|
Моше ФейглинТоми делает тшуву1
Фантастический сценарий
Уход Шарона из Ликуда не вызвал у аводистов никаких эмоций – даже
злорадства по поводу плохого положения дел. У них самих в Аводе все
оказалось в гораздо худшем состоянии. Когда Шимон Перес вышел из
партии и присоединился вторым номером к Томи Лапиду, многие его
верные сторонники предпочли присоединиться вместе с ним к новой
силе, лидирующей по опросам. Партия Авода осталась с несколькими
кандидатами, перессорившимися друг с другом во время внутренних
выборов, которые зашли в тупик из-за подтасовок с голосами избирателей.
До выборов в Кнессет оставались считанные месяцы, у
партии до сих пор не было официально выьранного главы. Как и Авраам
Бург, остальные члены Кнессета от Аводы поняли к этому моменту, что
лучше во-время покинуть тонущий корабль, и стали искать пути
присоединения к другим партиям. Сам Лапид уже давно понял, что он
надоел народу и что если он не пойдет по следам Пораза, не уйдет из
партии и не поставит во главе своего нового движения известных
лидеров из национального лагеря, – то и его, и его партию ожидает
полный разгром.
Все это время продолжалось "отделение" или "размежевание" Шарона –
от своей партии. Оно достигло своего пика, когда члены Центра
Ликуда представили председателю Центра д-ру Узи Ландау 700
подписей, требующихся для созыва Центра, чтобы принять решение о
начале процесса выборов нового главы движения. Шарон, правда,
попытался задержать этот процесс, используя все свои известные и
достойные презрения трюки, однако, когда они подошли к концу, и
Шарон понял, что Центр будет созван, а решение – принято, давно
напрашивающийся выход стал ясен и ему. Нескольких тайных встреч
оказалось достаточно, чтобы сюрприз десятилетия в израильской
политике стал достоянием гласности. На помпезно обставленной
пресс-конференции Шарон, Перес и Лапид сообщили о создании новой
ведущей силы. Во главе новой партии Шинуй встанет Шарон, Перес
займет второе место, Лапид же скромно удовлетворится третьим местом
и возвращением (в составе "правофланговых" победителей) к роли
основателя новой партии власти.
Новый Шинуй походил во всем на Шинуй старый. Главным предвыборным
лозунгом стало "Гражданское государство", а политические
советники больше рассчитывали на полный упадок Аводы и ослабление
Ликуда, чем на поддержку религиозных.
Новый Шинуй не получил большинства, но неумение Ликуда и
религиозных партий объединить усилия привело в результате долгого
процесса, сопровождавшегося кризисом, к заключению союза между
Шинуем и арабами (которые впервые получили должности израильских
министров). Шли долгие месяцы неизвестности, пока Шарон не объявил
о составе нового правительства. Однако спустя короткое время он был
госпитализирован вследствие тяжелой простуды. Ходили слухи о
гораздо более серьезной проблеме, комментаторы стали повторять и
напоминать, что Шарон уже долгое время говорил, только глядя в
бумаги (где все было записано особо крупными буквами), и казалось,
что он не вполне понимает написанные для него тексты выступлений.
Здоровье Шимона Переса, давно уже достигшего преклонного возраста,
тоже было не ахти какое. Возраст стал давать о себе знать самым что
ни на есть открытым и вгоняющим в краску образом. Стало ясно, что
он также не может стоять во главе правительства.
Таким образом, премьер-министром Израиля стал Томи Лапид.
Однако на этом не закончились необычные трансформации в израильской
политике. Раввин Айхлер, давний друг Томи Лапида еще со времен
программы "Поп-политика", сохранил с ним связь и даже пригласил его
на субботнюю трапезу. Ко всеобщему удивлению Томи ответил
согласием. К старости лет его все чаще стали одолевать воспоминания
своего детства, и ему было приятно ностальгировать в компании
Айхлера по тому самому венгерскому2 чолнту и вспоминать незабываемые запахи
субботы. Раввин Айхлер, хорошо поднаторевший в подобных ситуациях,
знал, как тронуть верные струны... Не прошло много времени, и Лапид
совершил полную тшуву. Во главе правительства Израиля стоял
ортодоксальный еврей в черном сюртуке, шляпе и при прочих
атрибутах.
