Гиллель Гершуни

Что общего у "Гаарец" и главного раввина?

Когда газета "Гаарец" снимает с палестинцев ответственность, а рав Ицхак Йосеф критикует евреев, поднимающихся Храмовую Гору, значит страх победил у них любые соображения морали и еврейского Закона

          "Правило у меня твердое: варенье на завтра! И только на завтра!
          - Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
          - Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня!"
          (Льюис Керолл "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса")

Приведенные слова Белой Королевы помогают нам понять отношение некоторых представителей левого лагеря к вопросу о праве евреев молиться на Храмовой Горе, а также к некоторым другим темам, которые могут, не дай Бог, рассердить "мировое сообщество". Они говорят: "Да, конечно, вообще-то свобода культа - вещь очень важная, только вот не сегодня. Сегодня это слишком опасно. Приходите завтра, и только завтра! Можно вчера. Но никак не сегодня. Сегодня закрыто".

Главный раввин обвиняет жертв, а не убийц

Заголовок первой полосы пятничной газеты "Гаарец" выглядел так: "Разведка предупреждала Нетаниягу: "Правокации правых на Храмовой Горе приведут к взрыву". "Провокациями правых" называют стремление этих упрямых евреев зачем-то идти молиться именно в самом святом для них месте, а так же попытки их избранников им в этом помочь. На самом деле позиция разведки была чуть более сложной, чем этот броский заголовок. "Обзоры разведки - говорится в статье Амоса Гареля, - видят причину беспорядков во вредоносном сочетании провокаций правых министров и членов Кнессета и брожении со стороны ряда палестинских организаций: ПНА, Хамаса и Исламского Движения". Получается, что ПНА, Хамас и Исламское движение обвинять невозможно - это же просто явления природы, они неизменны и нам неподвластны. Таков характерный для левого лагеря расистский подход, который сатирический сайт "Латма" назвал "арабы, как стихийное бедствие". Проблема только в "провокациях правых" - восхождении на Храмовую Гору человека, посмевшего быть евреем.

Раввины, которых обругали "третьесортными", приводят неоспоримые факты

Среди харедимных публицистов и общественных деятелей у "Гаарец" нашлись верные друзья. Корреспондент "Гаарец" Яир Этингер с явной симпатией цитирует харедимную газету "Ятед Неман", которая утверждает, что проблема, в сущности, носит вовсе не национальная. "Проблема в том, что люди пытаются пройти в запретную зону и осквернить святость этого места", "Величайшие раввинские авторитеты вынесли ясное галахическое постановление - подниматься на территорию Храмовой Горы запрещено" - пишет "Ятед Неман".

Главный раввин Израиля рав Ицхак Йосеф продолжил ту же линию, заявив на похоронах Шалома Баадани, подростка, которого террорист насмерть задавил в Иерусалиме несколько дней назад: "Необходимо прекратить подстрекательство, которым занимаются те, кто совершает восхождение на Храмовую Гору… Третьеразрядные раввины не могут оспаривать решения величайших мудрецов Израиля. Евреям запрещено подниматься на Храмовую Гору и провоцировать этим арабских террористов. Только так будет остановлено пролитие еврейской крови".

Стоп, минуточку! Можно понять опасения, типа "что скажут народы мира". Но давайте представим себе, что эта же ситуация сложилась бы в отношении Стены Плача - сравнительно нового места еврейской молитвы. Неужели и тогда они призывали бы "прекратить провокации"? А может быть, наоборот, сделали бы все возможное и невозможное, чтобы продолжать молиться в месте, которое евреи освятили реками пролитых здесь слез? Я хочу поговорить о галахическом запрете восхождения на Храмовую Гору. Том самом запрете, который привел к ситуации, когда во время идущей сейчас войны право евреев молиться на Храмовой Горе так слабо в глазах окружающих. Запрете, существование которого отрицают "третьесортные раввины", но "мы-то знаем, что это запрещено, ведь так говорят величайшие раввинские авторитеты". Действительно ли существует такой запрет?

