А потом правые удивляются, почему даже когда они приходят к власти, левые продолжают править.
Но как религиозные правые могут критиковать Нетаниягу, ведь и сами они свободны от плена левых концепций. "Надо хранить Насраллу как лидера Хизбаллы и не пытаться уничтожить его", - так выразился на конференции генерал-майор запаса Яков Амидрор. Этим он напомнил мне позабытый эпизод. Несколько лет назад мы с друзьями опубликовали объявление на целый лист в газете "Макор ришон". Заголовок статьи призывал солдат ЦАХАЛа уничтожить Арафата. По следам этого объявления юридический советник правительства начал следствие по обвинению в подстрекательстве, но, в итоге, решил не подавать против нас обвинительное заключение, чтобы не давать дополнительную рекламу нашей идее. "Это именно то, чего они хотят", - сказал он и, по правде говоря, он был в значительной мере прав. И позднее, когда Арафат был уже неизлечимо болен, я публиковал повсюду статьи под заголовком "Убить его как можно скорее - прежде, чем он умрет сам!" Вроде бы я выражал абсолютно не логичную идею - почему Израиль должен ликвидировать этого популярного у арабов лидера и рисковать реакцией, если подлец все равно сдохнет в течение нескольких дней?
Ответ прост - есть тесная связь между справедливостью и безопасностью. Чтобы добиться безопасности, нужна армия, современное оружие, разведка, но все это не поможет тому, кто не вооружен справедливостью, чувством своей правоты. Подписав соглашения Осло, государство Израиль отказалось от этого важного оружия. Рукопожатие Рабина с главой террористической организации освобождения (всей) Палестины от евреев показало всему миру, что Израиль считает справедливым арабские притязания на всю Эрец Исраэль; все, чего еврейские колониалисты хотят от палестинских "туземцев", это "только бизнес".
Прагматизм договора Осло, изначально отказавшийся от понятия справедливости, достиг прямо противоположных результатов, чем те, на которые рассчитывали. Безопасность Израиля резко ухудшилась, она сейчас в самой низкой точке со времен Войны за Независимость. Гражданское население страны является легитимной целью для постоянных обстрелов. Послеословский Израиль позволил арабским соседям вооружиться десятками тысяч ракет, которые могут достичь любой точки страны и нести неконвенциональное оружие. Через несколько лет Иран закончит разрабатывать ядерное оружие, но ословский Израиль, отказавшийся от веры в свою правоту, не способен объяснить родителям солдат, почему их сыновьям необходимо выйти на войну против Ирана. Нынешний Израиль, разумеется, не удостоится международной легитимации за атаку на Иран просто потому, что государство само отвергло все оправдания собственному существованию.
Мой призыв уничтожить Арафата не следовал из прагматических соображений, а был отчаянной попыткой вернуть нам правоту. Я думал, что Арафата нужно уничтожить не потому, что это полезно, а потому, что это справедливо.
Можно понять лидеров без веры, когда они скользят вниз по маршруту "прагматического диалога, чистого от соображений правоты". Возможно, их сознание затрудняется постичь неизмеримую мощь веры и справедливости. У некоторых политиков, по-видимому, само это понятие уже отсутствует, они сдали этот "примитивный" термин в архив. В нашу постмодернистскую эпоху термин "справедливость" помещен где-то между параграфом о субъективных ощущениях, вроде чести, и параграфом о важности всяческих символов.
"Мы дадим им достоинство, а они дадут нам мир", - такие высказывания раздавались со стороны левой "восьмерки" (Бейлин, Бург, Рамон, дочь Даяна и т.д.) Но когда эти же слова говорит правый генерал Амидрор, это свидетельствует о серьезном падении. Выясняется, что и правый религиозный истеблишмент так же находится в плену концепции Осло и не способен даже представить себе альтернативу.
-------------------
* Cтатья написана во время правительства Эхуда Ольмерта и Эхуда Барака, когда Нетаниягу возглавлял оппозицию. Прим.перев.
"Макор ришон" 25.01.10
Перевел Моше Борухович
МАОФ 01.2010
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|