|
Анатолий и Олег Гержгорины
Под чьи знамена становиться?
Мы – единый народ. Эти слова, как молитву, повторяют не только
раввины и политики. Но насколько мы едины? Почему такое брожение в
общности людей, называющих себя евреями? Может и в самом деле,
прежде чем объединиться, сначала надо размежеваться, как утверждал
классик все еще не похороненного коммунизма? Либо все наши беды
оттого, что по-прежнему служим идолам – будь то политика, бизнес,
культура или искусство? У каждого, наверное, на этот счет свое
мнение. Тем интересней было послушать Ицхака Хоникмана,
представляющего Американский фонд движения «Манхигут Егудит»
(«Еврейское руководство»). Его создал в Израиле Моше Фейглин – один
из основных претендентов на пост председателя партии «Ликуд». По
последним опросам он уступает по популярности только Биньямину
Натаниягу.
Определенный интерес к его персоне вызвало и письмо Джонатана
Полларда, отбывающего пожизненный срок в тюрьме за то, что, по
сути, спас лицо Америки, которая утаивала от своего стратегического
союзника данные о ядерных приготовлениях Ирана. Поллард призвал
голосовать на предстоящих в «Ликуде» праймериз только за Моше
Фейглина. "Мы с женой Эстер знакомы с Моше Фейглиным давно и знаем
его как человека честного, ответственного и богобоязненного, -
пишет узник Сиона. - И считаем его самым достойным кандидатом на
пост председателя "Ликуда". Но что это за движение - «Манхигут
Егудит», каковы его цели? Основная цель, как записано в его
программе, «создать еврейское государство, вернув
независимость еврейскому народу, изгнанному из своей земли после
разрушения Храма... предоставить условия для развития нашей
исконной культуры и, наконец, сформировать образцовое общество на
основе исконно еврейских ценностей, которое станет примером и
знаменем для всего человечества».
Красиво, но насколько убедительно? И почему в рамках «Ликуда»,
исповедующего совсем другие ценности? Потому что дошароновский
«Ликуд» не отвергал этих ценностей. Во второй главе Устава,
определяющей цели партии, записано: "Охрана права еврейского народа
на Землю Израиля как вечного права, не подлежащего сомнению,
удержание поселений и планомерное развитие всех частей Земли
Израиля, распространение на них государственного суверенитета
Израиля". Религиозную составляющую, правда, аккуратно обошли.
Извечный конфликт между сионизмом и иудаизмом. В интервью
израильскому журналисту Арье Перельману Моше Фейглин сказал:
- Сионизм – политическое воплощение движения, стремящегося к цели,
в основе своей противоположной иудаизму. Превращение Израиля в
народ "как все другие народы" противоречит иудаизму. Также и
понятие «израильтянин» в моих глазах дискредитировало себя. Если
арабский депутат Азми Башара, постоянно облизывающий то сирийские,
то ливанские тарелки, – израильтянин, то я уж точно нет. Я не люблю
оперировать готовыми формулами, как это делается, например, при
заполнении анкеты («религиозный сионист, сионист по духу» и т.д.).
Но я и не антисионист. Нельзя не замечать присущих сионизму
проблем. Разбитое корыто, перед которым мы остались сегодня, -
следствие внутреннего противоречия, которое надо искать в истоках.
На каком-то этапе оно должно было проявиться. И проявилось. Пришло
время начать этап отделения от остальных народов и развивать то,
что присуще исключительно нам.
Основная цель Моше Фейгина – превратить государство евреев в
еврейское государство. Парадоксально? Ничуть. Да, в Израиле живут
евреи, но это не еврейское государство. Нынешнее израильское
правительство разъединяет евреев, считает Ицхак Хоникман.
Количество не всегда переходит в качество. Сейчас в Израиле самая
крупная еврейская община. В отличие от американской она не
подвержена ржавчине ассимиляции. Кто бывал в Израиле, наверняка
обращал внимание, как много там молодежи. Но все мы разные. Два
еврея – три мнения. Это о нас. Не зря ведь мы – жестоковыйный, то
есть необыкновенно упрямый народ. И объединить нас, как всех
остальных, невозможно. Этим мы и отличаемся от других. Объединиться
можно только на духовном уровне.
Вот к чему и нелепый, на первый взгляд, призыв – «создать еврейское
государство». Оно же, дескать, уже создано. Правильно, только из
него вытащили душу. Дети в государстве, которое называет себя
еврейским, изучают многократно переписанную новейшую историю. Они
знают все о Европе, Соединенных Штатах, даже о канувшем в Лету
Советском Союзе, но почти ничего не знают о еврейской истории. Даже
история Израиля начинается с конца позапрошлого века, когда на
Святую землю стали прибывать первые поселенцы. Дети, конечно, тут
ни причем. Это взрослые забыли о том, что они всего лишь
продолжение тех, кто в неимоверной борьбе и страданиях пронес через
поколения свое еврейство. Если бы каждый задумывался над тем, что
евреем он стал только благодаря маме, а его личной заслуги в этом
никакой, может быть, по-иному взглянул бы на жизнь. Мама свой долг
выполнила, а что сделали и делаем мы, чтобы передать еврейский
факел следующим поколениям?
