|
Моше Фейглин
Нация в поисках смысла
"Если человеку есть "зачем" жить, он сможет выдержать любое "как". (Ницше)
"Человек ищет смысл", - объяснил известный психолог Виктор Франкл. Выживание в концлагере во многом зависело от того, был ли у человека смысл жить. Терявший смысл жизни погибал в лагере очень быстро. В смысле существования нуждаются не только люди, но и нации. И особенно еврейский народ.
Поиск смысла национального существования был одним из главных вопросов во время последних выборов. Не экономика, не вопросы безопасности и, разумеется, не вопросы равного распределения бремени службы в армии.
"У сионизма нет ничего общего с религией", - постановил Первый сионистский конгресс и в определенном смысле это было верно. Религия (в ее европейском понимании, где "богово" отделено от "кесарева") подходит для общины или для семейного клана. Если понимать так иудаизм, то он становится "переносным" - его можно увязать в котомку и унести с собой после очередного погрома. Для возвращения к нормальному национальному суверенному состоянию необходимо гораздо больше - возвращение к всеобъемлющей еврейской культуре. Но какое содержание мы придадим нашему новому возвращению в Сион? Ведь там, "где нет Откровения, развратится народ" (Притчи 29:18) Какой смысл будет у возвращения без глубинных национальных основ?
Именно вокруг этого вопроса велись споры во времена становления сионизма. Победило в них социалистическое направление. Партия МАПАЙ-Авода возглавила процесс воссоздания государства и руководила страной до 1977г. Правые никогда не выставляли альтернативную цель для сионизма. Они участвовали в практической сионистской деятельности - заселяли Эрец Исраэль и обеспечивали безопасность, не пытаясь придать сионизму новый смысл. В конце 80-х социализм рухнул вместе с распадающимся Советским Союзом. В начале 90-х годов к власти в Израиле вернулись левые под лозунгом "вхождения в семью братских народов". Мечту о социализме заменила мечта о мире.
Сегодня, 20 лет спустя, процесс Осло пришел к своему концу. Израильское общество очнулось от иллюзий мира, иллюзии, за которую мы заплатили морем крови. Пространство коллективных целей осталось пустым, и нация жаждет найти смысл собственного существования. Выясняется, что у национальной жизни в отрыве от основ нашей идентификации и веры существованию нет смысла.
У Ликуда есть полная возможность предложить смысл национальному существованию. Ликуд - национальная партия с великолепным прошлым. Она вооружена теорией Жаботинского и народной связью с еврейской традицией. Но в последнюю избирательную кампанию эти возможности не использовались и идеология затушевывалась. Не случайно Ликуд не публиковал свою предвыборную программу. Мол, все равно мы победим, так зачем же давать повод для споров... Так национальная правящая партия превратилась в безликую партию с негативным предвыборным кампейном, лишенным смысла.
С обеих сторон политического спектра выросли партии, предложившие новую повестку дня: "Еврейский дом" Беннета и "Есть будущее" Лапида. Они все еще не выдвигали достойную национальную задачу, но, по крайней мере, одна из них - "Еврейский дом" - что-то говорила о еврейском народе и его целях. Эти намеки на смысл привлекли избирателей (по опросам до 18 мандатов) и почти половина из них не были религиозными.
В ходе опросов выяснилось, что многие избиратели колеблются между Беннетом и Лапидом. Финкельштейн и другие ведущие предвыборную пропаганду Ликуда считали, что нападки на "Еврейский дом" вернут Ликуду те шесть мандатов, которые Беннет отнял у Ликуда. Пропаганда представила повестку дня "Еврейского дома" как экстремистскую. Но испуганные этим избиратели не вернулись в Ликуд, так как Ликуд затушевывал свое видение национальной задачи и не мог привлечь тех, кто эту задачу искал. На фоне отсутствия смысла старых альтернатив избирателям оставалась только бессмысленность, и тогда они предпочли выбрать бессмысленность новую, более приятную и привлекательную, чем у Ликуда.
Так партия Лапида стала второй по величине, а Ликуд уменьшился, сжимаемый двумя молодыми партиями, предлагающими новую повестку дня. Гражданскую повестку дня - с одной стороны, и еврейскую - с другой. Две эти партии пока еще не предлагают смысл. Они все еще занимаются "как", а не "зачем" и "куда".
Если Ликуд поймет причину глубокого спада, если обновит свои ряды и предложит обществу новую цель, то он вернет себе избирателей, убежавших к молодым партиям. Если Ликуд даст нации ответ на вопросы "зачем" и "куда", то он сможет уверенно вести страну к выполнению национального предназначения. Если же Ликуд этого не сделает, то он закончит так же, как партия Авода.
Перевел Моше Борухович, МАОФ
30.2013
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|