О чем, собственно, речь? Вы удивитесь, но Галаха вовсе не запрещает тем, кто "ритуально нечист в результате прикосновения к мертвым" (а на сегодня к этой категории относятся все евреи) подниматься на Храмовую Гору. Согласно мудрецам Талмуда, туда даже можно вносить тело умершего. А поскольку чтобы очиститься от других видов ритуальной нечистоты, которые действительно являются препятствием к восхождению, достаточно погружения в воды "микве", восхождение на саму Гору, вплоть до того места, где находился сам Храм, абсолютно дозволено. Что же запрещено нам галахой? Запрещено ступать на место, где стоял Храм. Это принятое большинством мнение РаМБаМа, хотя стоит отметить, что некоторые раввинские авторитеты спорили и с этим, утвержая, что после разрушения Храма пропала и святость места, где он стоял.

Политические решения рядом с галахическими аргументами

Но, давайте о другом. Известно ли вам, что место, которое евреи называют "Храмовой Горой", а арабы "Альхарам а-Шариф", с точки зрения еврейского Закона Храмовой Горой не является? Мишна говорит, что Храмовая Гора - это территория 500 на 500 локтей, около 250-и квадратных метров. А нынешняя территория? Длина окружающей его южной ограды - около 280-и метров, северной - 320 метров, западной - 490 метров. Почти вдвое больше изначальной площади того, что названо "Храмовой Горой". По словам Иосифа Флавия, это произошло в результате того, что царь Ирод расширил и дополнил Храмовый комплекс. "После ремонта" Храм выглядел великолепно, но мудрецы не признали эти расширения интегральной частью "освященного места", а лишь внешними дополнениями, не имеющими галахической святости. То есть, заметная часть "Альхарам а-Шариф" не более свята, чем весь остальной Иерусалим, и туда могут заходить даже люди, находящиеся в состоянии полной ритуальной нечистоты.

Вы спросите, как узнать, что это - та самая, наисвятейшая территория? По этому поводу уже было проведено тщательное исследование рава Залмана Корена, основанное на множестве свидетельств из различных источников, а также археологических находках, которое подтвердило историческую и религиозную обоснованность традиции, согласно которой скала, находящаяся под зданием "Купола Скалы" ("Чахра") - это и есть Святая Святых. Имея эту точку отсчета, можно с легкостью установить бывшее местоположение Храма, и исходя из этого - куда можно заходить, не опасаясь нарушить галахический запрет, людям, очистившимся путем окунания в микве. Так и поступают те, кто совершает восхождения на Храмовую Гору, в том числе рав Иеуда Глик. Они идут в северную или южную часть комплекса, где в крайнем случае могла находиться галахическая территория "Храмовой Горы", но никак не сам Храм.

Это правда, что сам рав Корен не относится к сторонникам восхождения. В упомянутом выше исследовании, он пишет, что не считает возможным разрешить восхождения на Храмовую гору, пока нет возможности удержать людей от того, чтобы ступать на место, где находился сам Храм. Это - легитимная галахическая политика, и именно из этих соображений комиссия Главного раввината установила запрет входить на всю территорию комплекса. Но необходимо подчеркнуть, что речь идет лишь об опасении, а не каком-либо конкретном галахическом запрете. Тем более, что ни в одном другом вопросе мнение Главного раввината для харедим вообще ничего не значит (разве они читают Галлель в День Независимости, как это постановил Главный раввинат Израиля?). Да и для многих из национально-религиозного лагеря мнение Главного раввината никак нельзя назвать решающим. Вообще, галахическая сила этого постановления ограничивается теми случаями, когда кто-либо сам принял его на себя в качестве обязывающего.