С одним исключением: Лапид остался Лапидом, и ни с кем не считался.
В течение короткого времени Лапид объявил о "Программе
присоединения" к еврейской традиции. Ее главными чертами стали
запрет публичного осквернения субботы и жесткий надзор за
выполнением закона, запрещающего продажу свинины.
Левые организации завопили в горечи: "Ведь ты же получил наши
голоса благодаря высказываниям совсем иного рода?!"
Однако Томи это не трогало. Он пришел оттуда и в точности знал, что
им ответить. "Демократия – это, прежде всего, соблюдение закона", –
объяснил Лапид и подробно рассказал о точно расписанных сроках
реализации своего плана. Управление, созданное для выполнения
Программы присоединения, получило солидный бюджет и еще раньше, чем
закон был проведен в Кнессете, начало выдавать первые платежи в
счет компенсации за закрытие бизнеса по субботам. Не помогли
никакие жалобы по поводу нарушения правил работы со стороны
администрации. Лапид знал, что торгаши предпочтут получить деньги и
закрыть свои магазины, нежели стать кандидатом на отсидку в течение
трех-пяти лет, на конфискацию имущества и на получение уменьшенных
сумм компенсации (если вообще удастся что-либо получить!). Было
ясно, что члены правительства и депутаты Кнессета предпочтут свои
кресла голосованию по идеологическим мотивам, и поэтому левые стали
добиваться проведения всенародного референдума. Была вероятность
того, что на референдуме левый лагерь одержит победу – Лапид знал
это и отказался прислушаться к их требованиям. Из его ближайшего
окружения стали просачиваться слухи, что суббота и запрет
некошерной торговли – это только начало. Когда "Закон о
присоединении" был представлен Кнессету, стало очевидным, что он
включает длинный список нововведений (в т.ч. запрет на
распространение порнографии, получение справки о еженедельном
изучении иудаизма как условия получения пособия от Национального
страхования, и др.)
3.
Гигантские демонстрации прошли по всей стране. Нечто грандиозное
устроило объединение "Раввинши-лесбиянки за плюрализм",
организовавшее живую цепочку от Стены плача в Иерусалиме до
аэропорта в Лоде.
Но с Лапидом уже невозможно было разговаривать. Многим казалось,
что им управляют всякие раввины и советники. В левых кругах стали
поговаривать об отказе выполнять этот закон, однако новый министр
юстиции Цахи Анегби пригрозил, что поддержка "отказничества"
вызовет судебное преследование и привлечение к суду за попытку
поднять бунт. "Отказничество расшатывает основы демократии", –
объяснил министр. – "Чего вы хотите? Только несколько лет назад мы
изгоняли людей из их домов, бросали на произвол судьбы их имущество
и арестовывали всех, кто отказывался эвакуироваться добровольно,
игнорируя все их протесты. Тогда речь шла не о том или ином меню и
даже не об определенном неудобстве, с которым связано соблюдение
субботы, – но о попирании самых элементарных прав человека,
живущего в свободной стране. Тогда тоже у власти находился
премьер-министр, избранный благодаря совершенно противоположным
заявлениям и лозунгам. В сущности, то одностороннее отступление его
соперник Амрам Мицна выдвинул как свою программу, а Шарон в своем
противоборстве с ним в корне ее отверг".
Так и продолжал министр юстиции давать отповедь тем, кто его
критиковал, а под конец потряс своих слушателей новой "напастью":
начиная с такого-то дня каждый гражданин мужского пола, достигший
18 лет, будет обязан носить кипу, а каждая замужняя женщина –
прикрывать волосы. "В конце концов", – объяснил министр, – "это
всего лишь маленький и символический кусочек материи на голове по
сравнению с изгнанием людей из их домов. Демократия – это
демократия"…
------------------------------------
1. Тшува –
«возврат», имеется в виду возврат к религии.
2. Лапид
родом из Венгрии
3 В иудаизме
запреты предназначены для воспитания свободного выбора человека
, в отличие, например, от христианства, где более важны аскеза и
смирение. Движение «Еврейское руководство» категорически
выступает против религиозных партий и против насильственного
принуждения к выполнению заповедей.
1.11.2004 Перевод М. Найшулера
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|