|
Рав И. Гиссер
Откровенно о наболевшем
Позвольте мне быть откровенным. С ужасом представляю
шквал обвинений со всех сторон, но... Уже давно меня мучит комплекс
национальной вины перед теми неевреями, которые так увлекательно
представляют еврейство в детских лагерях отдыха, семинарах, на клубных
встречах. В большинстве своем это потомки смешанных семей, где, как
правило, оба родителя утратили национальные традиции своих народов.
Воспитанные таким образом, они обречены на мучительный поиск своей
идентификации.Еще пятнадцать-двадцать лет назад вопрос о
национальной принадлежности не был столь острым. Тогда быть евреем
означало подвергаться дискриминации, бытовому и государственному
антисемитизму, и, как следствие, любящие папы и мамы стремились оградить
своих чад от чреватого последствиями еврейства. Сегодня, в новых условиях,
еврейство стало источником разнообразных благ. Мы справедливо гордимся
воссозданными еврейскими школами, системой социальной общинной помощи,
культурными ассоциациями и клубами для молодежи и т.д. Однако в
соответствии с законом государства Израиль право на получение гражданства
этой страны предоставляется даже внукам евреев, и хотя гражданство в
современном многонациональном государстве вовсе не означает принадлежности
к этносу, многие еврейские организации руководствуются именно этим
критерием в своей деятельности. Число тех, кто ни дома, ни в своем
окружении не сталкивается не только с иудаизмом, но и с евреями вообще, но
вовлекается, тем не менее, в общинную жизнь и деятельность, растет изо дня
в день. Большинство из них встретились с еврейством впервые именно в
результате деятельности этих организаций, привлеченные хорошими условиями,
разнообразными льготами и дружеской атмосферой. Разумеется, это не могло
не отразиться на ощущении собственной принадлежности к некогда гонимому, а
ныне столь «социально благополучному» народу. Все это так, но для меня
очень важным является то, что, познакомившись с еврейской традицией и
культурой, значительная часть вовлеченных рекламой и зазывалами в
еврейскую жизнь неевреев искренне заинтересовались ими и стали
воспринимать изученное как неотъемлемую часть своей личности, а зачастую -
видеть в нем смысл существования. Проблемы, которые этим достойным людям
приходится решать, вследствие своего выбора, сложны и многообразны. В
своей деятельности мне приходится много общаться с такими людьми, и каждый
раз я ощущаю свою вину перед теми, кто, в отличие от меня, должен либо
мучительно доказывать свое право стать евреем, либо придумывать
разнообразные теории на национальную тему, пренебрегая многолетней
традицией и уничтожая, в конечном счете, то, в верности чему они клянутся.
«Отцы ели виноград, а у нас оскомина».Я и мои коллеги посвятили
свою жизнь делу еврейского просвещения, и, с моей точки зрения, сегодня
оно включает в себя необходимость дать информацию о еврействе и тем
неевреям, что вовлечены в общинную жизнь. Мой личный выбор предельно
прост: я должен учить их тому, что считаю правдой! Надо напоминать о том,
что еврейство - не привилегия получения израильского гражданства, а
миссия, что привычные мерки неприменимы к нашему народу, что вне еврейской
традиции мы или скатываемся либо к шовинизму, либо к зоологическому
отношению к людям, что понятие «еврей» - не лычка «за заслуги». Мы обязаны
дать людям подлинную свободу выбора, предоставив им правдивые знания. Это
не первая в нашей истории проблема подобного выбора. Я верю в то, что
время все расставит на свои места.
|
| |
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Наш e-mail
|
|