Именно благодаря нашим предшественникам, которые напрямую
разговаривали с Б-гом (есть у евреев такая удивительная
привилегия), нас бы уже давно не было. Потому что быть евреем на
самом деле очень трудно. Не каждому по плечу эта ноша. Кто-то
безропотно несет, стиснув зубы, а кто-то норовит побыстрее от нее
избавиться. В диаспоре, особенно американской, это видит даже
слепой. Но в Израиле, созданном для гонимых евреев, легко отреклись
от собственных традиций. В угоду демагогам и политиканам. Это с
ними надо размежеваться в одностороннем порядке. Арабы не
ассимилируются ни в Израиле, ни в Европе, ни в Соединенных Штатах.
Они готовы лучше жить в гетто, как это делали на протяжении веков
евреи. Это проверенная временем школа выживания. Но Израиль не
выживет, если даже там соберутся все евреи, пока не вернет изъятую
составляющую – еврейское образование и воспитание.
Пока не научится с легкой душой помогать ближнему, ощущать себя
частицей великого народа.
- Многие, прожив всю жизнь, так и не увидели красоту мицвы,
- говорит Ицхак Хоникман. – Мы часто спрашиваем, почему наши дети
так неблагодарны. И не задумываемся над тем, что они просто никогда
не испытывали этого чувства. Их не приучили к этому. Вспомните,
разве вы сами не усмехались, увидев, как религиозные евреи, взяв
яблоко или даже стакан воды, спешат воздать хвалу Всевышнему? Тот,
кто привык благодарить Творца, не забудет поблагодарить и
родителей, и друзей, и соседей.
Хоникмана, как и многих из нас, волнует, что в Израиле нет
единства. Страна разделена на целый ряд враждующих лагерей. Они
создают партии, которые готовы насмерть биться друг с другом. Дом
Якова слабеет на глазах. Это отражается и на армии, из которой
изгоняют религиозных. Сейчас 83% солдат далеки от религии отцов. Их
не встретишь у стены Плача. Но если ты не уважаешь собственную
историю и традиции, то, как можешь уважать себя? В таком случае
национальная идея – пустой звук. С другой стороны, Израиль – сколок
диаспоры. А здесь те же процессы. Масса организаций, масса лидеров,
зовущих нас в никуда, да еще зарабатывающих на этом колоссальные
деньги. Их вполне устраивает сложившийся баланс сил, и они ни при
каких обстоятельствах не пойдут на перемены. Пусть лучше погибнет
Израиль, но только не бизнес.
Игра в «палестинский» народ, которую приняло израильское
руководство, ни к чему хорошему не приведет. Единственная
«культурная» ценность, объединяющая “палестинцев”, это стремление
уничтожить евреев. И, как справедливо утверждает Моше Фейглин, в
тот самый момент, когда, не дай Б-г, рукотворный Израиль сотрут с
карты, “палестинский народ” перестанет существовать, а надуманный
«палестинский вопрос» никого больше не будет интересовать, в том
числе и тех, кто сегодня называет себя палестинцами. Арабы – дети
пустыни, и куда бы ни ступала их нога, они оставляют за собой
пустыню. Проклятие, которое Творец наложил на Ишмаэля - «на всех
рука его, и рука всех на нем» - может отменить только Он сам.
Ни американцы, ни европейцы этого не понимают. Соединенные Штаты,
как и Израиль, ведут войну с ветряными мельницами. Сразу после 11
сентября 2001 года Фейглин предложили подвергнуть бомбардировке
священный камень Каба в Мекке. Это их символ, такой же, как
башни-близнецы были для Америки. Идет война культур, а не война
против «террора». Это религиозная война. И все разговоры о
«страшной мести» мусульман – сказки перепуганных либералов.
Мусульманский мир держится не на чувстве мести, а на принципе «прав
тот, кто сильней». Иран, кстати, тоже полностью вписывается в эту
концепцию.
Если кто-то думает, что это рекламная статья, то глубоко ошибается.
Подавляющее большинство из нас не имеет к израильским выборам
никакого отношения. Да, мы можем позвонить родственникам и
попросить проголосовать за Фейглина. Можем ознакомиться с
программой его «Еврейского руководства (на сайте
http://russian.manhigut.org). Но проблема гораздо шире - что можем
и должны сделать мы, чтобы помочь и Израилю, и себе? Продолжить
движение в никуда за нашими псевдолидерами, которых и в Америке
хоть пруд пруди? Или пойти другим путем? Накануне Хануки самое
время вспомнить скромного раввина Матитьягу Хасмонея и пятерых его
сыновей из селения Модиин, которые в 168 году до новой эры подняли
восстание против греческих осквернителей имени Б-га и победили. А
началось все с клича Матитьягу: "Кому дорога Тора – за мной!".
Может быть, он говорил совсем другие слова, но важно не это, а
конечный результат. Не пора ли и нам становиться под знамена
Творца, а не ждать милости от других народов? Все равно не
дождемся.
“Еврейский меридиан”, 13.12.2005
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|