Некоторые считают доказательства рава Корена недостаточными, а раз так - точное месторасположение Храма неизвестно. Но в таком случае и подход к Стене Плача может оказаться под суровым запретом, ведь как знать, не продолжалась ли Храмовая Гора и к западу от Стены? Почему же, в таком случае, с этой стороны не опасаются осквернения святыни, а вход на всю территорию Горы, даже в ее самые южные и самые северные части, которые по всем мнениям никак не могут быть местом, где стоял Храм, запрещен? Решение в руках величайших религиозных авторитетов наших дней. По-видимому, помимо галахических доводов здесь присутствуют и политические соображения: нам не с руки лезть во всю эту борьбу, так что давайте просто запретим и дело с концом.

По этому поводу наши мудрецы говорили: "Сила разрешения предпочтительна", то есть раз запретить так просто, можно предположить, что раввин, разрешивший что-либо исследовал вопрос глубже и тщательнее, прежде чем осмелился объявить это дозволенным, а запретивший решил так только потому, что не все детали вопроса ему ясны, и он не хотел разрешать то, о чем недостаточно знает. Но есть еще один интересный галахический вопрос, который Главные раввины неизвестно почему старательно обходят стороной. Галаха запрещает подьем на место, где стоял Храм не только евреям, находящимся в состоянии ритуальной нечистоты. Неевреям также категорически запрещен вход в это святое место. Иосиф Флавий рассказывает, что по всему периметру Храма на равных промежутках были установлены стеллы с описанием правил ритуальной чистоты, некоторые на греческом языке, некоторые - по латыни, и все это с тем, чтобы ни один инородец не вошел в Святилище ("Иудейская война" 5, 5:2). Он же рассказывает, что надписи даже угрожали смертной казнью нееврею, который преступит запрет ("Иудуйские древности" 15, 11:5, "Война" 10, 2: 4). Историки считали это выдумкой, пока не были найдены камни именно с такими надписями по-гречески: "Инородец да не зайдет за перегородку, которая ограждает Храм и в огороженный двор, а тот, кто будет пойман, заплатит за это своей жизнью, приговор его - смерть".

Сегодня у нас все наоборот

Итак, Закон ясен и недвусмыслен: евреи, очистившиеся от ритуальной "нечистоты по мертвому", могут входить в Храм, на Храмовою Гору же они могут подниматься и в состоянии ритуальной нечистоты такого рода, лишь окунувшись в микве. Неевреям же вход в Храм категорически запрещен. Что же происходит сегодня? Ситуация прямо противоположна: неевреи свободно ходят по всей территории Горы и даже играют там в футбол, а евреям раввины запрещают заходить даже в места, разрешенные галахой. При этом полиция, суды и правительство объединяются в общем порыве не допустить чтобы с уст еврея - о, ужас! - сорвалась тихая молитва в этом самом святом для нас месте.

Почему раввины и публицисты не возлагают ответственность за беспорядки на их устроителей - арабов? Почему рав Йосеф не обратился к правительству с обвинениями в том, что оно не препятствует исламским экстремистам и ПНА разжигать вражду и террор? Почему он "забыл" о ясном и недвусмысленном галахическом запрете инородцам заходить в место, где находился Храм? Почему весь гнев почтенного раввина, а также журналистов и прочих левых обращен только и исключительно на евреев, которые всего-навсего хотят помолиться на Храмовой Горе?

По видимому, именно страх "рассердить гоев" объединяет "Гаарец", снимающую с арабов ответственность за террор, и то, как рав Йосеф игнорирует галахический запрет неевреям входить на территорию Храма. И у левых и у харедим этот страх перевешивает все соображения Галахи и морали: журналисты "Гаарец" забывают о своих либеральных ценностях и свободе культа, а "величайшие религиозные авторитеты" перестают обращать внимание на прямые указания галахи.

Перевод Рины Фульмахт-Юсин

NRG, 20.11.2014

  • Обвинение евреев поощряет террор



  • TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria