|
Моше Фейглин
"Зо арцейну" или поговорим о справедливости
Мы все время колеблемся между светом и тьмой, между надеждой и отчаянием, между радостными и печальными событиями, между человеческим и материальным расцветом и существенными спадами.
Каждый раунд войны на севере или на юге оставляет нас на более низкой позиции, чем мы были ранее. Вот пример последнего раунда. Хамас закончил его со счетом 2:0, в его пользу, разумеется. Он "включил в правила игры" и как бы узаконил обстрелы школьных автобусов и одновременно он "исключил из игры" продолжение ликвидации его лидеров.
Каждая турецкая флотилия или политическое цунами, даже если в итоге кризис благополучно разрешается, оставляют нас с уменьшившейся легитимацией, с все меньшим международным признанием самого нашего права на существования.
У нашей страны, безусловно, есть позитивные достижения: высокая рождаемость, беспрецедентная для западного мира, израильское экономическое чудо, наши новые технологические возможности, низкий процент безработицы.
Есть у нас и негативные моменты: увеличивающаяся разница в зарплатах, превращающая нас в нечто вроде Южной Африки, разваливающаяся система здравоохранения, отсутствие возможности для молодой пары купить себе квартиру, политический тупик в области безопасности.
Колебание между светом и тьмой всегда заканчивается в точке более низкой, с точки зрения политики и безопасности, и в более высокой, с материальной точки зрения. Чем больше мы падаем, тем мы больше растем. В Израиле становится менее надежно, но появляется больше евреев. Нас меньше признают, но мы больше процветаем.
Это не значит, что опасность уменьшается, наоборот, она все время увеличивается, но все эти процессы идут параллельно: мы оказываемся в более низкой и опасной точке, но, в то же время, мы увеличиваемся и становимся более крепкими и прочными.
Глубоко в душе мы все понимаем, что это не может продолжаться вечно. Как евреи при выходе из Египта, мы двигаемся к ситуации, когда мы окажемся прижатыми врагом к самому берегу моря. Не похоже, чтобы Нетаниягу нашел другой, новый способ ослабить давление, а не так, как это делали все премьер-министры до него. Они отдавали очередную часть Страны, часть суверенитета и лишались остатков морального оправдания нашего существования. Продолжение такой политики притянет, разумеется, еще большее внешнее давление и приведет к новым войнам, за чем последует в итоге падение нынешнего лидера и замена его другим, который будет делать то же самое. Речь не идет о слабости конкретных руководителей. Проблема заключается в общераспространенном израильском сознании, не располагающем инструментами для правильного понимания действительности и, поэтому, беспомощным перед ее вызовами. Исходя из принятых понятий и ценностей лидеры всегда делают вывод о необходимости отступления, вне зависимости от того являются ли они правыми или левыми, героями войны или талантливыми руководителями. Они действуют в рамках существующих понятий и идеологии и поэтому процесс, который мы описали, все время продолжается.
И все же виднеется свет в конце туннеля. Общественное сознание постепенно начинает меняться. Израильтяне уже не верят в скорое наступление мира. Такое прозрение бросает массы избирателей вправо. И Либерман пожинает плоды этого разочарования. Но процесс смены парадигм не закончился - в дальнейшем появится смысл, который сменит отчаяние на надежду.
Во время торжественной церемонии, устроенной Ликудом перед праздником Песах, я напряженно слушал речь премьер-министра. Он перечислил достижения правительства, описал наши успехи во всех областях. Это была стандартная речь руководителя, желающего подчеркнуть свои достоинства. Но в конце речи, к моему удивлению, глава правительства произнес несколько предложений, которые оправдали в моих глазах все мероприятие. Уже много лет я вновь и вновь указываю на тот факт, что ни один официальный руководитель Израиля не решается заговорить о справедливости, просто произнести фразу: мы правы, потому что это наша земля (Зо арцейну!). Нетаниягу в конце своей речи объяснил, что все перечисленные им достижения не существенны, если мы не сможем обосновать хотя бы сами себе чувство нашей правоты, то, что эта земля по праву принадлежит еврейскому народу. Он также напомнил связь между нашими достижениями и нашей традицией.
"Ну, что ты скажешь об этом?" - спросил я высокопоставленного журналиста, стоявшего возле меня. - "Это слова, которых мы не слышали от израильского лидера, по крайней мере, 30 лет!". Журналист вообще не расслышал этих слов. Они прошли мимо его сознания, он их не понял. Излишне указывать, что и его репортаж и статьи в других СМИ не содержали упоминания о них.
Я не знаю, идет ли речь об изменении стратегии или это только смена семантики у руководителя, находящегося в беде. Хорошо, если выяснится, что в окружении главы правительства решили возглавить изменение общественного сознания и смены парадигмы, а не просто тащиться в хвосте этого процесса. Хорошо, если выяснится, что глава правительства решил повести процветающий Израиль от точки отчаяния и бессмысленности в пространство права и справедливости. Только опираясь на сознание нашей правоты, мы сможем справиться с вызовом делегитимации Израиля.
Перевод Моше Борухович, МАОФ
"Макор ришон", 04.2011
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|